В условиях перманентного внутриполитического кризиса и постоянной угрозы обострения отношений с Москвой Киев отважился на неожиданный для многих шаг, который должен расставить точки над «і» в вопросе перспектив базирования Черноморского флота Российской Федерации в Украине после 2017 года. Стимулировало ли украинскую власть поведение Юрия Лужкова в Севастополе или реакция россиян на украинскую трактовку истории борьбы ОУН-УПА и трагедии Голодомора — неизвестно. Но в соответствии с решением СНБОУ Виктор Ющенко 20 мая подписал Указ «О мерах по обеспечению развития Украины как морского государства». В этом документе глава государства среди прочего поручил Кабинету министров в двухмесячный срок подготовить законопроект о прекращении с 2017 года действия международных договоров о временном пребывании на территории Украины Черноморского флота России. Кроме того, правительство за это же время должно оценить последствия пребывания ЧФ РФ в нашей стране.
Пока нет уверенности, что разрабатываемый по поручению президента законопроект будет принят нынешним парламентом. Но подобный закон является необходимой юридической предпосылкой прекращения действия базовых соглашений по ЧФ России, базирующегося в Украине. И уже сегодня подписанный Ющенко указ стал серьезным раздражителем в отношениях Киева и Москвы: россияне болезненно реагируют на любые действия украинской власти касательно Черноморского флота. Комментируя поручение главы Украинского государства, российские дипломаты и многие политики в такт повторяют: он не способствует укреплению атмосферы доверия между странами.
Между тем принятое украинской властью решение — это политический сигнал Кремлю, демонстрирующий серьезность намерений высшего украинского политического руководства не продлевать в будущем действия базовых соглашений по временному пребыванию Черноморского флота в Украине. Одновременно указ президента — возможно, радикальная, но все же очередная попытка перевести в переговорную плоскость обсуждение темы механизма, этапов и сроков вывода подразделений ЧФ России с территории Украины. Ведь российские дипломаты уже не первый год повторяют на переговорах: пока преждевременно обсуждать вопрос о сроках базирования флота, необходимо «сконцентрироваться на решении практических вопросов, связанных с обеспечением условий, необходимых для полноценного функционирования ЧФ РФ и его пребывания на территории Украины».
В Москве не теряют надежду, что в будущем, при смене высшего политического руководства нашей страны, аренда военно-морской базы в Севастополе будет продолжена. И на этой неделе российские дипломаты впервые публично заявили: неизменной целью России является продление сроков пребывания ЧФ в Украине. Посол по особым поручениям МИД РФ Владимир Дорохин также сообщил, что хотя Россия «официально не ставила вопрос перед украинской стороной о продлении сроков пребывания Черноморского флота», этот вопрос должен быть поднят позже, за три—четыре года до 2017-го.
Но эта позиция Москвы противоречит интересам Киева, где полагают, что 2017-й — последний год пребывания Черноморского флота в украинском Крыму. «Те, кто готовят такие заявления, должны, во-первых, внимательно читать Конституцию Украины. Во-вторых, в базовых соглашениях по ЧФ России записано, что каждая из сторон (и это нормальная международно-правовая практика) может прекратить действие договора. И Украина, безусловно, этим механизмом воспользуется», — так министр иностранных дел Украины Владимир Огрызко прокомментировал по просьбе «ЗН» слова российского дипломата.
Учитывая нежелание россиян покидать военно-морскую базу в Севастополе, техническую сложность процесса вывода крупных воинских подразделений, который может затянуться не на один год, а также отсутствие описания этой процедуры в двусторонних документах, регламентирующих временное пребывание флота в нашей стране, на Банковой, Грушевского и Михайловской полагают, что переговоры надо начинать уже сегодня. Иначе после 2017-го Черноморский флот и далее будет находиться на территории Украины без определенного юридического статуса. А это совершенно не устраивает Киев. Прежде всего потому, что в такой ситуации флот будет негативно влиять на политическую и экономическую стабильность в Крыму, Украине и Черноморском регионе, да и на двусторонние украинско-российские отношения. Потому-то в апреле во время визита главы украинского внешнеполитического ведомства Владимира Огрызко российской стороне был передан проект меморандума о подготовке к выводу российского ЧФ с украинской территории.
Но в Москве и слушать об этом не хотят. Ведь для российского руководства Черноморский флот давно стал фактором политико-военного присутствия. Хотя представитель России при НАТО Дмитрий Рогозин и утверждает, что «выводить флот некуда», но еще несколько лет назад россияне приняли политическое решение сделать Новороссийск фактически главной военно-морской базой Черноморского флота, а также создать необходимую инфраструктуру флота на российском побережье Черного моря. Однако спускать флаг в Севастополе Кремль не собирается. Москве нужен ЧФ в Крыму как символ присутствия России на территории Украины. Даже если в Севастополе будет стоять один ржавый катер. К тому же флот с его разветвленной разведывательной структурой и развитой пропагандистской базой — мощный рычаг воздействия на политическую жизнь в нашей стране.
