В Европе стартовали самые важные выборы нынешнего года - выборы в Европарламент, переизбираемый каждые пять лет. 22–25 мая путем голосования граждан во всех 28 странах - членах ЕС будет избран состав главного законодательного органа Евросоюза. И дело не только в том, что произойдет ротация евродепутатов. Новый парламент Европы будет формироваться на новых принципах и получит ряд новых полномочий. Таким образом, данные выборы могут подтолкнуть ЕС к возрождению и переосмыслению практик функционирования Союза и работы его ключевых институтов.
То, что такие перемены необходимы Евросоюзу, следует из тяжелейшего экономического кризиса последних лет, череды политических скандалов, внешнеполитических неудач, падения престижа институтов Союза. ЕС столкнулся с новыми угрозами для своей безопасности и вероятным разрывом отношений с Россией, которая из-за аннексии части Украины поставила Европу на грань новой "холодной войны". Достаточно ли этого всего, чтобы европейцы осознали, что их Союз может и должен в таких условиях стать другим?!
По Лиссабонским правилам
Выборы впервые пройдут на основе вступившего в силу в 2009 г. Лиссабонского договора, предоставляющего новому, восьмому по счету, составу Европарламента более широкие полномочия, а также более широкую зону ответственности. Работа евродепутатов будет в большей степени влиять на эффективность работы исполнительного органа Евросоюза - Еврокомиссии, главу которой парламенту предстоит избрать, и Совета ЕС, который также играет роль законодательного органа ЕС.
Меньше чем через месяц более 400 млн европейцев изберут 751 члена Европарламента. Заметим, что число депутатских мандатов в новом парламенте будет сокращено с нынешнего количества в 766 после перераспределения голосов согласно квотам от отдельных стран. После переформатирования политических групп в новом составе парламента должны состояться выборы его руководства, на что уйдет весь июль. А до осени парламентарии должны договориться об утверждении нового состава Европейской комиссии.
В соответствии с Лиссабонским договором, кандидатуру будущего главы ЕК вносят на рассмотрение евродепутатов главы государств ЕС после обсуждения в Европейском совете. Однако основная отличительная особенность выборов 2014 г. - это то, что впервые главные политические силы Европы уже на старте предвыборной гонки в парламент номинировали своих главных кандидатов на пост председателя Европейской комиссии, которые после выборов должны побороться за благосклонность членов Европейского совета. Кроме того, согласно положениям Лиссабонского договора, теперь решения Европейского совета должны приниматься "двойным большинством" голосов, т.е. 55% от проголосовавших, но с учетом того, что они представляют страны, на которые приходится 65% населения Евросоюза. Таким образом, впервые на практике будет использована ст. 17.7 Лиссабонского договора, предусматривающая, в частности, консультации между членами Европейского совета и Европарламентом по будущей кандидатуре главы Еврокомиссии в зависимости от результатов выборов.
В марте ключевые европейские политические партии провели "праймериз" по избранию своих лидеров (читай - кандидатов на пост главы ЕК) и активно включились в борьбу. Европейская народная партия (ЕНП), объединяющая консерваторов и христианских демократов, выдвинула Жан-Клода Юнкера, бывшего премьера Люксембурга. Прогрессивный альянс социалистов и демократов поддержал Мартина Шульца, нынешнего главу Европарламента. Альянс либералов и демократов за Европу (АЛДЕ) выдвинул в качестве лидера Ги Верхофстадта, бывшего премьера Бельгии. Европейские левые - Европейские объединенные левые/Лево-зеленые Севера - поддержали лидера греческой оппозиции Коалиции радикальных левых (СИРИЗА) Алексиса Ципраса, у которого шансов немного. Зеленые - Европейский свободный альянс - выдвинули сразу двоих - Ска Келлер и Жозе Бове.
Европейские консерваторы и реформисты, выступающие против федерализации ЕС, решили не номинировать своего лидера и вообще выступают против этой идеи, остаются сторонниками выборов главы Еврокомиссии в Европейском совете. При этом премьер Великобритании Дэвид Кэмерон уже заявил канцлеру Германии Ангеле Меркель, что заблокирует кандидатуру Юнкера на главу ЕК даже в случае, если ЕНП получит в результате выборов большинство мест в Европарламенте.
И в столицах ЕС, и в самом Брюсселе все еще доминирует мнение, что председатель Еврокомиссии, в первую очередь, должен отвечать ожиданиям глав стран - членов ЕС. Эту позицию озвучил в недавнем интервью газете Sueddeutsche Zeitung председатель Европейского совета Херман Ван Ромпей. Он выступил против того, чтобы выборы Европарламента вылились "в борьбу партийных кандидатов" за кресло главы ЕК. По его мнению, граждане четко представляют разницу между парламентом и "людьми, которые принимают решения". Сам он полагает, что на саммите лидеров ЕС 27 мая необходимо обсудить итоги выборов и тогда уже говорить о возможных кандидатурах. Настаивая на такой процедуре, сам Ван Ромпей может иметь определенное влияние на закулисные решения лидеров ЕС. Однако нынешний глава ЕК Жозе Мануэл Баррозу (являющийся, кстати, автором идеи о выдвижении лидеров от партийных групп), и ряд влиятельных политиков Европы выступили против позиции Ван Ромпея, дав понять, что они хотят, чтобы лидер политической силы, которая получит большинство мест в Европарламенте, в итоге возглавил Еврокомиссию. В этом сторонники идеи видят значительный шаг в сторону демократизации европейских институтов, лишая Европейский совет возможности манипуляций и прочих закулисных игр, как это было при выборах самого Баррозу.
10 апреля 2014 г. Ван Ромпей встретился с лидерами крупнейших партийных групп и руководством Европарламента, чтобы обсудить данную проблему. Однако уже сегодня есть большая вероятность того, что Европарламент и Европейский совет после выборов окажутся втянутыми в противостояние за право влияния на выборы председателя Еврокомиссии. Ряд экспертов прочат победу Совету, который может побороться за то, чтобы остаться наиболее влиятельной структурой в ЕС, что приведет к фактической консервации существующего положения дел в Евросоюзе.
Европарламент:
от фрагментарности
к единству
Для того, чтобы не допустить такого сценария, новому составу Европарламента нужно будет иметь четкое видение своей роли, а политическим группам сформировать некое подобие парламентской коалиции, которая бы позволила действовать сообща. И не только в вопросе будущего главы ЕК. Нужно быть едиными по многим проблемам, стоящими перед ЕС. Если Европарламент сможет стать центром для мобилизации большинства вокруг определенных идей и решений, едва ли главы стран ЕС смогут диктовать свои условия.
Сложность этой задачи в том, что ни одна из политических сил в Европарламенте, даже самые крупные партии не получали в ходе выборов простого большинства. Они все - меньшинство. Хотя две крупнейшие партийные группы - Европейская Народная партия и Прогрессивный альянс социалистов и демократов - на протяжении четверти века доминировали в парламенте.
Нынешние выборы, как предполагают, могут привести к увеличению фракции ЕНП, в то время как социал-демократы могут лишиться части мандатов. Кроме того, национальные выборы в ряде стран явно указывают на радикализацию европейского электората, и вполне ожидаемо, что в новом составе парламента окажется больше представителей от партий как крайне правого, так и крайне левого толка. Также ожидается пополнение рядов "евроскептиков" - представителей сил, выступающих против усиления институтов ЕС и ратующих за сохранение прерогатив национальных властей. Пока рано говорить о том, смогут ли они оказать заметное влияние на работу Европарламента, однако уже сегодня определенно можно сказать, что будущий Европарламент будет намного "пестрее" нынешнего.
Отчасти это объясняется и разницей в проведении голосования в различных странах ЕС. Общее в них - принцип пропорциональности. Так, крупные страны избирают больше депутатов по сравнению с меньшими государствами, но последние имеют больше мандатов, чем предполагала бы обычная пропорциональность. Так, один европарламентарий от Германии "представляет" 800 тыс. чел., в то время как от Мальты один евродепутат представляет примерно 80 тыс. граждан. В соответствии с Лиссабонским договором, количество евродепутатов в 2014 г., избираемых странами-членами, варьируется от шести - для Мальты до 96 - для Германии. Кстати, немцы в канун выборов приняли еще одно важное для ЕС решение - Конституционный суд страны 26 февраля 2014 г. постановил отменить 3%-й проходной барьер для партий на выборах в Европарламент. Этот фактор может усилить фрагментацию Европарламента. Но в целом эта инициатива Берлина была встречена положительно, странно только, что эту норму не будут задействовать на выборах парламента в самой Германии.
С другой стороны, фактор выдвижения "единого кандидата" от ведущих европейских партий может также сыграть в определенной степени консолидирующую роль для Европарламента. И Юнкер, и Шульц, и Верхофстадт едины в своем видении ЕС как интегрированной структуры и являются сторонниками его укрепления, федерализации. Они все занимали высокие посты в ЕС и своих странах, хотя критики замечают, что в то же время каждый из них в зоне своей ответственности сделал чрезвычайно мало для того, чтобы предотвратить экономический кризис в Европе или, по крайней мере, предложить выходы из него. Некоторые также полагают, что они не могут предложить европейским избирателям что-то новое, не способны самостоятельно изменить существующее положение в ЕС в будущем и будут двигаться по накатанной дороге.
Это вполне вероятно, если учесть, что на старте избирательной кампании в Европарламент дебаты между представителями основных партий сосредоточились вокруг темы посткризисного возрождения европейской экономики. Юнкер считает, что ЕС по-прежнему должен придерживаться мер жесткой экономии, в то время как представитель эсдеков Шульц говорит о "стратегии развития" и стимулов, которая позволит Европе выйти из стагнации. При этом оба лидера откровенно признали, что по большому счету между ними не так много различий в подходах по другим вопросам. Вечером 28 апреля в Маастрихте состоятся первые в своем роде европейские "президентские" теледебаты между лидерами европейских партийных групп, которые будут транслироваться на весь мир. Предварительно в центре дебатов значатся вопросы безработицы, образования и участия молодежи в политике.
Однако более всего от них и от Европарламента в целом ожидают решения проблемы падения престижа общеевропейских органов и Союза как такового. Ведь налицо кризис доверия к ценностям, на основе которых строился Евросоюз. Именно ценности и принципы его существования подвергаются переоценке. А порой им бросают открытый вызов силы - как внутри самого европейского объединения (вопрос референдума о выходе Великобритании из ЕС обсуждается вполне конкретно, существует угроза раскола отдельных стран-членов на несколько независимых государств), так и извне - прежде всего в вопросах экономической эффективности и самостоятельности ЕС, внешней политики, обороны и безопасности.
Так, например, в странах Восточной Европы ведущей темой на выборах Европарламента становится вопрос военной угрозы со стороны России и необходимости адекватного ответа Брюсселя на эти угрозы. Речь и об энергозависимости стран ЕС от России. А известный ирландский политик Пэт Кокс заявил, что на выборах в Европарламент вопрос об Украине должен стать центральным, поскольку события именно в этой стране представляют сейчас стратегические риски как для европейской, так и глобальной стабильности. Поэтому сам политик считает, что именно вопрос отношения к Украине и проблемам на Востоке может стать проверкой для политиков, способных решать и судьбу самой Европы, и ее внутренние животрепещущие проблемы. А еще, заметил Кокс, "посмотрите на украинцев, которые выступили и выстояли за европейские ценности и за свой цивилизационный выбор. Кто из тех, кто сегодня стремится руководить Европой, может мне сказать, что мы можем сделать для них?".