Робеспьеры прокуратуры

13 сентября, 2019, 17:21 Распечатать
Выпуск № 34, 14 сентября-20 сентября 2019г.
Автор
Статьи авторов Все статьи автора Все авторы
Отправить
Отправить

Понятно, что реформа прокуратуры перезрела.

Автор
Статьи авторов Все статьи автора Все авторы

Новоназначенный генпрокурор Руслан Рябошапка гордо представлял в прошлый понедельник свое детище - законопроект о первоочередных мерах по реформированию органов прокуратуры.

В ходе заседания в профильном комитете Рады он предлагал сразу перейти к революции в реформе прокуратуры, поскольку эволюционные изменения провалились. Предложения звучали привлекательно. Know how позволит уже завтра увидеть "прокуратуру будущего": начать реформу "сверху", сократить численность штатов прокуратуры сразу на треть, убрать лишние бюрократические преграды (квалификационно-дисциплинарную комиссию) на пути привлечения прокуроров к ответственности.

Понятно, что реформа прокуратуры перезрела. В то же время даже поверхностный анализ нового законопроекта демонстрирует наличие в нем серьезных недостатков и перекосов. Открытым вопросом остается и то, справится ли новая команда реформаторов, даже усиленная суперполномочиями, со всеми вызовами на "прокурорском поле", или же, наоборот, погрузит всю систему прокуратуры в окончательный хаос.

О чем, собственно, идет речь в законопроекте, и к чему может привести его реализация в наших условиях?

Во-первых, предполагается, что все работники органов прокуратуры будут проинформированы об увольнении с момента публикации закона. Более 11 тыс. людей в один день могут потерять работу. И не просто людей, а квалифицированных юристов, посвященных во все тонкости и узкие места уголовного процесса. За последние 5–7 лет эти люди видели многое: их увольняли, клеймили карателями режима Януковича, позорили на улицах по дороге в суды, склоняли к сомнительным процессуальным действиям, некоторых даже под стражу брали прямо на оперативных совещаниях (с последующим восстановлением на работе).

Это люди, которые не уволились в первые дни работы после осмотров трупов или изнасилованных неестественным образом детей. Это закаленные профи, привыкшие к ненависти, проклятиям и недоверию со стороны людей и руководства одновременно. И снова всех "лицом об стол": вы, мол, все коррупционеры в погонах, поэтому всем вам гореть в аду - отныне новоиспеченные Робеспьеры в очередной раз будут вершить ваши судьбы.

Ты прокурор, и у тебя 200 уголовных производств в районе? Ты осуществляешь надзор за расследованием десятка краж в супермаркетах? "Горят" сроки, и ты живешь под судом в очереди, чтобы подать ходатайство следственному судье? Тогда поздравляем: если пройдешь аттестацию, будь готов поехать в другой конец страны. Безусловно, это не самая лучшая мотивация для дальнейшей работы.

А как же те, кто кошмарит бизнес, торгует делами, ездит на люксовых автомобилях? У этих все будет хорошо, их точно не сократят, поскольку эта прослойка как раз умеет выживать и имеет "$-аргументы" в свою пользу: опыт, умение работать в команде и, конечно, "добропорядочность" (подтвержденную справкой генинспектора ГПУ). Ну а как иначе, если кадровым советником генпрокурора является опытный бывший старший помощник Пшонки Н.Зубрицкий, который даже после Евромайдана сохранил должность, а теперь еще и претендует на повышение! Переживает шестого генерального прокурора - командный человек!

Во-вторых, фактически, создаются два входа в прокуратуру - "белый" (для своих) и "черный", или "коридор позора" (для чужаков). Конечно же, вроде бы "святая идея" - дать возможность быстро сформировать свою вертикаль новоназначенному генпрокурору (от своих заместителей до самого низкого руководителя в районной прокуратуре) под его же политическую ответственность. Именно поэтому единоличным решением генпрокурора или с формального "одобрямса" сформированных им кадровых комиссий состоятся назначения на все руководящие должности в центре и на местах (ни тестирований, ни детектора лжи, ни общественности).

А как же публичная расправа с коррупционерами в прокурорских погонах, которой уже так заждались избиратели? Ждите, будут и зрелища. Все, кому не повезло попасть на руководящие должности, вынуждены будут пройти через своеобразный "коридор позора": сдавать квалификационные тесты, проходить собеседования с участием международных специалистов и возмущенной общественности/журналистов в режиме онлайн-трансляции, а в отдельных случаях и до детектора лжи может дойти.

Новый руководитель ГПУ заявляет о начале реформы именно "сверху", о сокращении кадров на треть. Наверное, логично было бы ожидать, в этом контексте, и уменьшения количества его заместителей? Однако в новом законопроекте как-то "потерялись" ограничения численности заместителей генпрокурора, и теперь, из отрывков публичных заявлений Рябошапки, можно понять, что их количество, наоборот, возрастет.