В ситуации, когда россияне сознательно затягивают «подход к снаряду», Киев сделал ставку на использование жесткой тактики, когда применяются дипломатические и не только средства убеждения своего стратегического партнера. Ранее она уже принесла результаты. Ведь еще два года назад казалось невероятным, чтобы Россия согласилась на инвентаризацию объектов и земельных участков, занимаемых в Крыму российским флотом. А сегодня украинские и российские эксперты уже вплотную осваивают этот трудоемкий процесс.
Но при реализации этой тактики решения «проблемы–2017» остается открытым вопрос: как это повлияет на переговорный процесс Киева и Москвы по временному пребыванию российского ЧФ в Украине и на весь комплекс двусторонних отношений? Ограничатся ли россияне вербальными заявлениями или пойдут дальше? Наконец, станет ли тема вывода ЧФ частью переговорного процесса или он застопорится?
Ведь одно дело, когда во время работы украинско-российской подкомиссии по вопросам Черноморского флота постепенно подводить российских дипломатов к этому вопросу, и другое — путем разработки и принятия закона ставить их в жесткие условия перед свершившимся фактом: россияне могут просто ради принципа пойти наперекор. А ответной реакцией раздраженной Москвы может стать не только решение заблокировать переговоры по ЧФ, а и пересмотреть весь комплекс украинско-российских договоров, относящихся как к вопросу временного пребывания Черноморского флота в Украине, так и украинской принадлежности Севастополя. Пока же реакция россиян демонстрирует их желание посильнее накалить атмосферу.
Уже сегодня российские политики, в том числе и близкие к Кремлю, заявляют, что в случае принятия Украиной закона о прекращении действия базовых договоров по Черноморскому флоту РФ с 2017 года Россия вправе поставить вопрос о принадлежности Крыма и статусе Севастополя. Вот и председатель Совета Федерации Сергей Миронов не исключает, что РФ может поставить вопрос о возвращении Севастополя. При этом еще во время парламентских слушаний в Госдуме ряд российских депутатов связывали пролонгацию большого политического договора с продлением срока пребывания ЧФ России в Украине.
Примечательно, что, в отличие от действий российского президента и МИДа в 1993 году, когда Верховный Совет Российской Федерации принял постановление о российском статусе Севастополя, нынче российская исполнительная власть никак не реагирует на высказывания парламентариев. Вполне возможно, что таким образом разработчики внешней политики России дают понять Украине, что они готовы воспользоваться этими и другими мерами дабы добиться своего как в вопросе пролонгации аренды военно-морской базы в Севастополе, так и при решении вопроса о вступлении нашей страны в НАТО.
Но готовы ли россияне пойти на такой кардинальный шаг, как отказ от продления действия украинско-российского договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве? Скорее всего, нет. Похоже, звучащие заявления — это традиционная игра на нервах. Ведь Украина действует в правовых рамках, а использование россиянами радикального средства несет серьезные внешнеполитические риски для Москвы, где происходит постепенный процесс передачи власти от Владимира Путина к Дмитрию Медведеву. В частности, отказ продлить действие договора может ударить по международному имиджу России. К тому же, хотя договор о дружбе и носит символический характер, в нем все же записаны вещи принципиально важные как для Украины, так и для России. Иное дело, что Москва может постараться увязать проблематику дальнейшего пребывания ЧФ в Крыму с другими проблемами двусторонних отношений.
И все же, несмотря на возможную жесткую реакцию России, Киев должен настойчиво добиваться от Москвы согласия на обсуждение в рамках подкомиссии по вопросам функционирования и временного пребывания Черноморского флота РФ в Украине вопроса о механизме его вывода с украинской территории до 2017 года. Очевидно, что законопроект — один из первых шагов к достижению этой цели. Но он будет результативен, если украинская власть использует его в комплексе с другими мерами: только так можно будет заставить Москву сесть за стол переговоров. И хотя у Киева не слишком богатый арсенал средств, чтобы добиться своего, все же даже они при наличии соответствующей политической воли могут оказаться эффективным инструментом.
В мировой практике найдутся примеры, когда воинским подразделениям отключали электроэнергию, газ, воду. Однако у Киева есть куда более цивилизованные рычаги воздействия. Например, не стоит забывать, что сейчас в отношении российских кораблей Черноморского флота, базирующихся в Крыму, действует уведомительный характер пересечения украинской границы. А он может быть изменен на разрешительный. Киев также может использовать средства, имеющиеся у него в рамках двусторонних соглашений с Москвой, и ужесточить передвижение моряков-черноморцев по украинской территории и их пребывание на полуострове, сделав менее либеральным режим регистрации офицеров ЧФ России, проживающих в Севастополе. Украине, наконец, необходимо постараться интернационализировать обсуждение проблемы временного пребывания ЧФ в Украине и вопрос вывода его из Крыма. В противном случае Киеву в одиночку будет трудно противостоять политическому и экономическому давлению Москвы.