Отложенный разговор

ZN.UA Эксклюзив
Поделиться
Отложенный разговор © Коллаж ZN.UA
Почему беседу Байдена с Зеленским нельзя назвать полноценной и что ожидает украино-американские отношения

Сегодня все внимание в общении Вашингтона и Киева сосредоточено на российской военной угрозе и беспрецедентной с 2014 года концентрации войск РФ у границ Украины. Но будет завтра, надеемся, мирное, и необходимость формирования полноценной повестки дня украино-американских отношений никуда не денется. Поэтому о ней тоже следует говорить сегодня и напоминать об этом власти, продолжающей заниматься имитацией реформ.

Мы не уверены, что Зе!команда уловила и в полной мере осознала все сигналы, посланные украинской власти президентом Джо Байденом во время телефонного общения с Владимиром Зеленским, поэтому и решили вернуться к этому разговору.

Не было бы «счастья», да несчастье помогло

«Ты же понимаешь, мы ведь даже не в первой двадцатке приоритетов США», — говорили еще пару недель назад знакомые дипломаты, неопределенно разводя руками в ответ на изрядно доставший их вопрос «Так когда же состоится разговор Байдена с Зеленским?». Вряд ли за последние две недели наша страна взлетела в рейтинге интересов Соединенных Штатов. Однако, из-за нарастающей эскалации на линии соприкосновения в Донбассе и демонстративного стягивания российских войск и техники к нашим границам, теперь не проходит и дня, чтобы в Белом доме, Госдепе или Пентагоне публично не упомянули бы Украину и не выразили ей поддержку, а количество телефонных контактов на разных уровнях между Киевом и Вашингтоном, похоже, побило все рекорды в истории двусторонних отношений.

Как охарактеризовал эти контакты в одном из телеэфиров министр иностранных дел Дмитрий Кулеба, беседа между президентами Владимиром Зеленским и Джо Байденом имела «концептуальный» характер, во время остальных же — между представителями разных украинских и американских ведомств — обсуждалось больше конкретики, в том числе и то, что каждая из сторон будет делать в случае обострения ситуации между Украиной и Россией.

По информации ZN.UA, на подготовку к разговору с Байденом у Киева было всего полтора дня, в этой интенсивной работе принимали участие Дмитрий Кулеба и его заместитель Евгений Енин, директор «американского» департамента МИД Игорь Прокопчук, глава ОПУ Андрей Ермак и его заместитель Игорь Жовква, новый посол Украины в США Оксана Маркарова а также Эндрю Мак (чуть было не ставший «лыжным инструктором» по поставке сжиженного газа, а ныне внештатный советник Зеленского, гражданин США украинского происхождения возглавляющий в Вашингтоне представительство украинской юридической фирмы Asters, а также имеющий широкие связи как в США, так и в Украине, но вряд ли имеющий необходимый допуск к ее гостайне, что, впрочем, для Банковой проблемой, похоже, не является).

При самом же разговоре президентов, по словам наших источников, присутствовали А.Ермак, И.Жовква, О.Маркарова и Д.Кулеба. Все наши собеседники подтвердили: атмосфера разговора двух президентов в самом деле была хорошая. Зеленского вдохновили слова Байдена о «непоколебимой поддержке» Украины перед лицом продолжающейся агрессии России, а Байдену, вероятно, легли на душу заверения Зеленского в активности начатой им деолигархизации.

Как свидетельствуют источники, в разговоре Байден посетовал: мол, некоторые ваши олигархи пытались помешать моей избирательной кампании, а Зеленский тут же ответил: да, некоторые и мне мешали. Правда, не уточнил, что тот, кто мешал Байдену, сильно помогал победить Зеленскому… Президент Украины сообщил американскому коллеге, что в нашей стране есть пять олигархов, но фамилия в разговоре прозвучала лишь одна — Коломойский. Зеленского хорошо подготовили к беседе, и он, предполагая, что американцев прежде всего интересует именно эта персона, на опережение сам заговорил о Коломойском и «Привате», сообщив Байдену, что по данному кейсу подписано уже пять подозрений.

Что же касается ПДЧ (Плана действий относительно членства в НАТО), получением которого вдруг загорелась команда Зеленского, то на сей счет Байден, по свидетельству источников, изрек: «Делайте реформы и это поможет осуществить вашу мечту».

Разговор двух президентов, действительно был «концептуальным». Несмотря на нескрываемое ликование Банковой по поводу самого факта состоявшейся беседы, в ней было мало конкретики. Байден, несмотря на анонсированную его окружением подготовку стратегии/концепции/политики по Украине, в разговоре с Зеленским не озвучил никакой четкой новой «дорожной карты»/плана/программы дальнейшего развития двусторонних отношений. Но вовсе не потому, что новая американская администрация намерена продолжать в отношениях с Киевом политику Трампа или ей нечего предложить Украине. Предметный разговор с Киевом на высшем уровне у Вашингтона еще не вызрел. Просто Байден не мог не ответить Путину на его вызов прямо сейчас, поэтому звонок поддержки в Киев (к вящей радости Зе!команды) состоялся раньше, чем это планировали в Вашингтоне.