Можно лишь представить коррупционные риски в борьбе за право пройти через "белый", а не "черный" вход в органы прокуратуры. Конечно же, автор далек от мысли, что архитекторы реформы и сам Рябошапка имели какие-то недобропорядочные намерения, разрабатывая этот законопроект. Но реалии имплементации и опыт свидетельствуют, что часть назначений, по крайней мере где-то на региональном уровне, будет происходить именно с огромной коррупционной составляющей. В современных условиях невозможно найти 10 тысяч новых специалистов на такую работу.

В-третьих, ликвидация военной прокуратуры, с одной стороны, может трактоваться как "победа" над ее бывшим одиозным руководством и выстроенной вертикалью выполнения зачастую бизнес-заказов, не имевших ничего общего с военными преступлениями или зоной ООС. А с другой - это полный правовой вакуум: кто "подхватит" ее уголовные производства, чтобы не оставить преступников безнаказанными?

Виктор Чумак, представляя коллектив военной прокуратуры, сказал примерно следующее: я временный, будет новый закон - все будут уволены! Но с такой подачей себя подчиненным существует высокий риск, что ловить тысячи подозреваемых под стражей (убийц, педофилов, террористов), подписывать им всем ходатайства о продлении содержания под стражей будет вынужден сам Чумак, поскольку выведенные "за штат" прокуроры не будут иметь на это права. А спустя месяца два сам Чумак будет иметь все шансы получить подозрение за снятые аресты имущества, нанесенный государству ущерб и служебную халатность или превышение власти - это любой прокурор может авторитетно гарантировать. История такие случаи уже видела.

В-четвертых, реализация этого законопроекта демотивирует обычного прокурора. "А зачем это мне?" - спросит себя рядовой прокурор (коммерсант в погонах не спросит, потому что понимает ответ на этот простой вопрос), переквалифицируется в адвоката и начнет работать с противоположной стороны баррикад. А опыт руководителя Офиса президента не даст солгать, что перспектив в адвокатурах намного больше: прокуроры такой карьеры еще не делали. К тому же обычный прокурор в районе как раз и видел, как 70% "новых лиц" Луценко "не из системы" закрывались в кабинетах, ибо не знали, что им делать, и в конце концов увольнялись.

В-пятых, не можем не принять во внимание позицию международных партнеров. Венецианская комиссия, Совет Европы, GRECO, Еврокомиссия, ОЭСР неоднократно в своих отчетах хвалили действующий закон о прокуратуре и создании органов прокурорского самоуправления, даже более того - эти нормы стали одной из предпосылок предоставления Украине безвиза с ЕС. Нынешние же реформаторы решили бросить действующий закон в топку. Зачем они нужны, эти конкурсы на административные должности, какие-то критерии продвижения по службе, непонятный коллективный подход в привлечении к дисциплинарной ответственности?

Не выполнил распоряжения - уволен, давит руководитель - делай, как он говорит, в твоем уголовном производстве, отважился сообщить о подозрении товарищу губернатора - за это можно и самому под суд пойти: твой начальник всегда найдет на тебя управу. Но есть же гарантированная законом прокурорская независимость! Вы о чем? Это все отмазки для слабаков и коррупционеров. Не понравился шефу - он быстро единоличным решением ликвидирует или реорганизует не только местную, но и любую областную прокуратуру (благо, проект закона это позволяет).

Поэтому вместо независимости прокуроров нам всем вскоре придется вспомнить о старом и проверенном временем принципе революционной целесообразности. А иностранные эксперты пусть дальше советуют и помогают, им лишь бы что-то советовать и средства европейских налогоплательщиков осваивать - вот теперь настоящие реформы пойдут, реформаторская "дрим тим" в ГПУ!

В-шестых, часть законопроекта прямо противоречит Конституции и Кодексу законов о труде, не говоря уж о других рисках. Нельзя исключать, что в дальнейшем "прокурорскую люстрацию" отменит Конституционный суд, потому расчет на контроль над "телепространством" и ожидание, что озлобленное общество давно ждет настоящих изменений в "клятой" прокуратуре, могут оказаться напрасными. Судя по всему, авторы проекта не особо волновались и из-за перспективы коллективного иска тысяч уволенных прокуроров в ЕСПЧ. Времени и вдохновения этим людям хватит, тем более когда на кону многомиллионная компенсация за вынужденный прогул.

Похоже, как отдельные группы интересов в Офисе президента, так и некоторые в Раде поняли, что с принятием законопроекта о прокуратуре, напечатанном "бешеным принтером", нужно повременить и как минимум вынести его на второе чтение хотя бы через неделю. Испугались, конечно, не международных партнеров или многомиллионных компенсаций незаконно уволенным прокурорам (это же из бюджета, а не из собственного кармана), а критически низкого уровня стрессоустойчивости нового руководителя генпрокуратуры с суперполномочиями на целых два года и профессионализма отдельных представителей его новой команды.

Заменить руководителя генпрокуратуры (в связи со "вновь открывшимися обстоятельствами") сейчас нереально. Теоретически остается только возможность скорректировать и сбалансировать законопроект, как и советуют международные партнеры. Вопрос в том, воспользуется ли этой возможностью Зе!команда.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК