Высокопоставленный российский десант, посетивший на прошлой неделе Тирасполь, порадовал новыми публичными откровениями относительно перспектив приднестровского урегулирования.
Как оказывается, МИД РФ «непосредственным образом учитывает результаты приднестровского референдума 2006 года» (о независимости Приднестровья с последующим присоединением к России. - Авт.), поддерживает идею евразийской интеграции Приднестровья, в т.ч. создание евразийского региона «Приднестровье» (очевидно, вместо инициированного Украиной Еврорегиона «Днестр»). Кроме прочего, российская сторона «оставляет за собой возможность вернуться к рассмотрению вопроса о самоопределении Приднестровья в случае утраты Молдовой своего суверенитета или изменения ее нейтрального статуса». Основной вывод, напрашивающийся по факту вышеуказанных заявлений, сводится к тому, что у россиян, очевидно, не очень складывается на молдовско-приднестровском направлении, поэтому хозяином Кремля отдана команда продолжить заигрывания с непризнанной республикой.
Похоже, «Мезебергская инициатива», предполагавшая джентльменское соглашение об активных усилиях Москвы по урегулированию приднестровского конфликта в обмен на лоббирование Берлином идеи создания комитета Россия-ЕС по вопросам внешней политики и политики безопасности в силу разных причин так и не нашла своей реализации. То ли Россия захотела «и рыбку съесть, и в воду не лезть» - и конфликт разрешить в выгодном ей ключе, и некий российско-европейский «междусобойчик» в обход ОБСЕ получить. А может, немцы, зная россиян не понаслышке, решили действовать по принципу «вечером стулья - утром деньги», требуя от Москвы начать с подвижек в приднестровском урегулировании. Помимо этого, до конца не ясно, действительно ли Москва не особо намеревалась идти на уступки ЕС в этом вопросе или же все гораздо банальнее - погрязшей в «откатах» за «правильное» распределение российской гуманитарной помощи в конфликтном регионе российской бюрократической машине просто не удалось «сдвинуть с места» руководство Приднестровья.
Не стоит также забывать и о незримой роли ряда российских олигархов, выкупивших за бесценок ведущие приднестровские предприятия и эксплуатирующих их сейчас на основе дармового газа (газовый долг Приднестровья юридически принадлежит молдовскому правительству). Напомним, на сегодняшний день газовый долг непризнанного региона вместе с пеней составляет порядка 4 млрд. долл., увеличиваясь ежегодно приблизительно на 800 млн. долл. Понятно и младенцу, что любая формула урегулирования приднестровского конфликта тотчас же положит конец этой и многим другим финансовым схемам с участием Приднестровья. Не правда ли, есть за что побороться?
Помимо провала «Мезебергской инициативы», есть еще ряд факторов в регионе, мягко говоря, не очень радующих Москву - Молдова, назначенная рядом европейских чиновников на роль «лидера Восточного партнерства» и отказывающаяся удовлетворить требования РФ по денонсации Третьего энергетического пакета ЕС; Украина, фактически завершившая процесс демаркации приднестровского участка украинско-молдовской границы и трубящая во всеуслышание о приоритетности приднестровского вопроса во время своего председательства в ОБСЕ в 2013 году; а также Евросоюз, все более активно вовлекающийся в процесс укрепления мер доверия между Кишиневом и Тирасполем и пытающийся «соблазнить» традиционно пророссийское Приднестровье.
Помимо этого, Москва отметилась рядом собственных ошибок на приднестровском направлении. Благодаря бесспорным талантам главного российского переговорщика Сергея Губарева, Москва фактически без боя сдала возобновление работы формата «5+2» в конце прошлого года, а также «проспала» согласование участниками консультаций документов о принципах переговорного процесса и повестке дня формата «5+2» летом 2012 года. Далеко не всегда контролируемым для Москвы стал возобновленный в этом году прямой диалог между премьер-министром Молдовы Владом Филатом и новоизбранным лидером Приднестровья Евгением Шевчуком. Дабы окончательно не утратить лицо за столом переговоров, Москве уже сейчас приходится всячески уклоняться от традиционных когда-то встреч посредников (Украина, Россия, ОБСЕ), а в скором будущем, по мнению экспертов, вообще не исключен срыв переговоров в формате «5+2» (естественно, руками Тирасполя).
В этих условиях Россия выбирает свою старую и проверенную тактику по провоцированию Кишинева и заигрыванию с Тирасполем. Помимо продолжения неприкрытой политической поддержки непризнанной республики, Москва продолжает свою финансовую помощь Приднестровью (ежегодно приблизительно 150 млн. долл. «наличкой» и 800 млн. - в виде поставок газа). Тем не менее вместо неоднократно обещанного Приднестровью тесного межведомственного диалога между Москвой и Тирасполем непризнанной республике предлагают пока сконцентрироваться на налаживании межрегиональных связей с российскими административно-территориальными единицами. Не скрывает российская сторона и планов по перевооружению своих подразделений, находящихся в зоне конфликта в роли миротворцев (это особенно греет сердце Тирасполя, в то же время беспокоя остальных участников процесса переговоров).
Платой Приднестровья за все эти «подарки судьбы» являются требования Кремля полностью следовать в фарватере российского внешнеполитического курса. До последнего времени «зачетными», с точки зрения Москвы, считались заверения Евгения Шевчука и его команды в верности евразийскому курсу развития, публичная критика политики Украины, шпильки Тирасполя в адрес Киева и Кишинева по поводу демаркации приднестровского сегмента украинско-молдовской границы, очевидное игнорирование участия Приднестровья в инициированном Украиной проекте по созданию Еврорегиона «Днестр» (могущего, кстати, реально способствовать решению ряда злободневных для населения Приднестровья проблем за счет внешних грантов). Такие подходы приднестровского руководства еще более разжигают аппетиты Москвы, начинающей требовать посадки в регионе российских «парашютистов» - как минимум ряда ключевых министров, а в дальнейшем - в ранге руководителя местного правительства. Насколько долго Шевчуку удастся сдерживать напор Москвы в нынешних весьма пессимистичных экономических реалиях Приднестровья - вопрос скорее риторический.
Более того, все более громкое неудовольствие действиями Тирасполя начинает звучать в Киеве. Причем как на Михайловской площади, так и на Банковой хорошо усвоили «уроки» 2006 года, когда установление унифицированного таможенного режима на украинско-молдовской границе стоило Киеву огромных никем не компенсированных финансовых убытков от прерванного железнодорожного транзита в сторону украинских портов Измаила и Рени, а также имиджевых потерь, в т.ч. среди украинской громады Приднестровья, составляющей приблизительно треть населения региона. В случае, если дело дойдет до вынужденной корректировки курса непризнанной республики, ее руководству больше не дадут шанса использовать внешнее давление для внутренней консолидации вокруг себя населения региона. Скорее всего, будут использованы точечные рычаги, как, например, давление на аффилированные с командой Евгения Шевчука приднестровские бизнес-структуры, осуществляющие транзит через территорию Украины, а также ряд других непубличных инструментов.