Почему Байден не торопится с конкретным разговором

Flickr/White House

Во-первых, нынешний президент США (да запомнят это на Банковой!) — является классическим политиком и сторонником классической дипломатии. Он привык подбирать команду на направления, утверждать программу и полностью доверять этой команде реализацию всего задуманного. Но команда, «отвечающая» за «восточноевропейскую» стратегию Госдепа и, в частности Украину, еще не сформирована.

По информации ZN.UA, Байден в разговоре с Зеленским на вопрос украинского президента, через кого, мол, в случае чего, держать связь, не назвал имени «связного» и ответил: «Звоните мне напрямую». Глава Белого дома не назвал Камалу Харрис, а значит, не будет обычной формы кураторства вице-президентом.

Хорошо известная в Украине Виктория Нуланд, которую Байден предложил назначить замом госсекретаря по политическим вопросам еще 16 января, до сих пор не прошла «крещение» Конгрессом. По свидетельству американских источников, это должно было произойти еще в феврале, но теперь вряд ли стоит ожидать одобрения ее кандидатуры раньше мая. Именно Нуланд, судя по всему, будет формировать «украинскую» команду американской дипломатии

Во-вторых, на сегодняшний день еще нет программы «по работе с Украиной». Как из-за несформированности команды, так и из-за того, что для США (да и для остального мира) политика в отношении нашей страны — это часть политики в отношении России.

В-третьих, четкая определенность в отношениях США—Россия на сегодня тоже отсутствует. Несмотря на нынешнее противостояние с Москвой, Вашингтону необходимо взаимодействовать с РФ — как для того, чтобы не допустить ее дружбы против США с набирающим силу Китаем, так и для решения многих мировых проблем (ядерное разоружение, изменение климата, Иран, Сирия и пр.). В этой большой геополитической игре Украина может оказаться как триггером — в случае выбора конфронтационного пути, так и жертвой, чьими интересами могут пренебречь, — в случае выбора в пользу позитивных отношений с РФ.

В-четвертых, для Байдена Украина по-прежнему чрезвычайно сенситивна: еще не до конца истлел токсичный шлейф «Бурисмы», грязные ошметки которого вылазят то тут, то там. В Киеве еще пытаются проводить экспертизы «пленок Деркача» и устанавливать аутентичность голоса не только Порошенко, но заодно и Байдена. А в Штатах еще не завершено расследование в отношении сына американского президента — Хантера, связанное с уплатой налогов и «подозрительными иностранными трансакциями». Поэтому новый хозяин Белого дома будет выверять каждый шаг на взрывоопасном во всех смыслах украинском направлении. Ему необходимо, чтобы Украина стала для него четкой и прозрачной «историей успеха». Поэтому новая американская администрация должна быть полностью уверена в том, что подготовленную ею программу для Украины здесь будут реализовывать, а не проваливать.

Три американские «корзины» для Украины

На сегодня в отношениях Киева и Вашингтона стоит выделить три основных трека, или как любят говорить дипломаты, «корзины».

Первая из них, разумеется, это противостояние вооруженной агрессии России. Последние две недели очень наглядно продемонстрировали, на кого, в случае дальнейшей эскалации может полагаться Киев. Быстрее и мощнее всех отреагировали США, взбодрив заодно и других партнеров по НАТО. Их послания были предельно ясны: «Мы направили прямой месседж нашим украинским коллегам, а также россиянам, что США — на стороне Киева, мы поддерживаем нашего партнера, мы поддерживаем Украину на фоне российского запугивания и агрессии», — заявил представитель госдепартамента Нед Прайс.

На фоне множества жестких заявлений Вашингтона, в которых четко говорилось, кто является виновником эскалации, и призывов конкретно к Москве «не провоцировать и не усиливать напряженность», вялое и запоздавшее совместное заявление наших «друзей по нормандскому формату» от 4 апреля с призывом к обеим сторонам «к сдержанности и немедленной деэскалации» выглядит почти неприлично. Лишь 7 апреля правительство ФРГ, согласно сообщению ее пресс-службы, выразило РФ обеспокоенность эскалацией напряженности в Донбассе, а в четверг 8 апреля канцлер Ангела Меркель переговорила по телефону с Путиным и потребовала отказаться от наращивания российских войск возле границ Украины, чтобы добиться деэскалации ситуации. Из Парижа вообще долгое время ничего не было слышно, и лишь в минувшую пятницу на страницах KyivPost появилось сообщение, что на этой неделе во французской столице, возможно, состоится встреча Зеленского с Эмманюэлем Макроном. Также в пятницу французский министр иностранных дел Жан-Ив Ле Дриан пообщался по телефону со своими украинским, американским и немецким коллегами. Но в отличие от всех последних сообщений Госдепа, Пентагона и Белого дома, где говорится о «продолжающейся российской агрессии», в сообщении МИД Франции по итогам трех бесед их главы сказано о «ситуации в Украине» и «украинском кризисе». Почувствуйте разницу!

