Рассказывать о политической жизни Америки все равно, что описывать безбрежное море. И в этом море существует множество разных потоков и течений, которые, в зависимости от ветра, состояния небес, просто слепого случая постоянно меняют свою силу и интенсивность. Долгое время эти течения остаются невидимыми для простых смертных, которые не являются амфибиями, подобно политикам, но даже политики, эти водоплавающие животные не всегда угадывают куда занесет то или иное течение. Горе любому, кто случайно попадет в одно из этих подводных течений. Оно может поглотить за доли секунд.
Один такой поток вновь разбушевался и делает волны в американской политике. Равновесие сил между федеральным правительством и правительством США, отношения, которые коренным образом изменились со времени американской идеи, вновь вызывают горячие споры. Это вопрос, который может завести в тупик неамериканцев (и, конечно же, самих американцев). Прерогативой Вашингтона всегда оставалась сфера внешней политики и результаты деятельности именно в этой сфере наиболее заметны другим странам. Хотя было бы ошибочно утверждать, что тема «федеральное против центрального» имеет значение только для Америки. Перемены в соотношении власти могут иметь большие последствия во всех аспектах деятельности правительства США.
Краткая история Конституции
Отцы-основатели Америки не узнали бы сейчас гигантскую бюрократическую машину, которой является федеральное правительство США. Тринадцать колоний, ставшие первыми тринадцатью штатами, пользовались большой независимостью. Каждый новый штат отличался от других в историческом и культурном плане, штаты Севера и Юга имели совершенно разные экономические базы. Считалось, что объединенные федеральные усилия следует использовать, решая вопросы отношений с другими странами, немногие остальные вопросы находились в ведении центральных властей. Единая для всей страны денежная единица и некоторые права по налогообложению были введены после того, как первое правительство, Конгрессиональный Конгресс, лопнуло от нехватки средств. Права личности были защищены первыми 10 поправками к Конституции «Биллем о правах». В самой Конституции очень ясно изложено, как распределяется власть между тремя ветвями новой власти: законодательной, исполнительной, судебной. Это же относится и к ветвям власти на федеральном и государственном уровне. В основной части Конституции не сказано как регулировать разделение власти между штатами и центральным правительством. Причина этого проста: создатели Конституции полагали, что это разделение между ними и так очевидно. Как писал один из авторов Конституции Джеймс Мадисон: «Разные правительства будут контролировать друг друга, и в то же время каждое из них будет контролироваться самостоятельно. Имелось в виду, что федеральное правительство и власти штатов должны разделить и определить субъекты, дополняя друг друга. Обе эти власти трактовались одинаково: не было никакого подчинения одна другой. В
10-й поправке была ясно выражена мысль о том, что власти штатов имеют такое же значение, как и центральное правительство.
В этой поправке сказано, что вся полнота власти не принадлежит лишь федеральному правительству, но также Штатам или народу. Почти все аспекты прав человека и его жизнедеятельности находились в ведении Штатов. Исключение составляли те права, что гарантировались первыми поправками к Конституции. Многие считали, что «Билля о правах» более чем достаточно. Права, которые им защищались, рассматривались как существующие автоматически, следовательно не было необходимости в их законодательной защите.
Времена меняются: для Вашингтона
Сейчас Америка и весь мир превратились в совершенно другие организмы, которые отцы-основатели (так как немыслимо, чтобы в то время женщины участвовали в создании государства) когда-либо могли себе представить. Страна из тринадцати штатов выросла до пятидесяти; миллионы людей со всего мира эмигрировали в нее, она с завидной энергией стала принимать участие в мировой политике. Закончилась гражданская война, выросли большие города. На смену мушкету и пушке пришли пулемет и атомная бомба. Как любая другая страна Америка постоянно создавала законы, подходящие для всех этих перемен. «Билль о правах», оставаясь необходимым, стал синонимом свободы, когда Америка научилась использовать эти поправки, чтобы защищаться от правительства. Предложить внести изменение в любую из первых девяти поправок (что несколько раз случалось в американской истории) означало обрушить на себя гнев Божий. Это просто невозможно. Но это не относится к десятой поправке. Почти 150 лет идея того, что власти штата и федеральное правительство не мешают друг другу оставалась неизменной. Затем появился федеральный закон о подоходных налогах, принятый в 1913 году. Это 16-я поправка и в ней говорится, что Конгресс обладает властью облагать налогами доходы «без пропорционального распределения суммы налогов между отдельными штатами». Штаты уже имели налог на доходы, так что люди стали платить подоходные налоги и штату и федеральному правительству. Это положило начало частичному совпадению ответственности и доходов двух типов власти.
