Последнее китайское предупреждение Совета Европы Украине на самом деле оказалось даже не предпоследним. Украину не стали исключать. За нарушения демократических норм не предусмотрено никаких санкций. Подведение итогов перенесено на июнь. Однако уже сейчас известно, что и в июне Украина не выполнит все обязательства, сопряженные с членством в СЕ. Похоже, пугать Украину стало доброй европейской традицией…
«Главное на этой сессии, чтобы украинская делегация делала вид, что боится, а Европа выглядела достаточно суровой», - пошутил в первый день сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы один из членов украинской делегации. В этой шутке - только доля шутки.
Угрожая Украине потерей членства в СЕ, члены мониторингового комитета прекрасно понимали, что никакого исключения Украины прямо на апрельской сессии не произойдет. Потому что устав не предполагает такой стремительной процедуры прекращения членства. Потому что притеснения свободного слова и оппозиционной мысли в Украине все же несопоставимы с дискриминацией курдов в Турции, войной в Чечне и авторитаризмом в Азербайджане. Потому что было заранее известно, что Комитет министров Совета Европы никогда не утвердит первое в полувековой истории организации изгнание страны, которая не воюет и не бросает журналистов сотнями за решетку.
Почему же планка была поднята так высоко, если абсолютно четко просчитывалось, что ее явно придется резко опускать? Объяснений как минимум три.
Во-первых, Совет Европы просто не наработал другую схему воздействия на нарушителей правил, кроме осуждения, высказанного вслух. Не так давно расширившись на Восток и на Юг, эта международная организация как бы застряла между двумя стадиями развития. Формат клуба для избранных, заложенный в основу в 1949 году, предполагал, что члены Совета Европы соблюдают права человека значительно лучше, чем его внешние соседи. К тем, кто снаружи, в принципе, и нереально было применять иное политическое наказание, кроме словесного неодобрения.
С появлением новых, явно недемократических членов организации старый формат морально устарел. А механизмы реального, пусть небольшого, но конкретного влияния на то, что происходит в новых государствах-членах, пока не наработаны. Совет Европы еще не вышел за рамки своеобразного гайд-парка, где каждый от души высказывается о том, что наболело, и, облегчив душу, возвращается домой.
Во-вторых, выступления европейских депутатов по вопросам членства Украины в очередной раз подтвердили то снисходительное безразличие, которое ощущается по отношению к Украине, наверное, с первых дней независимости. «Вам очень не повезло, что у вас нет нефти. Тогда бы Запад был намного чувствительнее к украинским проблемам», - сказал один из членов французской делегации.
В обсуждении доклада Ханны Северинсен и Ренаты Вольванд приняли участие 24 человека. Ни один не поддержал идею исключения Украины, что, в принципе, можно было бы расценивать как положительный фактор. Если бы не абсолютное отсутствие конструктивных идей и конкретных предложений, как на самом деле удержать Украину от сползания в тоталитаризм. Украину в который раз задекларировали европейским государством. И в который раз вежливо дали понять: спасение украинской демократии - дело рук только самих украинцев.
В-третьих, как объяснил в режиме «оф рекордз» один из лидеров группы социалистов, «угрозой исключить Украину мы на самом деле хотим закрепить Украину в Европе. На Россию все махнули рукой, там никогда не будет порядка, а вот Украину мы должны удержать, и удержать как государство, которое более-менее вписывается в европейские стандарты». То есть Украину сознательно как бы дрессируют методом хронического испуга, натаскивают на стандарты поведения «в приличном обществе», и сама по себе угроза исключения - не более чем политический ход. Маневр вполне имел бы право на существование, будь он продуман до конца. Потому что не только Западная Европа, но и официальный Киев вполне способен раскусить, что пугают «понарошку». И соответственно относиться ко всем последующим грозным предупреждениям.
«Совет Европы просто обязан был потребовать от украинских властей конкретных действий в обмен на сохранение членства, - считает журналист польской «Газеты выборчой» Войцех Рогакин. - Просто дать время на «существенное улучшение» - стратегическая ошибка».
Во время голосования украинская делегация предупреждала Совет Европы, что принять до июня Гражданский, Уголовно-процессуальный и Гражданско-процессуальный кодексы невозможно чисто по времени. Ответом послужило замечание: «У вас на эту работу было шесть лет». Все это так, но как быть с июньской сессией? Снова - подвешенное состояние, угрозы, невыполнение обязательств и прощение «в последний раз»? Насколько эффективна такая тактика?
Совет Европы ждет от Украины до июня «существенного прогресса». Но как измерить эту «существенность»?
Роман Зварыч предложил ограничить требования конкретно принятием двух кодексов и рамочного соглашения по судебной реформе. Не исключено, тем самым он пытался в принципе снять с повестки дня проблемы с разгоном палаточного городка, арестами 9 марта, юридические неясности с заключением под стражу Тимошенко… Но сама идея конкретизации условий вполне логична. Список Зварыча стоило всего лишь расширить.
Пожалуй, единственным четким требованием к Украине можно считать обязательство предоставить оппозиции время на общенациональных теле- и радиоканалах. Это либо произойдет, либо нет, и по тому, как будет внедряться в жизнь это условие Совета Европы, можно будет делать выводы, насколько всерьез воспринята угроза на улице Банковой.
Отставка правительтсва, а главное - утверждение нового премьера в парламенте и непростое перераспределение портфелей явно не добавят украинскому парламенту времени на принятие всех тех законов, на которых настаивает Совет Европы. Когда в Страсбурге голосовали по вопросу членства Украины, Верховная Рада уже высказала правительству недоверие. То есть было совершенно очевидно, что и в июне Украину придется клеймить позором.
Кто выиграет от этого постоянного балансирования как бы на краю пропасти, которой нет? Одни изображают гнев, другие страх… Совет Европы приобретает опасную привычку имитации деятельности, украинские власти удачно к этой имитации приспосабливаются. «Организация немедленно должна выйти на новый уровень отношений со своими членами, - заявила французская журналистка Нора Камий в передаче телеканала «АРТЕ», посвященной нынешней сессии СЕ. - Если Совет Европы не научится добиваться реальных результатов в странах, где проблемы по-настоящему серьезны, всем нам будет сложно верить в серьезность этой организации. Нужны смешанные международные комиссии по расследованию конкретных политических скандалов».
Кстати, идея специальной международной комиссии по расследованию дела Гонгадзе гуляла кулуарами Страсбурга. Но пока что она не нашла своего реального воплощения.
КСТАТИ
Завершая свое выступление на прошедшей на этой неделе в Брюсселе конференции «Украина-ЕС», глава комитета Европарламента по сотрудничеству с Украиной Ян Вирсма заявил: «Надеюсь, стало ясно, что Европейский парламент придерживается мнения, что сотрудничество между Европейским союзом и Украиной возможно и даже необходимо во многих областях. Надеюсь, также понятно, что Европарламент желает и готов помогать Украине во всех областях, где процесс трансформации и реформ продолжается. Но я надеюсь, что сотрудничество и поддержка будут эффективны и вообще возможны только в том случае, если Украина будет соответствовать в полном объеме европейским ценностям, включая демократию, уважение прав человека и основных свобод, верховенство права. Если же сохранятся автократические тенденции в стиле администрации и доминирование олигархов, если в скором времени не будет улучшений в области свобод и независимости прессы, если не будет проведено удовлетворительное расследование исчезновения Георгия Гонгадзе, а к семье г-на Гонгадзе не будет проявлено уважение, которое она заслужила, в этом случае Украина сама себя изолирует от основных ценностей и стандартов Европейского союза».