РАЗБОР КОСМИЧЕСКИХ ПОЛЕТОВ. ИСПОЛНЕНИЕ NASA

Поделиться
На минувшей неделе Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространс...

На минувшей неделе Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА) объявило об обнаружении краткой видеопленки, записанной в кабине разбившегося 1 февраля космического корабля многоразового использования «Колумбия». На пленке запечатлены четверо из семерых астронавтов в последние минуты их жизни. Они были заняты рутинными обязанностями во время подготовки к посадке шаттла. Как отмечает агентство Блумберг, из просмотра этой 13-минутной пленки пока невозможно сделать вывод об аварийной ситуации. Съемка закончилась через четыре минуты после того, как «Колумбия» начала входить в плотные слои атмосферы…

Последние шесть лет моей службы на космодроме Байконур я командовал отдельной инженерно-испытательной частью, боевой расчет подготовки и пуска которой вместе с офицерами испытательного управления и представителями промышленности занимался испытаниями, подготовкой и пуском универсальной ракетно-космической транспортной системы «Энергия», служившей центральным ядром советской многоразовой космической системы. Смею сделать предположение, что мы, военные испытатели, видим случившееся с американским кораблем многоразового действия изнутри и можем позволить себе высказать свою точку зрения на происшедшую трагедию. Нам, как и всем людям, искренне жаль, что погибли американские астронавты, погиб боевой американский корабль «Колумбия», основным предназначением которого было все-таки выполнение боевых задач в космосе.

Корабль в металле был готов уже в 1979 г., но американские специалисты всячески оттягивали его первый испытательный полет, устраняя многочисленные неполадки, выявленные при проведении испытаний. Надо отметить, что в реальной космонавтике ни один из подготовленных кораблей не уходит в полет в чистом виде, обязательно остаются недоделки, которые не имеют решающего влияния на качество выполнения основной задачи полета. На космодроме Байконур и в самом ОКБ-1, с легкой руки заместителя начальника отдела испытаний Аркадия Осташева, была введена специальная система классификации замечаний по работе систем космических кораблей: «т. д. б.» и «х. с.». Что обозначало соответственно — так и должно быть (несоответствие инструкций схемам работы систем) и хрен с ним (устранять его обойдется себе дороже, чем допустить полет). Третий вид замечаний относился к тем, которые не должны были быть ни по инструкции, ни по схеме работы системы. Точно так же относятся к подобного рода замечаниям и американские специалисты. Не мудрено, ибо космический корабль многоразового действия может состоять из нескольких миллионов деталей. Для сравнения, американский супер-грузовик имеет от двух до четырех тысяч деталей. Однако глубокое резервирование систем позволяет получить надежную работу систем корабля. В американской практической космонавтике это имело место во время пусковых операций той же самой «Колумбии» 23 июля 1999 г., когда глубокое резервирование в узлах системы управления при выходе двух из трех узлов в результате короткого замыкания в них позволило продолжить взлет пороховых ускорителей на первых секундах работы двигателей орбитальной ступени. Тогда «Колумбия» благодаря отличной подготовке астронавтов и глубокому резервированию ушла в полет в космическое пространство и полностью выполнила программу полета, благополучно приземлившись на посадочную полосу. Есть предположение, что возникшее короткое замыкание в электрических сетях внешнего топливного бака многоразового корабля из знаменитой эскадры челноков («Колумбия», «Дискавери», «Челленджер»), привело к взрыву на 73 секунде полета 26 января «Челленджера». Тогда на глазах многочисленных зрителей, в числе которых были и родственники астронавтов, произошел взрыв, разметавший огромные фрагменты корабля по всему видимому пространству активного участка полета челнока. Чисто внешне очень похожа картина гибели «Колумбии». Нельзя сбрасывать со счетов то обстоятельство, что взрыв мог быть изнутри корабля, например, весьма похожий на взрыв элемента нового типа аккумулятора, работающего на водороде и кислороде. Например, при полете к Луне американского космического корабля «Аполлон-13» 14 апреля 1970 г. экипаж уже начал готовиться к подходу к Луне, когда в 6 час. 25 мин. произошел взрыв кислородного бака в служебном отсеке корабля. В это время «Аполлон» находился на расстоянии 328 000 км от Земли. Только наличие собственной аккумуляторной батареи в лунной кабине позволило экипажу остаться в живых и совершить приводнение в Тихом океане. Страшнее взрыва внутри корабля может быть только его разгерметизация, если космонавты находятся в этот момент без скафандров. Тогда только не более 22—42 секунд отделяют астронавта от смерти.

