Женевские процедуры

Поделиться
Международное сообщество продолжает попытки урегулировать конфликт на Южном Кавказе. Одной из ни...

Международное сообщество продолжает попытки урегулировать конфликт на Южном Кавказе. Одной из них стала международная дискуссия по стабильности и безопасности в Абхазии и Южной Осетии, которая состоялась в Женеве при участии посредников из ООН, ОБСЕ и ЕС. Переговоры в Швейцарии должны были стать первой встречей делегаций Грузии и России после августовского грузино-российского вооруженного конфликта. Они также позволили бы начать диалог по проблемным вопросам. В рамках конференции планировалось обсуждение выполнения плана Саркози—Медведева, в том числе проблемы беженцев и вынужденных переселенцев: у сторон разная интерпретация этих и других пунктов соглашения о прекращении огня. Один из ключевых вопросов — территориальная целостность Грузии — оказался вынесенным за рамки нынешней встречи. Но начатые международные дискуссии по ситуации на Южном Кавказе все равно были сорваны. Как оказалось, общими усилиями.

Официальное объяснение со стороны посла Евросоюза по особым поручениям Пьера Мореля — процедурные трудности. В это легко поверить, учитывая сложности с подготовкой конференции. Ведь до последнего было неизвестно, состоится ли она вообще, поскольку уже на этапе формирования повестки встречи возникли серьезные проблемы. Россия, например, исходила из того, что дискуссии должны завершиться конкретными договоренностями, которые бы надежно гарантировали безопасность Абхазии и Южной Осетии. А это было неприемлемо для Грузии. Не было солидарности и в вопросе о форме участия Абхазии и Южной Осетии. Это стало ключевой проблемой в проведении конференции. В Москве повторяли: Россия будет принимать участие только в тех международных дискуссиях по ситуации на Кавказе, где будут полноценно представлены Южная Осетия и Абхазия.

Конечно, бессмысленно обсуждать ситуацию на Южном Кавказе без участия представителей Сухуми и Цхинвали. Вопрос только в их статусе: они будут представителями независимых государств или субъектов Грузии? Абхазия и Южная Осетия заинтересованы в том, чтобы их представляли в Женеве как независимые государства. А вот Тбилиси выступает против любых шагов, которые могли бы придать этим двум регионам подобный официальный статус. Но именно этого как раз и добивается Кремль: для россиян крайне важно создать прецедент, который затем можно использовать в переговорах, добиваясь от мирового сообщества признания Абхазии и Южной Осетии.

Европейский Союз выступает за территориальную целостность Грузии. Поэтому-то его страны-члены против равноправного участия представителей Цхинвали и Сухуми в таком международном форуме, что означало бы фактическое признание сепаратистских республик. Чтобы предотвратить проявление каких-либо признаков признания Абхазии и Южной Осетии, Евросоюз предложил компромисс: абхазы и осетины будут приглашены на встречу не как официальные представители независимых республик, они смогут участвовать не в официальных переговорах, а только в неофициальных консультациях, которые должны были пройти в двух рабочих группах. Однако подобные дипломатические уловки, неизбежные при урегулировании подобного рода конфликтов, не спасли встречу.

Поначалу абхазы и осетины, высказав недовольство предложенным форматом, все же приняли участие в неформальной части конференции. Но так и не встретились в Женеве с грузинами. Вначале, консультации покинул глава абхазской делегации, министр иностранных дел Сергей Шамба: его не удовлетворил предложенный в рамках дискуссии статус Абхазии. Позже он заявил журналистам, что его страна будет участвовать в них только как равноправный участник процесса урегулирования конфликта. Спустя некоторое время, в знак протеста, в связи с возможным участием в международной конференции представителей Абхазии и Южной Осетии, покинула неформальную встречу и грузинская делегация. В свою очередь с одной из двух пленарных сессий ушли и россияне.

Михаил Саакашвили обвинил Москву в том, что она сорвала начало международной дискуссии в Женеве: «Россия вышла из женевских переговоров... что, по сути, означает, что Россия совсем не заинтересована на данном этапе в дипломатическом процессе». Кроме того, госминистр Грузии по реинтеграции Темури Якобашвили заявил, что конференцию сорвали глава МИД Абхазии Сергей Шамба и и.о.первого вице-премьера Южной Осетии Борис Чочиев, выразившие несогласие с участием в форуме в составе грузинской делегации руководителя южноосетинской администрации Дмитрия Санакоева и главы абхазского правительства в изгнании Малхаза Акишбаи. Россияне не остались в долгу. Назвав слова грузинского президента ложью, они заявили, что мероприятия сорвала Грузия, отказавшись от участия в пленарном заседании.

Комментируя ситуацию, глава российской делегации, замглавы МИД России Григорий Карасин сказал, что россияне не будут участвовать в дискуссиях без участия представителей Сухуми и Цхинвали. «Организаторы женевских дискуссий предусмотрели две пленарные встречи. На одну из них не пригласили представителей Абхазии и Южной Осетии, и мы, исходя из своего принципа, на нее тоже не пошли и об этом заранее сказали. На вторую встречу, в которой должны были участвовать представители Абхазии и Южной Осетии, в самый последний момент отказалась прийти грузинская сторона. Но это не помешало нам принять участие во встрече», — сказал российский дипломат.

Григорий Карасин также прокомментировал мотивы, по которым абхазская и южноосетинская делегации покинули впоследствии и второе пленарное заседание. По его словам, абхазы и осетины с непониманием отнеслись к некоторым предложенным организаторами дискуссии процедурным вопросам. Они, в частности, касались официальных языков в рамках дискуссий, среди которых фигурировал грузинский, а также уровня приглашенных на различные мероприятия...

С формальной точки зрения, прошедшие за закрытыми дверями переговоры в Женеве закончились неудачей. Ведь стороны, схлестнувшись из-за процедуры конференции, даже не смогли обсудить приоритетные на сегодняшний день вопросы — российское военное присутствие в Южной Осетии и Абхазии, допуск наблюдателей Евросоюза не только в зоны безопасности на грузинской территории, но и на территории этих двух республик, проблему беженцев и вынужденных переселенцев. А нерешенность этих вопросов не способствует восстановлению стабильности в регионе. Более того, в ситуации затянувшейся неопределенности Россия только усиливает свои позиции в регионе, получая рычаги влияния как на Грузию, так и на режимы в Абхазии и Южной Осетии.

И все же ситуация не столь драматическая, как может показаться на первый взгляд: никто не ожидал, что переговоры будут легкими. Международные дискуссии в Женеве все же стали началом трудного диалога между официальными представителями Грузии с одной стороны и России, Абхазии и Южной Осетии — с другой. И уж точно хорошей новостью является то, что они будут продолжены: в женевском Дворце наций достигнута договоренность о следующих консультациях: они пройдут в Женеве 18 ноября. Впрочем, скептики сомневаются, что в обозримом будущем удастся усадить за стол переговоров россиян и грузин.

Пока же, очевидно, проблемные вопросы будут решаться между Россией и Евросоюзом при минимальном участии Тбилиси, Цхинвали и Сухуми. Возможно, решение будет принято на саммите Россия—ЕС, который должен состояться в Ницце 14 ноября. Ведь ряд стран Евросоюза (Великобритания, Швеция, Польша, балтийские государства и другие) выступают против возобновления переговоров с Москвой по новому соглашению о стратегическом партнерстве, поскольку РФ не полностью выполнила условия соглашения о прекращении огня.

Так, например, по условиям плана Саркози—Медведева, в т.н. буферных зонах, прилегающих к Южной Осетии и Абхазии, российских солдат должны были заменить наблюдатели ЕС, россиянам надлежало вернуться на линию до вооруженного конфликта, которая практически совпадает с административными границами республик. Кремль заявляет, что он полностью выполнил взятое на себя обязательство. Однако в Евросоюзе с этим не согласны. Еще до женевской встречи глава МИД Франции Бернар Кушнер заметил, что Россия лишь частично выполнила соглашение о выводе своих войск с территории Грузии, поскольку они остаются в Ахалгорском районе. В свою очередь россияне утверждают, что «Ахалгори находится в пределах границы Южной Осетии, соответственно, на него положения плана Медведева—Саркози не распространяются», а потому эта территория и далее будет контролироваться российскими военными.

Ахалгорский район действительно находится на территории Южной Осетии. Но до августовских событий он контролировался Тбилиси и признаваемой центральной властью южноосетинской администрацией Дмитрия Санакоева. Между тем, напомним, план Саркози—Медведева предусматривает, что российские войска должны выйти на позиции, занимаемые ими до начала военных действий. Правда, россияне утверждают, что в документе записано: Россия выходит лишь из «районов, прилегающих к Южной Осетии и Абхазии».

Точно так же обстоят дела с Кодорским ущельем, которое после августовских боев заняли абхазы. Сегодня Грузия требует восстановить свою юрисдикцию над этой территорией. Однако Россия и Абхазия против: как и в случае с Ахалгори, Кодори представляет собой стратегически важный объект. Причем и с военной точки зрения, и с политической: именно на этих территориях размещались признаваемые Тбилиси южноосетинская администрация Дмитрия Санакоева и абхазское правительство в изгнании Малхаза Акишбая…

В день проведения женевских международных дискуссий по стабильности и безопасности в Абхазии и Южной Осетии Международный суд ООН в Гааге вынес решение по запросу Грузии в рамках разбирательства, инициированного этой страной против России на основании конвенции против расовой дискриминации. В своем решении он призвал как Россию, так и Грузию воздержаться от всех форм расовой дискриминации и поддержки подобных действий и принять временные меры по защите прав населения Грузии, Южной Осетии и Абхазии. Суд заявил, что этническое грузинское население в конфликтных районах подвергается опасности: «Ситуация в Южной Осетии, Абхазии и прилегающих районах Грузии нестабильна и может быстро измениться ввиду сохраняющейся напряженности и отсутствия всеобъемлющего урегулирования конфликта в этом регионе. Этническое осетинское и абхазское население также подвергается опасности».

Таким образом, суд, который должен расследовать военные преступления и акты геноцида, фактически самоустранился от решения вопроса. А это на руку россиянам, которые могут праздновать очередную политическую победу. Москва продолжает доказывать, что Международный суд ООН в Гааге не обладает юрисдикцией выносить решение по иску Грузии против России.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме