Он улетел, но обещал вернуться. Если будем хорошо себя вести, то не исключено, что даже с Джо Байденом. Госсекретарь США Энтони Блинкен завершил свое первое европейское турне визитом в Украину.
Внешне все остались довольны. Много улыбок, хоть и скрытых под антиковидными масками, но улавливаемых по глазам. Много слов о «стратегическом партнерстве» и «непоколебимой поддержке Соединенными Штатами суверенитета и территориальной целостности Украины перед лицом российской агрессии». Собственно это и было одной из основных публично озвученных целей главы американской дипломатии — продемонстрировать, причем не только России, но и европейским партнерам мощную поддержку Соединенными Штатами Украины. Потому что России нужно сильно сдать назад, а европейские партнеры должны взбодриться, когда речь идет о длящейся вот уже восьмой год войне в центре Европы. Перед визитом в Киев Блинкен обсуждал украинскую ситуацию и с союзниками по НАТО, и с партнерами по G7, и с европейскими участниками «Норманди» — немецким и французским коллегами.
Телевизионная картинка из Киева и публичные комментарии сторон (особенно украинской) демонстрировали «единство мнений по ключевым вопросам» и готовность «продолжать плодотворное и взаимовыгодное сотрудничество по всем пунктам совместной повестки дня».
Однако за кадром остались две встречи тет-а-тет, которые, по информации ZN.UA, госсекретарь Блинкен по просьбе украинской стороны провел с президентом Владимиром Зеленским и премьером Денисом Шмыгалем. Прессе о них по каким-то причинам не сообщали. Мы можем лишь предполагать, о чем же там шла речь. Но, как утверждают наши источники, «избиения младенцев» на них, впрочем как и на других встречах, не было. Хотя у представителей новой американской администрации уже и накопился некоторый объем нелицеприятных вопросов к украинским партнерам, они, похоже, не хотели начинать личное знакомство с украинским руководством с резкого тона и жестких претензий, и решили вести диалог на позитиве. Поэтому первое посещение Киева высокопоставленными представителями администрации Байдена наши информированные собеседники расценивают как «визит авансов». Которые теперь необходимо отрабатывать. Если, конечно, Киев рассчитывает на дальнейшую помощь США. Если, конечно, на Банковой понимают, что продемонстрированная этим визитом мощная поддержка — это поддержка государству Украина, а не уже успевшей изрядно накосячить Зе!команде. Если, конечно, там отдают себе отчет, что геополитическая важность Украины не может быть бессрочной индульгенцией за просчеты и «шалости» ее власти, осведомленность о которых Блинкен продемонстрировал фразой «законы нужно не только принимать, но и соблюдать».
Американцы все видят и обо всем знают. И Банковой об этом известно. Там страшились, что посланцы из Вашингтона приедут с требованиями отставок, в том числе и в ближнем круге Зеленского. Но американцы, вопреки опасениям, приезжали не за головами Ермака или Авакова, Витренко или Галущенко. Они просто продемонстрировали свои познания в украинском грязном бельишке и дали понять, что Украина должна выглядеть прилично, чтобы ее не стыдно было защищать.
На Банковой, похоже, выдохнули: «Пронесло!». Не пронесло. В Америке доверяют только один раз. И если в Киеве не сделают необходимых шагов в тех сферах, на которые Вашингтон указал на самом высоком уровне уже второй раз, проблемы гарантированы — и Банковой, и, к сожалению, Украине…
По информации наших источников, незадолго до визита Блинкена в Киев, полная планов и сил Оксана Маркарова, с присущей ей энергией приступившая к выполнению обязанностей посла Украины в США, имела встречу с и.о. помощника американского госсекретаря по вопросам Европы и Евразии Филиппом Рикером и его замом Джорджем Кентом. Разговор, как утверждают, состоялся достаточно жесткий, месседжи американской стороны накануне визита госсекретаря были вполне прозрачны и конкретны. Впрочем, сомнительно, что госпожа посол передала на Банковую этот разговор во всех его красках и интонациях, ибо, скорее всего, уже поняла, насколько Зе!президент и глава его офиса не любят не только плохих новостей, но и гонцов их приносящих. Как показывает практика работы Банковой времен Ермака и Зеленского, людей, огорчающих президента плохими вестями, зачастую просто «отключают» от коммуникации с первым лицом государства. А послу Украины, тем более в США, для эффективной работы крайне необходимо иметь прямой и быстрый доступ к главе государства. И хотя большинство вопросов, интересующих Вашингтон в Украине, хорошо известны, важно, чтобы в Киеве понимали степень решимости, с которой новая американская администрация будет прилагать усилия для их решения. Но, похоже, понимают это не все. Возможно, именно поэтому американская сторона и согласилась на два неафишируемых тет-а-тета.
Еще после разговора Зеленского с Байденом мы высказывали сомнения, что Зе!команда уловила и в полной мере осознала все сигналы, посланные в Киев главой Белого дома во время телефонного общения. И, увы, оказались правы. Как свидетельствуют источники ZN.UA, прибывшая команда, возглавляемая госсекретарем Блинкеном и усиленная его замом Викторией Нуланд с ее весомым «украинским досье», достаточно мягко, но внятно поставила украинской стороне на вид, что за время, прошедшее после общения двух лидеров, не только ничего не было сделано по обозначенным пунктам повестки дня, но Киев к тому же преподнес еще и несколько неприятных сюрпризов.
Прозрачность корпоративного управления является одним из центральных вопросов для Джо Байдена, о чем он лично говорил Владимиру Зеленскому. Поэтому запредельно беспредельная история с увольнением главы НАК «Нафтогаз» Андрея Коболева (да еще и накануне визита госсекретаря США в Украину) буквально шокировала Вашингтон — от Белого дома и Конгресса до госдепа и Минфина. Реакция варьировалась от глубокого недоумения до не менее глубокого раздражения. Последние киевские шахер-махеры на берегах Потомака были однозначно трактованы как «целенаправленное использование бюрократических особенностей» для устранения с должности А.Коболева, и такие «грязные манипуляции», по мнению американцев, не только противоречат уставу «Нафтогаза», но и формируют у них мнение об отходе украинского правительства от целей и духа реформы корпоративного управления. По информации ZN.UA, в некоторых американских ведомствах подобные действия не только вызвали «крайне глубокую обеспокоенность», но и были восприняты как свидетельство «радикального регресса» в сфере корпоративного управления в Украине, что в свою очередь «делает невозможным» дальнейший прогресс в реформировании энергетической сферы. Раздражение действиями Киева в Вашингтоне зашкаливало: мол, Штаты и так 30 лет уже наблюдают «сплошные провалы на энергорынке Украины», но последние события вообще «перечеркивают надежды на прогресс», поэтому «дальнейший регресс в Украине может поставить под сомнение перспективы поддержки» ее со стороны Соединенных Штатов.
После пердимонокля с заменой главы «Нафтогаза» даже в официальных заявлениях наших партнеров к традиционным призывам о борьбе с коррупцией и проведению реформ незамедлительно добавилась фраза о необходимости надлежащего корпоративного управления. Эта тема поднималась Блинкеном в Киеве на всех уровнях — от гражданского общества и парламента до Кабмина и Банковой.
Так что, сколько бы президент Зеленский ни расписывал «реформаторские достижения» своей команды в ответ на вопрос западной журналистки по поводу НАКа, сколько бы ни делал вид, что не понимает, о каком «откате» идет речь, сколько бы ни уверял, что «идет только вперед», бдительность американцев этим набором звуков он точно не усыпил. Сам ведь признал на совместной с Блинкеном пресс-конференции, что приехавшая из-за океана команда «прекрасно ориентируется в том, что происходит в Украине», и, хихикнув добавил, что, мол, «это иногда и минус».
Для свеженазначенного министра энергетики Германа Галущенко это точно «минус». Поскольку в Вашингтоне хорошо известно не только о его «достижениях» на посту главы «Энергоатома» (чудом как-то выжившего после этого яркого руководства), но и о тесных связях пана Галущенко с находящимся под американскими санкциями А.Деркачом. Это назначение вызвало в Вашингтоне глубокий когнитивный диссонанс. Ну как так можно, — едет крыша у американцев, — с одной стороны настойчиво просить Соединенные Штаты заблокировать российский «Северный поток-2», грозящий подорвать энергетическую безопасность Украины, а с другой — назначать главой энергетического ведомства партнера А.Деркача, признанного Штатами российским агентом и попавшего под их санкции? Для американской стороны это очень-очень плохой сигнал. И, по информации ZN.UA, в некоторых тамошних ведомствах считают, что Соединенные Штаты не будут сотрудничать с Галущенко «ни в каком формате», поэтому при нынешнем главе Минэнерго «перспективы восстановления сотрудничества в рамках украино-американского стратегического энергетического диалога фактически отсутствуют».
Будет ли Банковая двумя руками держаться за Галущенко, пока не ясно. Но вот что касается увольнения Коболева, то в общении с американскими визитерами Зе!команда, как свидетельствуют источники ZN.UA, проявила неожиданную твердость: мол, не может быть и речи о его возвращении на должность, поскольку он, Коболев, был замечен в порочащих связях с некоторыми олигархическими группами — теми самыми, с которыми сейчас борются как президент Зеленский, так и Соединенные Штаты. И намекнули, что это не просто слова, а все подтверждено фактами (видимо, имея в виду некое видео, на котором, как утверждают отдельные источники, засняты моменты общения А.Коболева с И.Коломойским). Тот факт, что лояльность к Коломойскому проявлял не только А.Коболев, но и нынешний фаворит Ермака и Зеленского — Ю.Витренко, на Банковой, похоже, никого не смущает. Там к ожидаемому разговору о НАКе и возможному прессингу с американской стороны готовились и сочинили контраргумент: мол, наблюдательные советы с международными представителями тоже не панацея, поскольку они-де далеко не всегда выполняют свои функции независимо, прозрачно, компетентно и бескорыстно. И тут Зеленскому стоит отдать должное, поскольку по данной проблеме он во многом прав.
Но для американцев на самом деле важны не фамилии, они отстаивают не конкретных персон, а выполнение правил. Заокеанские визитеры, по свидетельству источников, давить не стали, и вернуть Коболева в категорической форме не требовали, видимо, взяв тайм-аут на «посмотреть и подумать». Тем более что Зеленский со всей широтой души пообещал им до конца года распространить реформу корпоративного управления и на ряд других госпредприятий.
Реформы — это тот «орешек», внутри которого находится «золотой ключик» к масштабной американской помощи по всем направлениям. Раскусит ли его Зе!команда своими молочными зубками, хоть и острыми, но уже изрядно почерневшими от чрезмерного пристрастия к жирному и сладкому? Примутся ли они с уже развившимся от нездорового питания кариесом за горькое и твердое?
На разных встречах глава американской дипломатии повторял один и тот же тезис: уровень и качество поддержки Украины Соединенными Штатами зависит от уровня и качества реформ в сфере надлежащего управления и борьбы с коррупцией.
Помимо проблемы корпоративного управления во время визита Блинкен ожидаемо неоднократно поднимал вопросы реформ и СБУ, и судебной системы. Американцы, как и Венецианская комиссия, обнародовавшая в среду свой срочный вывод по президентскому законопроекту о Высшем совете правосудия (ВСП), настаивают на том, чтобы международные эксперты были наделены решающей ролью при конкурсном отборе будущих членов ВСП и проверке на добропорядочность его действующего состава. Они считают, что именно независимые международные эксперты помогут перезагрузить не только ВСП, но и ВККС, изменить украинскую судебную систему, наполнив ее свежей и, главное, здоровой кровью и вычистив из нее все прогнившее и зараженное коррупцией.
Борьба с коррупцией и деолигархизация — еще один, третий, пункт «обязательной программы» украино-американских встреч. Буквально на каждой из них госсекретарь Блинкен повторял отточенный тезис о том, что перед Украиной два основных вызова, две войны: внешняя — с Россией и внутренняя — «с коррупцией, олигархами и другими лицами, ставящими свои интересы выше интересов народа Украины». Независимость антикоррупционных органов, по его мнению, — одно из главных условий успешности этой внутренней борьбы.
Американцы, повторим, отстаивают выполнение законов и правил, а не конкретные персоны. Для них свет не сошелся клином на том же Артеме Сытнике, как думают многие. Но в истории с главой НАБУ, как и в скандале с главой НАКа, для американской стороны на самом деле принципиальна не фамилия — для них важно не дать создать прецедент политически или корыстно мотивированного увольнения ключевой фигуры одного из ключевых ведомств.
На встрече с представителями гражданского общества, по нашей информации, Сытник подтвердил, что антикоррупционные органы — НАБУ, САП, ВАКС — у нас-то трудятся, однако работать им все труднее, поскольку они уже вплотную приблизились как к могущественным олигархам, так и к высокопоставленным чиновникам (например, уровня замглавы ОПУ Татарова). Поэтому сопротивление их деятельности — колоссальное. Поэтому столь остра необходимость проведения прозрачного и независимого конкурса на должность главы НАБУ, а затем и обеспечения для него возможности работать независимо от политических влияний. Это, к слову, один из ответов на вопрос госсекретаря Блинкена о том, чем же США еще могут помочь Украине кроме «высказывания обеспокоенности» по поводу отката реформ в антикоррупции и надлежащем управлении.
Конечно, американцы будут и дальше подталкивать Украину к деолигархизации и, по мере возможностей и желания, продолжат «щемить» некоторых украинских олигархов. Они точно не ослабят хватку по Коломойскому. Как предполагают некоторые наши собеседники, Штаты, вероятно, не будут требовать его выдачи (в конце концов, она противоречила бы украинской Конституции, если, конечно, каким-нибудь очередным решением СНБОУ Игоря Валерьевича вдруг не лишат украинского гражданства). Но в то же время американцы будут продолжать спускать с него жирок — и на своей территории, и с помощью британских друзей в Лондоне. Но они не поймут, если в то же время Коломойский будет набирать утраченные «калории» у себя на родине, и поэтому ожидают, что здесь олигарху больше не станут позволять заглатывать новые сферы и отрасли, как это было, например, с «Центрэнерго». Кроме того, в Вашингтоне, который уже ввел некоторые «антиколомойские» санкции, недоумевают, почему в иске против Соединенных Штатов у олигарха и его подельника были основания утверждать, что ни Коломойскому, ни Боголюбову в Украине не было предъявлено никаких обвинений в совершении преступлений. Сообщений о нескольких выписанных подозрениях в деле «Привата» для американцев на сегодняшний день, думается, уже маловато.
Как свидетельствуют наши конфиденты, в кейсе Фирташа американцы настроены поставить точку. И они разочарованы не только тягомотиной австрийцев с экстрадицией, но и возможностью олигарха по-прежнему получать огромные прибыли в Украине, зарабатывая не только на облгазах, но и в химической и титановой сферах, где он (во время агрессии РФ!) по сути является «фронтирующим партнером» россиян.
Кстати, по информации ZN.UA, на встрече с Блинкеном некоторые гражданские активисты призвали Соединенные Штаты ввести такие же санкции, как против Коломойского, еще против еще трех персонажей — олигарха Фирташа, министра внутренних дел Авакова и главы ОПУ Ермака.
Примечательно, что на вчерашних встречах, похоже, вообще не прозвучала фамилия Ахметова — ни с украинской, ни с американской стороны. Удивительно, что во всяком случае в публичной плоскости, у американцев не было вопросов к Антимонопольному комитету Украины, у которого, в свою очередь, не возникает вопросов ни к Фирташу, ни к Ахметову. Странно, что призывая Украину к деолигархизации, американцы не считают ее богатейшего олигарха хотя бы такой же угрозой, как Коломойский. Возможно, они считают, что поскольку Ахметов сильно завязан кредитами на западные банки, то в случае необходимости они могут легко приструнить его и уже только угроза санкций сделает его покладистым. Но тогда возникает вопрос: им нужны покладистые олигархи в Украине или Украина без олигархов? Хотя, если по справедливости, то этот вопрос должен волновать прежде всего саму Украину, и это ей необходимо решить — хочет ли она и дальше жить с олигархами или же ей пора наконец-то начать реально от них избавляться…
…Он улетел, но обещал вернуться, дав понять, что три года ждать обещанного никто не будет. После звонка Байдена и визита Блинкена счет пошел: Вашингтон начал загибать пальцы, подсчитывая достижения и косяки Зе!команды. Главное, чтобы в результате Украина не получила комбинацию из трех пальцев…