«Внешнеполитическая изоляция», «глубочайший кризис за последние полвека», «тупиковый путь» — эти цитаты из европейской прессы конца сентября текущего года характеризуют не что иное, как состояние немецко-американских отношений после парламентских выборов в Германии.
Внешнеполитический консенсус — одна из отличительных особенностей немецкой политической системы последних десятилетий. СДПГ, ХДС/ХСС, либералы, а в последние четыре года и зеленые, имеют общую позицию по широкому кругу внешнеполитической проблематики. Канцлер Шрёдер, по мнению оппозиционных партий, нарушил эту традицию в начале августа тем, что без предварительных консультаций начал активную фазу избирательной кампании социал-демократов с резкой критики позиции США по Ираку и заявлениями о некоем особом «немецком пути». Мнение Шрёдера о том, что Германия не будет принимать участия в решении «иракского вопроса» ни в каком виде, даже в случае решения Совета Безопасности ООН о применении силы, Вашингтон долго не комментировал. Однако спустя некоторое время США по дипломатическим каналам дали понять: мы, мол, понимаем, у вас там сейчас выборы, но нельзя же вести их за счет своего самого близкого союзника, подогревая в стране антиамериканские настроения. Это не остановило социал-демократов в их избирательном порыве. За три дня до выборов произошло то, что переполнило чашу терпения за океаном. На одной из встреч с небольшой группой региональных профсоюзных лидеров министр юстиции Германии Герта Дойблер-Гмелин заявила, что использование внешнеполитической тематики во внутриполитической борьбе делает Буша очень схожим с Гитлером. Информация просочилась в прессу. Последовало жесткое официальное заявление США. Министр отрицала этот факт, однако на следующий день после выборов Дойблер-Гмелин ушла в отставку. Президент США не прислал поздравительной телеграммы Шрёдеру по поводу победы. Не поздравил Буш Шрёдера и после избрания того канцлером месяц спустя. Журнал «Фокус» со ссылкой на американские правительственные круги писал: самого Буша особо задело не его сравнение с Гитлером, а то, что Шрёдер в избирательной горячке назвал иракскую кампанию авантюрой США. Американский коллега Йошки Фишера Колин Пауэл в телефонном разговоре поздравил министра иностранных дел Германии с победой «зеленых» и попросил «передать привет кабинету». На варшавской встрече министров обороны НАТО в конце сентября глава оборонного ведомства США Дональд Рамсфельд демонстративно отказался от встречи со своим немецким коллегой Петером Штруком. Американская пресса в преддверии немецких выборов писала, что их результат — это своеобразный референдум об отношениях между двумя странами. Ясно, что итоги этого «плебисцита» не удовлетворили США. Позиция Вашингтона после выборов — доверительные отношения серьезно подорваны, и окончание избирательной кампании в Германии не означает их автоматического возвращения на прежний уровень.
В Берлине отдавали себе в этом отчет. После оглашения результата выборов Шрёдер занялся «ремонтом». Уже на второй день после подсчета избирательных бюллетеней канцлер совершает молниеносный визит на ужин к британскому премьеру Тони Блэру. Немецкая пресса была едина во мнении — Шрёдер ищет посредника для восстановления отношений с Вашингтоном, поэтому и отправился на незапланированную встречу с тем, у кого наиболее близкие контакты с США.
Следующим шагом Берлина было заявление о готовности совместно с Голландией принять у Турции командование интернациональным военным контингентом в Афганистане. Ранее Германия, ссылаясь на финансовые и кадровые трудности, отрицала такую возможность. Движение «в правильном направлении» было позитивно расценено в Вашингтоне. Однако это было не все. На прошедшей неделе консервативная «Франкфуртер Альгемайне Цайтунг» сообщила о существовании некоего списка из предварительных условий, выдвинутых США своему немецкому союзнику для нормализации двусторонних отношений. Согласно газете, одним из главных пунктов является «поведение» Германии во время Пражского саммита НАТО в ноябре. Вопреки изначальным планам посвятить эту встречу расширению альянса на восток и торжественному оглашению поименного списка претендентов на вступление в Североатлантический блок, Вашингтон хотел бы сместить акценты. Ирак, по мнению США, должен стать главной темой пражской встречи. От Берлина ожидают, что Германия не станет со своей особой позицией в этом вопросе на пути у североатлантического консенсуса. Американскому президенту нужна единогласная поддержка своих европейских союзников. «Франкфуртер Альгемайне» со ссылкой на американских дипломатов пишет, что Германия должна, наконец, определиться, кто же изгой — Саддам или Буш.
Кроме того, Вашингтон ожидает, что Берлин не будет возражать против использования во время конфликта инфраструктуры и техники альянса со своей территории, например, самолетов АWACS. И если Турция как член блока сочтет нужным активировать статью пятую договора НАТО о коллективной обороне, Германия не будет этому противиться. Как «маленький жест» ожидается, что Берлин в случае начала войны в Ираке не станет выводить из Кувейта бронетранспортеры химической разведки «Фукс», размещенные там в рамках операции Enduring Freedom. В сентябре министр обороны сказал, что это подразделение будет свернуто, как только начнется конфликт. Сейчас Берлин в этом вопросе готов идти навстречу пожеланиям США.
Вашингтон ожидает поддержки Берлина и в создании корпуса быстрого реагирования. Двадцатитысячная группировка, по замыслу министра обороны США Дональда Рамсфельда, должна состоять преимущественно из подразделений специального назначения и, в отличии от европейского корпуса, ориентированного для применения во время так называемых гуманитарных катастроф, быть готовой для глобального использования в случае кризисных ситуаций и борьбы с терроризмом. По информации журнала «Фокус», в планы Вашингтона входит принятие решения о создании корпуса уже в Праге. До сих пор Берлин скептически относился к созданию подобной группировки по финансовым и политическим соображениям. Германия, исходя из внутриполитических особенностей, считает нереальными планы о том, что корпус в случае необходимости должен в течение семи дней быть готов для развертывания в любой точке мира. Всякая активность бундесвера за границей должна санкционироваться парламентом. В течение недели подготовить и провести такой вопрос через бундестаг невозможно, считают в Берлине. Год назад позиция части фракции «зеленых» по вопросу посылки контингента в Афганистан чуть не привела к развалу коалиции. Тут с наскока не получится. Что касается финансов, то бундесвер уже сидит на голодном пайке. У Германии, например, не было самолетов, способных в 2001 году перебросить бронетранспортеры в Афганистан. Тут бы профинансировать уже запланированные расходы по закупкам новой техники и созданию европейского корпуса. Следующим пунктом из «вашингтонского списка» «Франкфуртер Альгемайне» называет желание американцев увидеть более активную поддержку стремления Турции стать полноправным членом ЕС со стороны Германии. В связи со своим стратегическим значением Анкара, по мнению США, через структуры Европейского Союза должна быть теснее интегрирована в Запад. По данным газеты, в Берлине было подтверждено существование «списка». В то же время о его содержании, а также о готовности следовать американским условиям или, наоборот, об отсутствии таковой анонимные представители немецкого правительства отказались давать какие-либо комментарии. Тем временем на Брюссельском саммите ЕС, состоявшемся на этой неделе, Германия обратилась к европейским партнерам с предложением уже в декабре в Копенгагене определить для Турции дату начала переговоров о вступлении. Консервативно-либеральная оппозиция в Берлине отмечает смещение акцентов во взгляде правительства по Турции и обвиняет Шрёдера, что он начал платить США по счетам за антиамериканскую предвыборную риторику.
Со стороны большинства европейских партнеров нынешняя позиция официального Берлина была воспринята скептически. Несмотря на значительные успехи в политической и правовой реформах, достигнутые в Турции в последнее время, ряд членов ЕС все еще очень скептически относятся к перспективе расширения Союза за счет Турции. Причины лежат в экономической, политической, культурной, религиозной и исторической плоскостях. Уже только размеры Турции заставляют задуматься о возможных изменениях сложившегося соотношения сил внутри Союза, заявляют скептики.
С другой стороны, в преддверии ноябрьских выборов в Турции Брюссель не хочет своей сдержанностью выбить почву из-под ног у проевропейски ориентированных политических партий. Поэтому позитивный сигнал о перспективах членства Анкары в Союзе, по мнению европейских дипломатов, лежит в области жизненно важных интересов Запада. Вопрос только в том, в какую форму должен быть облачен этот сигнал с тем, чтобы, с одной стороны, он не снижал свободу маневра ЕС, а с другой — поддержал действующее правительство в Анкаре. И здесь единства европейским лидерам пока достичь не удалось.
Несмотря на давление США, Берлин пока не изменил своей позиции по иракскому вопросу. Так, Шрёдер, выступая во вторник с программным заявлением в бундестаге, заявил, что Германия делает ставку на инспекторов ООН и не будет участвовать в военной операции. Министр иностранных дел Йошка Фишер, находясь днем позже с визитом в США, подтвердил, что между сторонами все еще не достигнута единая позиция по иракскому вопросу, но Германия и США остаются тесными союзниками и будут обсуждать эту проблему «внутри семьи». Фишер отрицал существование «вашингтонского списка». Его коллега Колин Пауэл заявил: стороны не делают вид, будто не существует спорных вопросов, однако как друзья и союзники Вашингтон и Берлин найдут пути, чтобы их преодолеть.
По мнению критиков правительства, Берлин, в связи с позицией Шрёдера по Ираку, навсегда потерял возможность стать шестым постоянным членом Совета Безопасности. После всего, что в Германии в последние три месяца наговорили в адрес США, трудно себе представить, что за океаном теперь поддержат то, к чему Берлин в последние годы так стремился. Вместе с тем на берегах Потомака дают понять, что отношения США с третьей по размерам экономикой в мире и самой густонаселенной страной Европы не должны стать жертвой нынешних разногласий.