В последнее время вопрос Приднестровья в украинском обществе поднимается довольно часто. Во-первых, дискуссия ведется в контексте наступления России в Украине, в результате которого может быть проложен коридор к Приднестровью и оккупирована вся юго-восточная Украина. Во-вторых, обсуждается возможность превращения оккупированного Донбасса во "второе Приднестровье". В настоящее же время дебаты о Приднестровье ведутся в большей степени из-за возможной угрозы для Украины - потенциального открытия второго фронта на Юго-Западе.
Тираспольская администрация и "дугинисты" всегда изображали Приднестровье в качестве военно-стратегического форпоста Российской Федерации. Между тем, "форпост" оказался в сложной ситуации. Как и в случае Донбасса 2014 г., местные лидеры непризнанной республики в начале 1990-х обещали, что Приднестровье станет Швейцарией, однако реальность оказалась ближе к Сомали. Агрессия России против Украины подорвала статус-кво в регионе, и напряженность ощущается более чем когда-либо.
Экономическая ситуация в Приднестровье с 70-процентным дефицитом бюджета является, мягко говоря, нестабильной. Регион обезлюдел: по крайней мере, половина из 700 тыс. чел., проживавших здесь в начале 1990-х, выехали, а из тех, кто остался, примерно 60% - пенсионеры. Экономические проблемы становятся все ощутимее, социальные льготы и выплаты отменены, в том числе бесплатный проезд для пенсионеров в общественном транспорте, а большинство сотрудников государственных предприятий работают неполный рабочий день. Россия, спонсирующая регион бесплатным газом, осуществляет большинство платежей, дает деньги на надбавки к пенсиям и социальные пособия, и другую помощь.
В целом Россия ежегодно тратит на Приднестровье, по меньшей мере, около 1 млрд долл. А теперь представьте, что Россия будет оплачивать счета оккупированной территории Донбасса, население которой почти в 10 раз больше. 10 млрд долл. потребуется только для того, чтобы сохранить минимальные стандарты жизни, не говоря уже о развитии региона.
На фоне экономических и геополитических изменений в регионе Тираспольская администрация принимает более жесткие меры. Президент Приднестровья Евгений Шевчук под видом борьбы с экстремизмом подавляет любую оппозицию и концентрирует всю власть в своих руках. Кроме того, на этой неделе он подписал указ, означающий фактически изоляцию области. Так, граждане других стран смогут въехать в Приднестровье только по приглашению, а виза будет платной (впрочем, МИД Приднестровья подчеркнул, что режим въезда для украинских и молдавских граждан останется прежним). Русский бизнес тоже покидает регион. Последним важным сигналом стало решение российского миллиардера Алишера Усманова продать молдавский металлургический завод и другой свой бизнес в регионе.
Около недели назад в одном из российских СМИ, приближенных к Кремлю, появилась статья, в которой говорится, что Россия отказалась предоставить Приднестровью 100 млн долл. Причина якобы в том, что Москва недовольна тем, как тратятся ее деньги, в частности, в статье напомнили о чартерных рейсах Шевчука в ЕС. Но кроме этого, свою роль сыграли и экономические проблемы в самой России. Это не первый раз, когда РФ отказывает региону в финансовой поддержке. По крайней мере, дважды публично отказ получал бывший лидер Игорь Смирнов.
В Приднестровье понимают, что украинский фактор и результат российско-украинского конфликта будет иметь решающее значение для их существования. Сегодня регион и его политическое руководство зависят от Украины и Молдовы. Поскольку Украина закрыла доступ приднестровским лидерам на свою территорию, у них остались только одни ворота в мир - Кишиневский аэропорт.
В настоящее время приднестровские власти повторяют российские месседжи и широко распространяют дезинформацию об украинских событиях. Украина изображается в Приднестровье как угроза и потенциальный агрессор, и только благодаря российскому военному присутствию, сообщают тамошние СМИ, удается удерживать мир в регионе. Позиционирование Украины в качестве врага усиливается тем, что приднестровцы говорят о блокаде региона, вызывающей серьезные экономические проблемы. Тем не менее, это кажется дешевым политическим пиаром, цель которого - очернить Украину и Молдову, учитывая тот факт, что в 2014 г. т.н. приднестровская таможня регулярно отчитывалась об увеличении экспорта, и если бы блокада действительно существовала, это было бы просто невозможно.
С другой стороны, многие украинцы, особенно в Одессе, рассуждают о том, насколько вероятной является атака Приднестровья на Украину, имея в виду, что Россия может использовать около 1,5 тыс. российских солдат и до 12 тыс. приднестровских. Вопрос действительно важный, и видно, что Киев относится к нему тоже серьезно, с учетом недавнего развертывания солдат по приднестровскому периметру украинско-молдавской границы. Тем не менее, нападение Приднестровья кажется пока маловероятным, поскольку это будет означать большие неприятности для существования самопровозглашенной республики.
По-видимому, единственный сценарий, при котором Приднестровье будет вовлечено в военном смысле, - это отрытая крупномасштабная война России против Украины. Но есть серьезные сомнения в том, что де-факто власти региона хотят принимать участие в каких-то военных операциях, особенно видя страшные кадры из Донбасса. Они лучше потратят свое время на отдых в Европе или на Мальдивах, чем будут участвовать в каком-либо активном конфликте. Впрочем, кто платит, тот и заказывает музыку. И если Россия прикажет, у Тирасполя просто не останется выбора. Примечательно, что те, кому нечего терять, и еще находятся на российской службе, как Владимир Антюфеев и Александр Караман, уже приняли участие в проекте "Новороссия"…
Несмотря на агрессивную пропаганду о вхождении Приднестровья в Евразийский экономический союз, экспорт этого региона ориентирован на другие регионы. Приднестровский экспорт направлен, в первую очередь, на Молдову (Правый берег - 40%), ЕС (35%) и только 15% в Россию. Поэтому с точки зрения экономической целесообразности сползание Приднестровья к союзу под руководством России непонятно. Обстановка может ухудшиться ввиду возникновения новой экономической ситуации.
С 1 сентября 2014 г. Молдова начинает имплементацию положений Соглашения о зоне свободной торговли (ЗСТ) с ЕС. (Украина также начинает этот процесс с 1 января 2016 г.). Приднестровью предлагали участвовать, но его представители лишь присутствовали на переговорах по ЗСТ между Молдовой и Европейским Союзом. Предложение Тирасполя подписать отдельное соглашение с ЕС было отклонено по понятным причинам. Но уступка ЕС - предоставление автономных торговых преференций - была продлена до конца 2015 г. Если Приднестровье примет решение не присоединяться к Соглашению об ассоциации ЕС-Молдова в части ЗСТ, оно потеряет экономические преференции с Евросоюзом, что еще сильнее усугубит экономическую ситуацию в регионе. Новая торгово-экономическая реальность в сочетании с усилиями Украины, Молдовы и EUBAM по борьбе с контрабандой в/из Приднестровья существенно ухудшит способность региона выдержать экономические трудности.
Общественное мнение в Приднестровье разделено, но уровень недовольства в приднестровском регионе растет. Причина этого - не только ухудшающаяся экономическая ситуация, но и гуляющие по непризнанной республике слухи о том, что "Республика Молдова и Украина готовятся оккупировать Приднестровье". В Кишиневе общественное мнение по отношению к региону тоже разделилось. Власти Молдовы кажутся осторожными и умеренными, поскольку понимают, что в ближайшее время возможно сближение между ними. Москва также послала несколько сигналов, которые ослабляют позиции Приднестровья.
Глава МИДа России Лавров заявил в октябре 2014 г., что если Молдова потеряет свой суверенитет или изменит свой статус с нейтрального на блоковый, то Приднестровье имеет право решать свое будущее самостоятельно. Иными словами, самоопределение не зависит от самого Приднестровья, как утверждает Тирасполь, но зависит от факторов, не связанных с самопровозглашенной республикой. Это подтверждает, что Приднестровье является просто инструментом Москвы для удержания Молдовы, то же самое планируется сделать и с Донбассом, дабы контролировать Украину. Совсем недавно заместитель главы МИДа РФ Григорий Карасин заявил, что Приднестровье должно стать районом с особым статусом в составе унитарной Молдовы.
В принципе, подобные заявления не новы, но в нынешней ситуации это порождает различные страхи и предположения. Первое, что приходит в голову, - возможно Россия предложит Западу признать Крым в составе России в обмен на реинтеграцию Приднестровья с Молдовой. Идея, скажем, не нова, учитывая, что в
2008 г., после российско-грузинской войны, Москва демонстрировала желание к сотрудничеству с Западом по Приднестровью. Между Германией и Россией был даже подписан меморандум в Мезеберге. Но Запад отрицал сделку и просил Москву, чтобы та доказала свою готовность к сотрудничеству на деле, а не на словах. После Будапештского меморандума мы знаем, что значат для России документы. Поэтому идея обмена Крыма на Приднестровье вряд ли актуальна.
Более реалистичным кажется сценарий, что Россия согласится на реинтеграцию Молдовы ради получения контроля над всей страной. Уровень проевропейской и пророссийской поддержки среди граждан Молдовы почти одинаков. Но поскольку среди населения растет недовольство правящей коррумпированной коалицией, называющей себя проевропейской, поддержка европейской интеграции снижается. Таким образом, в реинтегрированной стране Россия может получить серьезную поддержку, что обеспечит ей полный контроль над политическим руководством Молдовы и приведет к изменению внешнеполитичекого курса.
Киеву следует постоянно держать руку на пульсе событий в приднестровском регионе и поддерживать тесное сотрудничество с властями в Кишиневе. Его центральными элементами могут стать: торгово-экономическое сотрудничество, в том числе и при реализации Соглашения о ЗСТ, реформа миротворческой миссии в гражданскую миссию с международным мандатом и борьба с контрабандой через приднестровский периметр. Поскольку в среднесрочной перспективе решение приднестровского конфликта есть, и оно должно быть мирным.