Недавно в пакистанской прессе появилось сообщение об очередном заседании Высшего национального командования (ВНК) страны, состоявшемся под председательством генерала Первеза Мушарафа. Согласно официальным сообщениям, на заседании было решено создать объединенную систему управления ядерными силами государства. ВНК также обсудило угрозы безопасности страны и приняло решения о реформировании стратегических компонентов вооруженных сил, о разработке некоторых механизмов экспортного контроля, связанных с передачей товаров и технологий, имеющих отношение к ядерным вооружениям.
Вспомним, что Высшее национальное командование было создано около года назад для осуществления управления и контроля ядерными и стратегическими компонентами армии Пакистана. На него также были возложены задачи принятия политических решений, касающихся стратегических вооружений. Кроме самого Мушарафа в состав командования входят министры обороны, иностранных и внутренних дел, а также все командующие видами вооруженных сил.
Судя по итогам последнего заседания ВНК, глава исполнительной власти Пакистана всерьез взялся за реформирование ядерного компонента пакистанской армии и его системы управления и контроля. Главная цель этих действий все та же — стратегическое сдерживание Индии. Кроме этого, Мушараф стремится решить и другие задачи — ему нужно укрепить свою власть в стране, к руководству которой сейчас причастны абсолютно разные и антагонистические силы. Это ему нужно как для внутренних целей, так и для внешних — экономическое положение Пакистана требует от его руководства срочного поиска зарубежных инвестиций. А международное сообщество никогда не пойдет на переговоры с лидером, который не контролирует в полной мере ситуацию в своей стране.
Судя по итогам заседания Высшего национального командования, Пакистан, как минимум в ближайшем будущем, не имеет ни малейших намерений сворачивать свои ядерные программы. Если страна начинает совершенствование системы управления и контроля ядерных сил, она, скорее всего, думает о противоположном.
Для Исламабада ядерное оружие является последней козырной картой в его возможном конфликте с могущественным соперником — Индией. Восточный сосед Пакистана превосходит его и по живой силе, и по военной технике. Индия имеет под ружьем 980 тысяч человек и в случае конфликта может выставить еще 800-тысячный резерв. Пакистанские же вооруженные силы располагают лишь 520 тысячами военнослужащих активного компонента и полумиллионом резервистов. Индийская армия имеет на вооружении 3600 танков, а пакистанская — 2200, ВВС Индии — 890 боевых самолетов, а военная авиация Пакистана — 620.
Исламабад прикладывает максимум усилий для того, чтобы нивелировать превосходство своего соперника в обычных вооружениях. Однако пока это ему не удается. Как только он приближается к тому или иному параметру индийского военного компонента, Дели немедленно начинает его наращивать — и все приходится начинать сначала. К примеру, в этом году Пакистан объявил о начале производства своего собственного основного боевого танка «Аль-Халид». Эта 46-тонная машина с экипажем из трех человек, созданная в содружестве с Китаем и при участии Украины, имеет максимальную скорость 60 км/ч и запас хода почти в 400 км. По этим характеристикам она оставила далеко позади свой индийский аналог — танк «Арджун». Не успели пакистанцы порадоваться, как Дели подписал с Москвой договор о поставках 310 единиц Т-90, которые превосходят «Аль-Халид» по всем параметрам. Такая же история произошла и с боевыми самолетами, и с кораблями.
Основой своей ядерной доктрины Пакистан считает политику «первого удара». Не имея возможности тягаться с Индией в области обычных вооружений, Исламабад допускает возможность применения ядерного оружия в ответ на нападение противника, использующего только обычный компонент вооруженных сил. Этим он дает понять индийцам, что, несмотря на их военное превосходство, он всегда сумеет постоять за себя.
Особое отношение Пакистана к ядерному оружию проявляется также и в том, что начальник штаба вооруженных сил этой страны всегда непосредственно отвечал за планирование и применение ядерных сил, в том числе и при гражданском премьер-министре. Месяц назад Индия попыталась «догнать» своего соперника в этих вопросах, начав переход на новую структуру высших органов управления своих вооруженных сил.
Ответ Исламабада не заставил себя долго ждать. Пакистан принял решение объединить все управленческие структуры, ответственные за исследования, разработки, производство, планирование и применение ядерных вооружений в ВНК под руководством самого Мушарафа. И индийцы опять оказались в отстающих. Ведь Индия до сих пор не имеет высшего органа управления своим ядерным компонентом, подобного пакистанскому ВНК, а ее политические и военные власти не объединены в одной структуре, отвечающей за ядерное оружие. Гражданские представители индийского правительства контролируют вопросы исследований, разработки и производства ядерных вооружений, а индийские военные осуществляют оперативный контроль применения ядерных сил страны.