Кстати, на момент выхода этой статьи лично Зеленскому ни из Берлина, ни из Парижа, несмотря на все анонсы Банковой, пока никто так и не позвонил.

Так что Банковой, пожалуй, стоит прислушаться к рекомендациям экс-министра иностранных дел Павла Климкина и не тянуть с завидным упорством в «нормандский формат» американцев: «…лучше пускай играют в злого и доброго полицейского отдельно. Не нужно США сдерживать. Они смогут сделать по Донбассу больше, работая параллельно с «добрыми полицейскими». Не нужно их в один наряд».

В отличие от Берлина (опять же, на пару с Парижем), вставшего грудью фрау канцлерин на пути к получению Украиной ПДЧ в 2008-м в Бухаресте, и сегодня, в разгар российской агрессии против нашей страны, гордящегося своей тогдашней «прозорливостью» и заявляющего, что «дальнейшие шаги относительно членства (Украины в НАТО. — Т.С.) сейчас не стоят на повестке дня», Белый дом четко заявляет о поддержке Соединенными Штатами стремлений Украины стать членом НАТО. Правда, так же четко, причем устами самого Байдена, обуславливает осуществление «украинской мечты» проведением реформ.

Это же относится и к военной помощи: разумеется, американцы не оставят Украину без поддержки, особенно во время эскалации российской агрессии, однако на значительное увеличение этой помощи Киеву стоит рассчитывать лишь при выполнении ряда реформ и законодательных изменений. Этот список украинской стороне хорошо известен, его основные (но далеко не все) пункты — это реформы СБУ и системы оборонных закупок, корпоратизация «Укроборонпрома», укрепление гражданского контроля над вооруженными силами.

Что касается ужесточения санкций против РФ, то на разных уровнях, публично и в конфиденциальных беседах, Вашингтон дал понять Киеву, что в случае нового витка военной агрессии России ее действия безнаказанными не останутся. Понятно, что воевать за нас никто не будет, но на усиление американских санкций против РФ мы рассчитывать, конечно, можем. Кроме того, и безотносительно действий РФ против Украины, не исключено, что уже на этой неделе США могут ввести новые антироссийские санкции — как итог завершения анализа администрацией Байдена данных о враждебных действиях РФ, связанных с предполагаемым российским вмешательством в американские выборы, массивными кибератаками, возможными вознаграждениями за убийства американских солдат в Афганистане и действиями против Алексея Навального.

Reuters

Усиление санкций, связанных со строительством газопровода «Северный поток-2» (СП-2) Зеленским и Байденом не обсуждалось, однако этот вопрос, по информации ZN.UA, поднимался во время других телефонных бесед между Киевом и Вашингтоном. И, по свидетельству наших источников, украинская сторона осталась несколько разочарованна нынешней американской позицией. Нет, никто не уговаривал Киев принять «коврижки», предлагаемые Германией в качестве компенсации потенциальных колоссальных потерь Украины после запуска СП-2. Да, украинцев заверили, что никакие переговоры за их спиной между Вашингтоном и Берлином не ведутся и принцип «ничего о вас без вас» как бы соблюдается. Но Киев рассчитывает, что Штаты быстро и мощно, одним ударом вобьют последний гвоздь в плотину, которая навсегда перекроет российский поток, однако особого «аппетита» к усилению санкций против СП-2 украинцы у своих американских собеседников пока не заметили. Это, в общем-то, и понятно, учитывая стремление администрации Байдена (вызванное необходимостью как восстановления евроатлантического единства, так и формирования антикитайского лагеря) наладить отношения с Германией, основательно подорванные Трампом.

О двух других «корзинах» украино-американских отношений в Киеве, на фоне обострения российской агрессии, после интенсивного общения с Вашингтоном говорили меньше, но от этого они не становятся менее важными — как для двусторонних отношений, так и главным образом для будущего самой Украины.

Речь о деолигархизации и реформах. В беседе с украинским президентом Байден, по информации ZN.UA, не называл конкретных фамилий и целей, он говорил о необходимости деолигархизации вообще. Кого подразумевал Зеленский, сообщив американскому коллеге о пяти олигархах, с которыми необходимо разобраться, тоже остается лишь догадываться. Народная молва, к которой склонен прислушиваться Зе!президент, как правило, называет олигархами Игоря Коломойского, Рината Ахметова, Дмитрия Фирташа, Петра Порошенко и Виктора Пинчука. Возможно, вместо кого-то из них в неоглашенном «списке Зеленского» фигурирует Виктор Медведчук. Американская сторона уже неоднократно одобрительно отзывалась о мерах, принятых против как медведчуковских медийных рупоров, так и против самого путинского кума. Хотя наши партнеры и понимают, что санкции СНБОУ — это большой заступ за линию закона, они пока наблюдают, как подобные меры будут/не будут укреплять экономику Украины и способствовать борьбе с олигархами.

Но украинские олигархи с тревогой ожидают официального назначения Виктории Нуланд и перешептываются о «списке Тори», ожидая от него куда больших проблем, нежели от пиар-решений СНБОУ.

Побежавший впереди паровоза и назвавший фамилию Коломойского Зеленский продемонстрировал хорошую подготовку к разговору с Байденом и в общем-то не ошибся, поскольку для Штатов это показательно-назидательный пример. Как отмечают некоторые собеседники ZN.UA, американцы не случайно ввели санкции против Коломойского за его действия именно в тот период, когда он возглавлял Днепропетровскую ОГА. Для Штатов это принципиально: каждый, кто проворачивал незаконные гешефты находясь на государственном посту, должен понести ответственность. И период, выбранный для санкций против Коломойского, — это ясный сигнал и для нелюбимого Байденом Петра Порошенко, и для Юлии Тимошенко, и, разумеется, для Владимира Зеленского: любая афера, проведенная в американских долларах и на госпосту, рано или поздно может быть расследована.

О реформах Украине и в Украине говорят так много и так давно, что это слово и для власти, и для народа давно стало белым шумом. Но усыпить с его помощью требовательность Белого дома при этой администрации не получится: для Байдена вопрос реформ принципиален. Хочется верить, что Зе!команда из беседы с американским президентом вынесла не только эйфорию от «восхищения» Байдена «лидерством Зеленского» , но и полное понимание обязательности реальных реформ (а не их очередной имитации) как предусловия масштабной помощи США и прихода значительных американских инвестиций.

Список, опять же, хорошо известен. И возглавляют его судебная реформа и обеспечение независимости антикоррупционных органов. Американцы настаивают на широком присутствии западных экспертов в конкурсных комиссиях по отбору кандидатур и в Высший совет правосудия, и в антикоррупционные органы. Считая сегодня более-менее эффективно работающими лишь САП и НАБУ, американцы, по словам наших источников, уже не настаивают жестко на сохранении Артема Сытника во главе НАБУ. Их куда больше интересует получение «золотой акции» во всех конкурсных комиссиях для влияния на наполнение кадрами не только США, но и ЕС ключевых антикоррупционных и судебных органов. Дабы не допустить попадания туда одиозных персонажей и иметь возможность карать продажных судей.

Кризис вокруг КСУ тоже не оставляет равнодушными наших американских друзей. Опять же, понимая всю незаконность действий власти по отстранению его главы Александра Тупицкого, американцы отслеживают происходящее и дают понять, что для них весьма важно возвращение в украинское законодательство уголовной ответственности, предполагающей реальный тюремный срок за недостоверное декларирование. Можно предположить, что повышенный интерес американцев к КСУ вызван их опасениями, что этот одиозный судебный орган может отменить земельную реформу, на которой, с учетом интересов потенциальных американских инвесторов так настаивала американская сторона и за которую она так хвалит нынешнюю украинскую власть.

Будучи заинтересованными в безопасности логистических цепочек (порты, таможня) и заботясь о чистоте рядов тамошних тружеников, американцы проговаривают с главой Гостаможни Павлом Рябикиным возможность внедрения в практику отбора кадров для службы внутренней безопасности ГТСУ прохождения полиграфа кандидатами на должности.

Американские деньги, причем немалые, могут прийти в Украину не только на ее сельхозземли, в производство и переработку сельхозпродукции, но и в ОПК, энергетику, инфраструктуру, недропользование. Сколько раз и как много обо всем этом было написано…

Зе!команде следует очень четко уяснить одну вещь: для американцев, как и для Запада в целом, независимые суды и искоренение коррупции — «римские дороги» для их прихода в Украину. Без них ничего не будет. Не только инвестиций, но и ПДЧ, и увеличения военной помощи. Даже несмотря на то, что Украина — жертва российской агрессии. Жертве хотят помогать, только когда она сама борется за свое выживание.

Больше статей Татьяны Силиной читайте по ссылке.

Поделиться
Смотрите спецтему:
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме