Молдова переживает очередное политические потрясение в течение вот уже почти года. После парламентских выборов, состоявшихся в ноябре 2014 г., ушли сами или были отправлены в отставку три правительства. Последнее из них во главе с Валериу Стрелец было уволено в минувший четверг после вотума недоверия парламента по подозрению в коррупции.
Источником политического и экономического кризиса стала, прежде всего, борьба между неформальным лидером Демократической партии Владом Плахотнюком и его соперником Владом Филатом, до недавнего времени лидером Либерально-демократической партии. В их личное противостояние оказались также вовлечены другие институции. Но, несмотря на это, их политсилы вместе с Либеральной партией находятся у власти с 2009 г., формируя различные коалиции. В свою очередь, роль оппозиции взяли на себя Коммунистическая и Социалистическая партии, у которых 45 мандатов из 101.
Коррупционный скандал, связанный с государственным банком Banca dе Economii и двумя частными банками, стал поворотным моментом в конфликте между Владом Плахотнюком и Владом Филатом. Сразу после парламентских выборов 2014 г. стало известно, что из трех банков было украдено около 1 млрд долл. С самого начала было ясно, что невозможно похитить около 15% ВВП Молдовы без участия или поддержки высокопоставленных чиновников и государственных учреждений. Никакого серьезного расследования не проводилось. Единственным источником, откуда можно было получить структурированную информацию об афере, стал доклад известной в Украине компании Kroll. В докладе подчеркивалась роль одиозного бизнесмена Илана Шора, который де-факто управлял процессом вывода денежных средств, однако не было ясно, кто осуществлял политическую поддержку.
В результате банковского мошенничества экономическая ситуация в Молдове ухудшилась. Произошла девальвация молдавской валюты, повлекшая за собой рост цен на энергоносители, а следовательно и на коммунальные услуги, и импортные товары. В итоге уровень жизни граждан существенно снизился. Кроме того, по оценкам бывшего министра финансов Молдовы, деньги в бюджете заканчиваются, и государство уже в начале декабря не сможет заплатить заработную плату. Именно поэтому Молдова срочно нуждается в поддержке МВФ.
Конечно, в нынешних условиях строгие меры экономии от МВФ будут для Молдовы как операция без анестезии, но правительству необходимо соглашение с МВФ и по "нефинансовым" причинам. Например, после того как стало понятно, что правительство не собирается по-настоящему расследовать мошенничество в банковской сфере, ЕС и другие партнеры Молдовы приостановили их финансирование, что составляет важную часть бюджета РМ. ЕС и другие доноры отметили, что они разморозят финансирование, как только правительство заключит соглашение с МВФ.
Единственная проблема заключается в том, что одним из условий МВФ является заслуживающее доверие международное расследование мошенничества в банковской сфере. Таким образом, Молдова оказалась в необъявленной финансовой изоляции. Помощь пришла из Румынии, которая согласилась предоставить ей кредит в размере 150 млн долл., просто чтобы "Молдова не попала в руки России". Конечно, помощь Румынии необычайно ценится, но она в определенной степени навредила усилиям ЕС по реформированию существующей в Молдове системы. С геополитической точки зрения многие поддерживают действия Румынии, однако согласно реформистской логике, это не было наилучшим решением.
Бездействие правоохранительных органов в расследовании и непринятие серьезных мер для выявления мошенничества в банковской сфере на фоне ухудшения экономической ситуации в стране привели к росту недовольства в обществе. Акции протеста начались весной 2015 г., а в октябре достигли своего пика. И хотя протестные настроения уже существовали в обществе, силой, которая их мобилизировала, стала Гражданская платформа "Достоинство и правда". Несмотря на то, что программа Платформы нашла поддержку у многих людей, ее руководство и действия принесли разочарование. Среди ее лидеров, кроме тех, которые заслуживают доверия и считаются некоррумпированными, есть люди с не очень чистым политическим прошлым. Несмотря на то, что одним из основных месседжей Платформы было найти и вернуть украденный миллиард, они избегали критики в адрес Влада Филата, хотя много раз критиковали Влада Плахотнюка.
Влада Филата считают главным подозреваемым в банковском скандале. В середине октября, после признания Илана Шора, в котором он написал, что передал Филату 250 млн долл., и что Филат руководил похищением 1 млрд долл., последний был арестован. Генеральный прокурор выдвинул подозрение, и парламент лишил Филата иммунитета. Расследование продолжается, и вина Филата должна быть доказана в суде, но уже представленные доказательства чрезвычайно серьезны. Тем временем соперник Филата, Влад Плахотнюк, приостановил свою деятельность в партии и ушел в тень.
Противостояние между двумя олигархами заслуживает пристального внимания, поскольку их деятельность прямо влияет на общую ситуацию в Молдове. После смены режима в 2009 г., они постоянно находились при власти. Разделение министерских портфелей всегда происходило между ними и теми, кто присоединился к коалиции. Кроме министерств другие важные учреждения также были предметом политического раздела. Под контролем либерал-демократов оказались фискальная служба и таможня. В свою очередь, Влад Плахотнюк выбрал правоохранительные органы - прокуратуру и Национальный центр по борьбе с коррупцией. И хотя система, по сути, находилась под контролем олигархов, определенные реформы все-таки были реализованы. Проблема однако в том, что ЕС достаточно долго считал Влада Филата "хорошим олигархом" - особенно, когда он был премьер-министром, а Влада Плахотнюка - "плохим олигархом". Теперь эти границы стерты, и обоих считают просто олигархами, подтверждением чего является отсутствие реакции ЕС на арест Филата. Пример Молдовы может служить предупреждением Украине, поскольку здесь, как и в случае с Молдовой, Запад делит олигархов на хороших и плохих.
В отличие от Украины, арест бывшего премьер-министра является новинкой для Молдовы. Более того, арест активного политического игрока всегда имеет политические последствия. Тем не менее, еще слишком рано, чтобы судить, в какой степени задержание Филата является примером избирательного правосудия. Насколько реальной является борьба с коррупцией, станет ясно, если за этим последуют другие аресты. Например, Национальный банк и Национальный антикоррупционный центр должны были знать о мошенничестве в банковской системе, однако, никому из этих учреждений не выдвинуто обвинение.
Уволенный премьер-министр Валериу Стрелец столкнулся с вотумом недоверия из-за коррупции, как и его коллега по партии Влад Филат два года назад. Поскольку есть решение Конституционного суда о том, что лица, отстраненные от должностей из-за коррупции, не могут снова баллотироваться, ясно, что Молдова получит нового премьер-министра и новое правительство.
Шансы, что это правительство будет лояльным к России, низки, так как партия, которую контролирует Плахотнюк, заявила, что поддержит проевропейскую коалицию. В новую коалицию, скорее всего, войдут Либерально-демократическая партия, Демократическая партия Плахотнюка, Либеральная партия и группы не аффилированных депутатов во главе с бывшим премьер-министром Юрие Лянкэ, который оставил партию Филата в начале т.г. Хотя для большинства партий это плохой сценарий, ни одна из политсил не заинтересована в досрочных выборах.
Они приведут к значительному ослаблению позиций партий, позиционирующих себя как проевропейские. Либерально-демократическая партия получит скромный результат, особенно после ареста Влада Филата, поэтому им лучше оставаться в коалиции даже на не весьма выгодных условиях. То же самое справедливо и для оппозиционных партий, периодически заявляющих о необходимости досрочных выборов. Коммунистическая партия потеряла свою энергию и значительную часть доверия. В то время как голоса Социалистической партии (самой большой партии в Молдове), вероятно, перетекут к Ренато Усатому - одиозному пророссийскому политику, рейтинг которого находится на подъеме, и который получил довольно хороший результат на местных выборах.
В целом, ситуация в Молдове стала настолько проблематичной, что люди на самом деле не заинтересованы в дихотомии между проевропейскими и пророссийскими актерами -многим уже все равно. Поддержка европейской интеграции упала более чем в два раза по сравнению с 2008 г., составив около 30%. В то же время реализация Соглашения об ассоциации и других реформ, связанных с евроинтеграцией, существенно замедлилась. Пока политический кризис не закончится, провести реформы будет невозможно.
Маловероятно, что нынешние политики смогут решить существующие проблемы. Те, кого подозревают в коррупции, неспособны эффективно вести с ней борьбу. Оппозиция не чище партий власти. Систему смогут исправить только новые партии и лидеры, способные принимать независимые решения. Только тогда процесс интеграции в ЕС возобновится, и Молдова получит шанс вырваться из состояния, в котором она сейчас находится.
Отношения с ЕС и Западом, а также с Россией, будут зависеть от успехов Молдовы на пути реформ. Они предусматривают, прежде всего, именно деполитизацию и возвращение государству контроля над правоохранительными органами и учреждениями, собирающими средства для бюджета. Не менее важным является завершение расследования о хищении 1 млрд долл. и борьба с коррупцией на всех уровнях, независимо от политической окраски подозреваемого. Помимо негативных последствий кризиса и потери времени в процессе реформ, одно можно сказать наверняка: кризис принесет пользу Молдове, так как, наконец, придется искать решение проблем, в противном случае - это путь в никуда.