Стоит отметить, что пакистанское правительство уделяет серьезное внимание не только ядерному, но и ракетному компоненту вооруженных сил. Согласно указу генерала Мушарафа, в стране недавно создано Командование стратегическими силами, которое возглавил командующий ракетными частями стратегического назначения. Вооруженные силы Пакистана имеют на вооружении два типа ракет средней дальности «Гори», способных быть носителями ядерного оружия. К этому же виду относятся и ракеты «Шахин-1» и «Шахин-2». Последняя модернизация «Гори» имеет дальность пуска 1200 — 1800 километров, она может оснащаться боеголовками с ядерным, биологическим или химическим оружием, запускаться как с наземных, так и с воздушных платформ, оснащена чрезвычайно точной системой наведения.
По всем этим параметрам «Гори» значительно превосходит индийскую ракету средней дальности «Притхви». Это означает, что у Пакистана более совершенные возможности для доставки ядерного оружия, чем у Индии. Кроме этого, Исламабад готов к испытаниям новой модернизации «Гори», имеющей дальность полета до 2700 км, то есть относящейся уже к классу ракет большой дальности.
Пытаясь преодолеть превосходство Пакистана в ракетных системах, Индия активно работает в двух направлениях — во-первых, она пытается повысить характеристики своих ракет средней дальности, стоящих на вооружении, а во-вторых — создать собственную межконтинентальную баллистическую ракету с дальностью полета 7500—12000 км. Укрепляя систему управления и контроля ядерных сил и объединяя ее составляющие под крышей ВНК, Пакистан надеется достойно встретить новые вызовы со стороны Индии. И первой проверкой готовности Исламабада к этому могут быть переговоры с Дели, на которых пакистанцы могут себя чувствовать уверенно, выступая с позиции силы.
И еще об одном последствии последнего решения ВНК. Отныне оно берет на себя контроль над работой таких организаций, как Исследовательская лаборатория Хана (возглавляемая доктором Кадиром Ханом, идеологом ядерной программы Пакистана), Национальный исследовательский комплекс и Комиссия по атомной энергетике. Таким образом, Мушараф устанавливает жесткий контроль над мощными, практически независимыми гражданскими агентствами, занимающимися исследованиями и разработками в области ядерных вооружений. Такой шаг, без сомнения, укрепит его власть в стране в общем и в ядерной сфере в частности.
Получается, что глава исполнительной власти Пакистана сделал себя своеобразным попечителем всего ядерного арсенала страны. Это делает практически невозможным использование Пакистаном ядерного и ракетного оружия без личной санкции Мушарафа. Однако на этот шаг пакистанский лидер пошел «не от хорошей жизни». Он не может не замечать угрозы своему положению со стороны приверженцев твердой линии в военной среде и в руководстве разведывательного сообщества страны. В направлении пакистанского властного олимпа с вожделением поглядывают и лидеры радикальных исламских кругов, влияние которых в стране быстро растет. В Пакистане достаточно влиятельных группировок, имеющих искушение получить доступ к ядерному арсеналу государства, чтобы нанести удар либо по Индии, либо по другим «врагам ислама».
Абсолютная власть над ядерными силами необходима пакистанскому лидеру также и для того, чтобы чувствовать себя уверенным на переговорах с Соединенными Штатами и другими западными государствами по проблемам нераспространения ядерного оружия. Этой же цели служит и подчинение Высшему национальному командованию системы экспортного контроля Пакистана. Таким образом Исламабад дает Западу понять: пакистанское руководство сделает все возможное, чтобы не допустить утечки расщепляющихся материалов и ядерных технологий в третьи страны.
Установив свой контроль над всеми составляющими ядерного компонента страны, Мушараф усиливает свои позиции как внутри Пакистана, так и на внешней арене. Однако в то же время он теряет всякую возможность маневра при «распределении» ответственности между другими руководителями в случае возможных провалов в этой области. К тому же возникают вопросы о перспективах передачи полномочий в ядерной сфере от генерала к гражданскому руководству страны, которое придет ему на смену (всеобщие выборы в Пакистане пройдут в следующем году). Нынешний статус ВНК не предусматривает руководства этим органом со стороны премьер-министра или другого гражданского лица. К тому же в случае смещения Мушарафа с его поста нет никакой гарантии, что его преемник будет придерживаться такой же политики в ядерной области.
Как бы то ни было, объединение в одном органе всех структур власти, ответственных за принятие решений в сфере ядерных вооружений, является для Пакистана несомненным благом. Остается надеяться, что созданная система перейдет по наследству гражданскому правительству, ведь по сути ВНК не является чисто военной структурой.