Встреча на орбите с космическим мусором может привести к серьезной аварии, если не катастрофе. Американская радиолокационная станция не так давно перед гибелью «Колумбии» обнаружила на круговых орбитах вокруг Земли около 7500 объектов диаметром 10 см и более, а также миллионы более мелких фрагментов ракетно-космических систем в космосе. При огромных скоростях движения по орбите даже мельчайший осколок металла может стать причиной гибели космического корабля. Американцы получили на одном из кораблей космической эскадры удар металлического осколка в стекло иллюминатора. Тогда в стекле образовалась воронка диаметром 2,4 мм. Этого соударения вполне могло хватить для вывода корабля из нормального технического состояния с непредсказуемыми последствиями.

Наиболее вероятная версия гибели «Колумбии» заключается, на мой взгляд, в том, что автоматика не обеспечила расчетного угла входа корабля в плотные слои атмосферы. Имеющиеся самолетные формы у космических кораблей типа русского «Бурана» или американской «Колумбии» позволяют кораблю быть хорошо управляемым во всех фазах полета, в том числе и при спуске с орбиты с полезной нагрузкой. Например, снятым для производства ремонта в земных условиях спутником или спутниками связи. Причиной нерасчетного входа в плотные слои атмосферы, кроме ошибки автоматики, может быть превышение массы взятой в отсек полезной нагрузки в виде платформы или специального спутника военного назначения. Именно для выполнения боевых задач и предназначена была космическая эскадра американцев из трех челноков. Тогда же, перед полетом «Колумбии» было создано военно-космическое командование США. Это факт, и никуда от него не деться. Состав экипажа «Колумбии», состоящий их шестерых граждан Америки и одного гражданина Израиля полковника И.Рамона позволял решать чисто военную задачу, учитывая военные приготовления США перед их предполагаемым вторжением в Ирак. Сам полезный груз, если он был снят с орбиты, а иначе американскому челноку, по сути дела, и незачем летать в космос, может вызвать предположение, что именно сам полезный груз мог выйти из строя. Причем его выход из строя мог быть связан с проведением экспериментов космического военного командования с получением новой разновидности оружия на новых физических принципах действия. Мы имеем право предполагать и такой ход развития событий. Может быть, гибель «Колумбии» была вызвана более прозаической причиной — взрывом на высоте примерно 64 км от поверхности Земли при входе под нерасчетным углом в плотные слои атмосферы при спуске. Корабль идет в плазменном облаке, связь отсутствует, передачи на Землю всех телеметрических параметров работы систем челнока осуществить невозможно. В этом случае предусмотрена запись медленно и быстро меняющихся параметров на многоимпульсный регистратор. Это сложное устройство, позволяющее записывать параметры работы систем, например, работу системы управления спуском, на магнитную ленту. (Советские специалисты закупали такую сверхчувствительную магнитную ленту в ФРГ за золото.) Магнитная лента с записанными параметрами перематывается в специальную бронированную конструкцию, которая и позволяет сохранить записанную информацию до ее нахождения. Такую бронированную кассету, очевидно, и ищут специалисты НАСА, чтобы проанализировать последние 32 секунды полета «Колумбии». Показанная нам по телевидению анимационная картина эволюций орбитальной ступени, обращает на себя внимание тем, что автоматика пыталась развернуть корабль так, чтобы уменьшить воздействие нагрузок на район левого крыла. Но этот маневр не принес успеха, корабль взорвался. Вполне очевидно, что американским специалистам, которые получили точные географические координаты места падения обломков «Колумбии», удастся воссоздать начало картины разрушения корпуса корабля, еще до взрыва. И затем исследовать по элементам начавшийся процесс разрушения, который аналитики могут разбирать по «косточкам», вводя в процесс исследования новые данные или варьируя те или иные моменты процесса разрушения. Я не сомневаюсь, что это технически возможно. Некоторые выводы можно сделать уже сейчас. Корпус корабля не выдержал тепловых нагрузок — это самая вероятная, на мой взгляд, причина гибели «Колумбии» вместе с экипажем. Второе — вполне может быть взрыв изнутри, происшедший в районе левого крыла. «Колумбия» направлялась не к международной станции, а выполняла программу, по всей видимости, чисто военного назначения, и снятый с орбиты корабль или военная платформа прямо или косвенно могли стать причиной трагедии. Третий и последний вывод: американцы никогда не назовут истинных причин гибели своего военного корабля, что мы видели на примере гибели «Челленджера».

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме