Карлос Паскуаль |
Недавно редактор газеты «2000» опубликовал в своем издании ряд вопросов к Чрезвычайному и Полномочному Послу США в Украине Карлосу Паскуалю. Воспользовавшись предложением к открытому обмену мнениями, американский посол предпочел ответить на поставленные вопросы открытым письмом. По всей видимости, господин Паскуаль решил учесть широкую общественную заинтересованность в получении информации обо всем, что касается скандала вокруг комплекса «Кольчуга». В виду актуальности, текст письма Карлоса Паскуаля мы приводим полностью.
«Вопрос об аутентичности записи влияет на политику США, но не является юридическим делом. Федеральное бюро расследований США (ФБР) провело полный и всесторонний анализ записи с тем, чтобы правительство Соединенных Штатов смогло сделать сознательный выбор в своей политике, а не для проведения судебного дела. Подтверждение подлинности записи неминуемо разрушило доверие в американско-украинских отношениях на самых высоких уровнях. И сказав это, мы не испытываем потребности или заинтересованности в дуэли между экспертами.
Эксперты Лаборатории электронных исследований ФБР провели лабораторный анализ оригиналов записи и оригинального записывающего устройства, предоставленного Николаем Мельниченко. Запись неоднократно прослушивалась и рассматривалась с использованием ряда технических и звуковых методик, которые совместно могут определить, подвергалась ли цифровая запись манипуляции и была ли искажена. Вывод экспертов таков: запись подлинная, не подвергалась изменениям и содержит разговор между Президентом Кучмой и господином Малевым. Технические эксперты, проводившие анализ, не обнаружили в записи разрывов, признаков манипулирования цифровыми файлами и не уловили каких-либо необычных звуков, которые должны были бы присутствовать, если бы запись подвергалась вмешательству. В процессе анализа эксперты из трех агентств правительства Соединенных Штатов подтвердили, что на записи зафиксирован голос Президента Кучмы. Они отметили, что подделка исследуемого диалога является невероятной даже с помощью очень сложной электронной аппаратуры. Короче говоря, с технической точки зрения нет потребности в дальнейшем анализе.
Нам известно, что определенные частные группы проводили анализ копий некоторых записей господина Мельниченко, но мы не были задействованы в этих исследованиях и не можем комментировать их. Украинское правительство сообщило правительству Соединенных Штатов, что оно проводило анализ записи между Президентом Кучмой и господином Малевым, но украинское правительство признало, что эта запись была воспроизведена по версии, помещенной в Интернете; то есть оригинальную запись оно не исследовало. В прессе также возникали недоразумения с употреблением слов «запись» и «пленка». Когда речь идет о разговоре между Президентом Кучмой и господином Малевым, анализ ФБР проводился на цифровой записи той беседы, а не на пленке.
С нашей точки зрения, мотивацией дальнейших сомнений в аутентичности записи от июля 2000 г. является желание кое-кого отвлечь внимание от очевидного факта — решения передать Ираку, в нарушение санкций ООН, систему «Кольчуга». Проблема «Кольчуги» важна для нас потому, что она влияет на безопасность наших пилотов, патрулирующих зоны ограничения полетов над Ираком. А еще она важна для нас и наших европейских партнеров потому, что решение передать эту систему стране, постоянно нарушающей международное право и права человека, явно противоречит заявленной приверженности Украины «европейскому выбору».
Состоялся ли трансферт системы «Кольчуга» в Ирак? С самого начала этого эпизода правительство Соединенных Штатов говорило, что, несмотря на нашу убежденность в аутентичности записи от 10 июля 2000 г., мы не знаем, состоялся ли сам трансферт на самом деле. Определенная информация, которой мы располагаем, указывает, что он мог состояться. Украинская власть пригласила в Украину группу американских и британских экспертов, чтобы убедить их: трансферта не было. В связи с недостаточностью доступа к важным документам и серьезными пробелами в документации, касающейся процесса экспортного контроля Украины, группа не смогла исключить возможность передачи системы «Кольчуга» в Ирак. В частности, группе не позволили ознакомиться с полными докладами о расследованиях, которые, по предоставленной нам правительством Украины информации, уже были проведены Советом национальной безопасности и обороны, Службой безопасности Украины и Генеральной прокуратурой, а также с важными контрактными документами. Доступ ко всем этим документам был обещан группе, но затем в нем было отказано. Группа также не имела доступа к ключевым лицам, включая бывшего председателя СБУ Леонида Деркача и бывшего почетного консула Ирака в Украине.
Группа также обнаружила серьезные недостатки в способе осуществления системы экспортного контроля Украины. При том, что процесс экспортного контроля Украины предусматривает наличие системы сдерживаний и противовесов, подобные действия не осуществлялись или же не были задокументированы, что делает невозможной реконструкцию событий вокруг согласия на продажу «Кольчуги» в 2000 году. Поэтому вопрос о том, имел ли место трансферт, должен оставаться открытым. Более того, чтобы дальнейшее расследование ООН могло принести пользу, украинское правительство должно сначала определиться, будет ли оно предоставлять документацию, в которой было отказано американско-британской группе. Иначе группа ООН столкнется с теми же препятствиями в оценке вопроса трансферта, с которыми столкнулась группа из Соединенных Штатов и Великобритании.
Несмотря на то, что мы не удовлетворены результатами визита группы экспертов, Соединенные Штаты в целом остаются верны широким, энергичным отношениям с Украиной. С этой целью Соединенные Штаты поддерживают активное взаимодействие по двухсторонним и многосторонним дипломатическим каналам. Наша поддержка Плана действий НАТО—Украина и интенсивной программы, которая должна быть его результатом, — это лишь один из примеров. Мы также продолжаем поддерживать взаимодействие между нашими военными, программы по нераспространению вооружений, развитие малого бизнеса, развитие частного сектора в сельском хозяйстве, проекты по местному и региональному управлению, мероприятия по укреплению гражданского общества и независимой прессы, программы обменов, взаимодействие с Верховной Радой и другие виды деятельности.
Я надеюсь, что мои комментарии помогли ответить на Ваши вопросы. В духе прозрачности я поделюсь этим письмом с другими СМИ.