Герхард Шрёдер неожиданно для многих победил в коротком спурте перед финалом избирательной кампании за счет двух обстоятельств. Одно из них ему «подарило» небо — на страну обрушилось «наводнение века», и настал час исполнительной власти действовать и тем самым набирать очки. Второе обстоятельство он выдумал сам и, играя на скрипке латентного антиамериканизма смычком иракской войны, «увел» 310 тыс. избирателей у партии демократического социализма (данные одного из ведущих немецких институтов исследования общественного мнения Infratest Dimap). Таким образом, на этой неделе он повторно приступил к исполнению обязанностей канцлера Германии.
22 октября немецкий бундестаг повторно избрал Г.Шрёдера председателем правительства. За него отдали свои голоса 305 из 306 членов фракций социал-демократической партии Германии и партии зеленых. Один из депутатов правящей коалиции во время тайного голосования по кандидатуре канцлера проголосовал «против». Это вызвало небольшой переполох в стане социал-демократов. Дело в том, что у правящей коалиции лишь на четыре голоса больше необходимого для принятия решений минимума, поэтому фракционная дисциплина крайне важна, особенно при голосовании принципиальных вопросов, когда на голоса оппозиции рассчитывать не приходится.
Документы о назначении членами нового кабинета были вручены министрам федеральным президентом Йоханнесом Рау в тот же день, когда бундестаг избрал Шрёдера канцлером. Старый новый канцлер будет руководить самым малочисленным правительством послевоенной Германии. Всего 13 министров, десять из них — от социал-демократов и трое — от зеленых. В новом кабинете шесть представителей прекрасного пола.
Партии зеленых, несмотря на крупный успех на выборах, не удалось выторговать четвертое министерство в процессе трехнедельных коалиционных переговоров. Как и ранее, зеленые возглавляют министерства иностранных дел, экологии, защиты потребителей. Отсутствие новых портфелей партия попыталась компенсировать расширением компетенции возглавляемых зелеными министерств, что им частично удалось.
Главной неожиданностью при формировании нового правительства стало назначение премьер-министра самой крупной в Германии земли Северный Рейн-Вестфалия Вольфганга Клемента руководителем «суперминистерства», как его неофициально называют, сотворенного на базе министерств экономики и труда. Для возобновления экономического роста и снижения уровня безработицы «суперминистр» получил широкие полномочия и влияние в кабинете, что уже успел ощутить на себе министр финансов Ганс Айхель, вынужденный на днях отступиться от своего курса жесткой экономии.
Наблюдатели отмечают, что Шрёдер при формировании нового кабинета не пригласил ни одного члена своей фракции занять какой-либо пост. Отношения с партийной элитой СДПГ у бывшего лидера «Молодых социалистов» всегда были непростые. Позже, уже будучи премьер-министром земли Нижния Саксония, Шрёдер позволял себе в ее адрес довольно резкие высказывания. Например, в 1995 году он назвал фракцию СДПГ в бундестаге «картелем заурядностей». Видимо, с тех пор его отношение к депутатам-однопартийцам не изменилось, поэтому и набирал он людей в правительство из регионов.
Что делать?
Шесть ведущих экономических исследовательских центров в своем традиционном осеннем анализе скептически оценивают планы правящей коалиции, которые были опубликованы на днях. Экономисты отмечают отсутствие у правительства решимости в проведении крайне необходимых реформ. Страна переживает глубокий кризис. Эксперты говорят, что самый тяжелый со времен войны. Германия — мотор европейской экономики — занимает последнее место в ЕС по темпам экономического роста: 0,4% в этом году, в следующем 1,4%. Министр финансов подтвердил, что в текущем году Германия не сможет удержаться в рамках трехпроцентного дефицита бюджета и таким образом нарушит Стабилизационный пакт еврозоны.