Через несколько лет за изменением в монетарной политике последовали изменения в социальной политике. В 1935 году был принял Акт о социальном обеспечении. Согласно этому акту часть доходов населения удерживалась в пользу федерального правительства. По достижении американцами определенного возраста они должны были получить обратно определенный процент от этих денег. Эта мера стала конституционной благодаря поправке, принятой в 1916 году. Так появились федеральные законы и постановления специально регулирующие социальное обеспечение граждан Америки.
Это положило начало обширной централизованной программе президента Франклина Рузвельта, в результате которой было создано множество подчиненных Вашингтону органов управления для того, чтобы регулировать социальные условия жизни во всех штатах. Такого типа программы действовали в течение последующих 40 лет. Даже Никсон предложил федеральный план здравоохранения, что придает Клинтону умеренно-консервативный вид. Только в начале 12-летнего периода республиканского правления Рейгана и Буша федеральные социальные программы перестали искать поддержки Белого дома.
Это вовсе не означало, что централизованным мерам положен конец. Продолжали расти федеральные налоги, а также увеличивалось количество товаров, облагаемых пошлиной как федеральными, так и местными властями. Алкогольные напитки, сигареты и большинство импортируемых товаров — это только небольшая часть того, что подпадало под двойное налогообложение. Плюс постоянно возрастающие федеральные подоходные налоги. Одной из основных причин поражения Буша на выборах 1992 года было то, что он позволил провести закон об увеличении налогов через Конгресс. Это была реакция американской общественности на уже глубоко укоренившуюся централистскую политику американского правительства.
...и для Штатов
Естественно возникает вопрос: почему Штаты позволили, чтобы такая значительная часть их власти ускользнула от них? Ведь ни один штат Америки сейчас не имеет столько власти, как центральное правительство. Канули в прошлое золотые деньки квазинациональных штатов, способных собирать собственную армию в случае необходимости, как это было во время гражданской войны, когда южные штаты пытались выйти из США. Гражданскую войну по многим причинам можно рассматривать как начало конца. Южные штаты так никогда и не оправились от поражения. Их экономика была полностью разрушена и, как утверждают многие ученые мужи, только в последние 20 лет эти штаты полностью оправились от войны, закончившейся в 1865 г. Юг мог теперь только лаять, но был абсолютно неспособен укусить.
В то же время на Севере начался экономический бум, который ознаменовался ростом промышленности. Повсюду были построены фабрики и их владельцы стали выходить за рамки штатов. Создавая единую экономику штатов, эти промышленники постепенно разрушали их индивидуальность. Понадобилось ввести некоторые федеральные законы для того, чтобы коррупция, уже появившаяся к тому времени, не прибрала всё к рукам и всё не разрушила. Северные штаты нуждались в каком-то управлении извне, как гарантии того, что все они поступают правильно.
Новые, западные штаты, также к концу столетия стали более населенными. Но они все еще оставались «приграничными территориями»: местами относительного беззакония, где небольшое количество людей было разбросано по обширной территории. Границы во многих местах не были зафиксированы постоянными.
Возникла необходимость в единых законах т.к. эти штаты самостоятельно не могли справиться со своими проблемами.
Таким образом к концу столетия штаты ослабили свои позиции. Это произошло тогда же, когда Америка стала расширять свою международную политику. Чтобы всем этим управлять, наряду с возросшей ответственностью за положение внутри страны, федеральному правительству понадобилось больше денежных средств — отсюда 16-я поправка к Конституции. Когда разразилась депрессия 20-х годов, многие штаты были экономически истощены. В стране царил хаос, немногие штаты, которые еще располагали достаточными собственными средствами, пытались добиться права распоряжаться ими самостоятельно, а не делить невзгоды с теми штатами, которые нуждались в федеральных программах, чтобы справиться с широкомасштабной безработицей и банкротством. Причиной того, что Рузвельт избирался президентом четыре срока, было то, что люди одобряли его политику. Они теперь считали себя не составляющими государства, а единой нацией.
Следует помнить, что тогда же началось согласованное движение по направлению к национальной социальной ответственности не только в Америке, но во всех странах Запада.
Народы Европы также создавали законодательство, целью которого было поддержать социальную ответственность правительства. США было здесь частью более широкого процесса, так же обстоят дела и сейчас: сильное централизованное правительство в Америке всегда считалось «левым», вдохновляемым социализмом. Америка не единственная страна в мире, которая восприняла недавно всеми отвергавшиеся социалистические идеи.
Почему сейчас?
Впрочем, было бы неверно утверждать, что эти перемены в общественном сознании произошли единственно под влиянием мифовых тенденций. Существует ряд причин, почему сейчас в Америке возникает сильная тенденция к федералистской (т.е. сильного штата) власти.
Хотя экономика многих штатов сейчас не в лучшем состоянии, все же она гораздо лучше, чем 60 лет назад. Существуют большие различия в уровне жизни разных штатов, но они равны в большей степени друг с другом, чем тогда, когда штаты обладали значительной властью: они конечно же несут большую ответственность. Эта тенденция развивалась в течение длительного периода времени, начиная с конца второй мировой войны и сопровождалась укреплением экономического положения и усилением правительства (на уровне штатов) в США.
Хотя за последние 10 лет произошел застой в экономике, люди технически действуют правильно. Проблема в том, что они не понимают этого. Множество недовольства высказывается в связи с быстрым социальным спадом, который сейчас происходит в Америке. И вину за это возлагают на федеральные социальные программы такие как программы о благосостоянии, здравоохранении и др. Люди полагают, что эти программы провалились и требуют, чтобы что-нибудь было предпринято.
Что укрепляет штаты в их решении вновь взять на себя ответственность за эти программы так это то, как федеральное правительство постепенно сделало их все более и более громоздкими. Конгресс ввел мандаты для штатов: в целом политика определяется Конгрессом, но только штаты должны претворять эту политику в жизнь. Это вносит полную неразбериху в уже и так запутанные отношения между федеральным и местным правительством. Оно также действовало не очень успешно. Штаты утверждают, что если бы им дали возможность проводить свою собственную политику, более подходящую для их конкретных условий, то эти программы оказались бы более эффективными. Сторонники централизма, как те, что стоят на «левых» позициях, так и те, что на «правых», опасаются, что власти штатов могут оказаться несостоятельными. Так ли это или нет, будет видно. Но многие люди в этом заинтересованы.
А уж если американская общественность проявляет заинтересованность, то можно быть уверенным, что политики откликнуться весьма скоро.
Боб Доул, лидер большинства в Сенате при выдвижении своей кандидатуры на пост президента сказал, что будет строить свою предвыборную кампанию вокруг
10-й поправки и обещать вернуть штатам и народу больше власти. Клинтона остро критиковали за то, что он «централист», и многие считают, что ему следует избавиться от этого ярлыка, если он намерен выиграть очередные президентские выборы.
Однако президент во многих своих высказываниях остается на тех же позициях.
Как народ, так и политики должны помнить, что существуют вещи, которые не могут не меняться с течением времени. Отцы-основатели были кучкой богатых белых землевладельцев, у них были рабы. Они создали Конституцию для членов своего класса и не хотели отстаивать идею о налогах до такой степени, чтобы сражаться за нее. В нынешнем обществе они бы не произвели впечатления очень демократически настроенных людей. Понадобились условия, при которых центральное правительство могло получить деньги по мере того, как страна стала больше, чем это можно было предвидеть.
В то время, как люди жалуются на большие налоги, которые им приходится платить, никто не предлагает, чтобы отменили все налоги. К сожалению, существует усиливающаяся тенденция к отмене ряда социальных программ, такая мера может иметь только негативные последствия, даже если и поможет сберечь деньги в настоящем. Штаты утверждают, что они предлагают альтернативное решение, которое к тому же корнями уходит к истокам основания страны.
Возможно было бы разумным дать им попробовать что-то сделать.