Социальная система Германии, которая создавалась в период постоянного экономического роста и всеобщей занятости (в середине 60-х годов в стране было зарегистрировано лишь 87 тыс. безработных), нуждается в реформировании. Медицинское, пенсионное и страхование по безработице в длительной перспективе не смогут быть профинансированы лишь взносами, так как на тех, кто пользуется услугами, приходится все меньше тех, кто их оплачивает. Это связано с изменением демографической ситуации, а также экономическими проблемами — высоким уровнем безработицы. Социальная система может стабильно работать только в условиях 2,5% роста ВВП. Пока в планах правительства не отражены шаги, которые могли стабилизировать ситуацию в долгосрочной перспективе.
Реформа рынка труда — это следующая крупная проблема, требующая принятия непопулярных решений. Здесь правительство намерено реализовать концепцию, разработанную под руководством одного из менеджеров концерна VW Петера Харца. Эксперты, однако, подвергают сомнению эффективность его модели и настаивают на дальнейшей дерегуляции, а не бюрократизации рынка труда.
Не молчат и представители бизнеса. При этом планы правящей коалиции в области налогов подвергаются небывало жесткой критике. Пресса отмечает, что обычно крупный бизнес избегает прямой критики в адрес правительства, предоставляя возможность делать это своим предпринимательским союзам, заботясь об установлении хороших контактов с властью. Однако ныне представители таких гигантов немецкой экономики и финансов, как химический концерн BASF, Commerzbank, одна из самых крупных в мире страховых компаний Allianz, которой принадлежит Dresdnerbank, резко критикуют планы коалиции в области налогообложения. Allianz угрожает перенести свою штаб-квартиру за границу из-за непомерных налогов внутри страны. Об этом же подумывает и Siemens, который 80% своего оборота «делает» за пределами страны.
Спустя лишь месяц после выборов ширится недовольство и среди части избирателей, отдавших свои голоса за социал-демократов. Причина — все те же планы правящей коалиции социал-демократов и зеленых. В опубликованном коалиционном договоре, вопреки предвыборным обещаниям не повышать налоги, речь идет как раз об этом. Но больше всего клиентелу СДПГ раздражает, что именно она, средний класс, согласно опубликованным планам, должна нести основной груз реформ, именно к ней государство залазит в карман в трудные времена, вместо того чтобы «потрясти» налогами наиболее обеспеченных граждан. По подсчетам экспертов, в кошельке семьи со средним достатком при реализации правительственных планов ежемесячно будет оставаться на 300 евро меньше, чем до выборов. Министр финансов Ганс Айхель со своей стороны заявляет, что налоги на наследство и на богатство — это местные налоги, относящиеся к компетенции земель, и пока в бундесрате не сформировалось по этому поводу большинство, предпринять ничего нельзя.
Как и когда?
Как сказал один из политиков, в свое время долго работавший с Колем, беда Германии в том, что здесь слишком часто проходят выборы — чаще, чем где бы то ни было в Европе. Это мешает реализации непопулярных, но необходимых и стратегически верных решений. Ведь правительству приходится действовать с оглядкой на то, как это скажется на результатах следующих земельных выборов. Например, планируя сокращение пособия по безработице, правительство желает мотивировать людей скорее находить новое место работы, а не сидеть месяцами на пособии, то есть на бюджете. Реализация нововведения может привести в конечном счете к снижению уровня безработицы, а значит и бюджетных расходов. Это в свою очередь позволит правительству направить дополнительные средства на другие цели — например, вложить в образование или в науку. Все, казалось бы, правильно, но уже на ближайших земельных выборах партия может потерять значительное количество голосов и даже «вылететь» из земельного правительства, а то и вовсе не попасть в ландтаг — законодательное собрание федерельной земли. В результате изменится расклад сил в верхней палате — бундесрате, который голосует по законопроектам, принятым бундестагом.
В Германии 16 федеральных земель, где выборы в местные парламенты проходят в разное время. Таким образом, на каждый год приходится до 4—5 земельных выборов. Избирательный марафон в федерально-земельном масштабе ведет к компромиссным, часто половинчатым решениям со стороны центрального правительства, а также необходимости договариваться с оппозицией, если та контролирует верхнюю палату.
В настоящее время большинство в бундесрате имеет оппозиционный блок ХДС/ХСС. Но уже зимой пройдут выборы в двух крупных землях — Гессен и Нижняя Саксония. Социал-демократы желают выиграть выборы в первой и не проиграть во второй. Возможно, лишь тогда, если СДПГ удастся заполучить под свой контроль и вторую палату парламента, страна может ожидать от правительства Шрёдера более решительного подхода к решению острых проблем. Либо он будет снова озабочен тем, как бы не проиграть следующие земельные выборы.
Кто виноват?
Месяц, прошедший после парламентских выборов, оппозиция использовала для оценки результатов выборов и поиска виновных в поражении.
Выбывшая из парламента Партия демократического социализма занялась внутренними разборками. Попытка молодого реформаторского крыла партии сменить руководство после провала выборов не увенчалась успехом. Реформаторы в ПДС, как и наблюдатели, отмечают, что партии после победы консервативного крыла угрожает окончательно превратиться в региональную восточногерманскую политическую силу, что в конечном итоге лишает ее будущего.
Руководству немецких либералов не надо было долго искать виновных в своем поражении. Вышедшая за три дня до выборов листовка с резкой критикой в адрес премьера Израиля Шарона и политики Тель-Авива в отношении палестинцев и стала, по мнению верхушки Свободно-демократической партии, главной причиной того, что партия получила хотя и больше голосов, чем в 1998-м, но меньше, чем зеленые, и таким образом не смогла участвовать в формировании правительства. Дело в том, что выпуск листовки был инициирован Юргеном Мёллеманом, заместителем председателя партии, лидером либералов в земле Северный Рейн-Вестфалия и «политическим отцом» нынешнего председателя Свободно-демократической партии Гидо Вестервелле. Акция была профинансирована на спонсорские деньги, в происхождении которых сейчас разбирается прокуратура. Целью было привлечение голосов правых избирателей на сторону либералов. Листовка вызвала бурю в прессе и, естественно, была использована правительством для обвинений либералов в разжигании антисемитизма.
Среди причин поражения либералов на выборах называют и отказ от четкого определения во время кампании, с кем же либералы готовы формировать правительство, что дезориентировало их сторонников, которые хотели смены правительства Шрёдера, а не прихода в него либералов. Кроме того, это и популистский, развлекательный, «несерьезный» характер избирательной кампании либералов.
Разбор полетов в консервативном лагере обошелся пока без кадровых потерь. ХСС может быть в высшей степени доволен результатами выборов в Баварии — лучший результат за всю историю партии. «Старший брат» — ХДС выборы не выиграл, но и не проиграл. В процентном выражении на одном уровне с социал-демократами — 38,5%, в абсолютном — на 8000 голосов меньше, чем СДПГ. Фракция социал-демократов на три депутата больше за счет одномандатных округов. Это, кстати, позволило ХДС вернуть часть уже потраченных на избирательную кампанию средств — четверть миллиона евро. Согласно договору с рекламным агентством McCann-Erickson, которое разрабатывало и реализовывало рекламную стратегию партии, эта сумма подлежала возврату в случае, если ХДС/ХСС не становилась самой крупной фракцией. Всего же на избирательную кампанию было израсходовано 25 млн. евро.
Выборы в бундестаг способствовали усилению позиций председателя ХДС Ангелы Меркель — она стала руководителем фракции ХДС/ХСС. Ее авторитет в партии в последнее время существенно вырос, она уже не рассматривается как переходная фигура на посту председателя. В следующих выборах г-жа Меркель, скорее всего, будет участвовать как кандидат на пост канцлера против Шрёдера и больше не уступит эту роль ни Штойберу, ни кому-либо другому.