Важным и интересным итогом непростого 2020 года стало значительно меньшее, чем ожидалось с учетом пандемии, падение экспорта товаров и услуг из Украины. Так, за год экспорт снизился приблизительно на 2% по сравнению с прогнозируемыми 8,1%, тогда как импорт — на 11%. Мы детально проанализировали товарную и географическую структуру импорта и отыскали дополнительные факторы, действующие на внешнюю товарную торговлю, кроме всеобщего влияния пандемии. Ими оказались торговые ограничения со стороны Украины и вторичные эффекты от более жесткой торговой политики Китая в отношении Австралии. Быстрое восстановление экономики Китая, в то время как в большинстве стран экономическое падение еще продолжалось, также способствовало росту экспорта. В целом пандемия коронавируса существенно сказалась как на структуре, так и на объеме внешней торговли Украины. Торговая активность в целом снизилась из-за фактического влияния повсеместных карантинных мер. К снижению активности также привели и пессимистические ожидания по поводу потребительского и инвестиционного спроса во время пандемии.
Ожидания по внешней торговле в начале пандемии
Эксперты Центра международной торговли (TRADE+) Киевской школы экономики в мае 2020 года опубликовали работу о перспективах экспорта, в которой отмечалось, что последний может снизиться по меньшей мере на 8,1% только за счет аграрного сектора и металлургии. Если детальнее, то предположение было следующим: «Из топ-12 стран, куда Украина экспортировала товары в 2019 году, по нашим прогнозам, в наибольшей степени экспорт снизится в Польшу, Россию, Италию и Венгрию, в наименьшей — в Китай. В частности, больше всего пострадает экспорт в те страны, где введены жесткие карантинные меры и где покупают у Украины преимущественно промышленные товары. Меньше всего снизится экспорт по тем направлениям, куда Украина поставляет в основном аграрные товары, в которых введены умеренные карантинные меры или они уже завершены». Если прогнозная погрешность по экспорту оказалась слишком большой прежде всего вследствие очень пессимистических ожиданий по ценам на сельхозтовары и металлы, которые с четвертого квартала прошлого года начали значительно расти, то уже качественный анализ был достаточно достоверным.
Последствия пандемии в 2020 году
В целом влияние коронавирусного кризиса на экономику можно представить как снижение возможностей и стремления потреблять, что обусловлено пессимистическими ожиданиями по доходам и прямыми (карантинными) ограничениями на деятельность бизнеса, в частности, розничной торговли и услуг. Худшие деловые ожидания предприятий привели к резкому падению инвестиционного спроса, то есть к меньшему приобретению машин, оборудования и т.п. За первые три квартала 2020 года инвестиции в Украине снизились на 24% в годовом измерении, для сравнения: в странах ЕС средние темпы падения составили около 6%. Украина преимущественно импортирует подобные товары, поэтому меньший спрос означал также более низкие объемы совокупного импорта. Машины и оборудование импортировались чаще всего из развитых стран ЕС. Согласно данным НБУ, импорт машин, оборудования и транспортных средств (с учетом личного транспорта) из ЕС в Украину сократился почти на 15%.
Потребительский спрос после резкого падения во втором квартале начал восстанавливаться, что усилило товарный импорт, в частности продовольственных товаров. Импорт услуг так и остался низким прежде всего вследствие ограничений на туристические поездки. Конкретные значения об изменениях по агрегированным группам товаров приведены на рис. 1.
Дополнительный фактор №1: рост экспорта зерновых в Китай
Детальный анализ географической структуры внешней торговли Украины (см. рис. 2) показывает, что основным спасателем экспорта стал Китай, почти вдвое увеличивший приобретение украинских товаров.
В 2020 году Украина нарастила экспорт в Китай ячменя (на 195%), кукурузы (81%) и руды (77%). Рост экспорта руды обусловлен повышенным спросом китайской металлургической отрасли. Также в 2020 году КНР стала крупнейшим покупателем украинского ячменя и кукурузы. Предшествовало этому введение нового тарифа для Австралии, что фактически закрыло рынок Китая для австралийского ячменя (80% на пять лет с мая 2020-го). После этого китайские импортеры переключились на новых поставщиков, в частности на Украину, а также в целом увеличили спрос и на другие фуражные культуры (кукурузу и т.п.). Для отечественных зернотрейдеров такой спрос был достаточно приятным событием, наращивание экспорта помогло улучшить торговое сальдо. Но вторичные эффекты более высокого экспорта в 2020 году были негативными. Поскольку урожай был низким, то рост экспорта привел к сужению домашнего предложения зерновых. Это, в свою очередь, привело к подорожанию кормовой базы для животных, как результат, вместе с ростом цен уменьшалось производство яиц, молока и мяса.
Дополнительный фактор №2: расширение эмбарго на импорт из России
Импорт в Украину за 2020 год сократился значительно больше, чем экспорт, — на 11%. Основной вклад в падение импорта обусловлен уменьшением импорта из Российской Федерации на 35%. В связи с действующим эмбарго в Украину со второй половины 2019 года не ввозились российские минеральные удобрения. Тогда же эмбарго распространилось на клинкеры, все готовые виды цемента, корма для животных и продукцию ветеринарной медицины. Позднее, с апреля 2020 года, были введены также заградительные меры (65% пошлина) на импорт российского угля почти всех марок (кроме антрацита, битуминозного и коксующегося), поэтому объемы соответствующего импорта сократились на 18%. Заметим, что эмбарго способствовало наращиванию домашнего производства цемента, клинкера, особенно в условиях роста спроса со стороны проекта «Большое строительство».
Дополнительный фактор №3: низкие цены на энергоносители
Падение цен на газ в 2020 году помогало наращивать собственное производство удобрений и, соответственно, уменьшать потребность в импорте. Самыми высокими темпами падал импорт из Болгарии и Литвы (см. рис. 2). Из этих стран было ввезено наполовину меньше азотных удобрений, чем годом ранее. Благодаря удешевлению газа возобновили работу некоторые отечественные предприятия группы Ostchem. Раньше они не выдерживали конкуренцию с менее энергоемкими производителями. Также в прошлом году компания «Украинские минеральные удобрения» открыла новый комплекс по производству минеральных удобрений. Хотя объемы производства умеренны, это является важным шагом к внутреннему обеспечению высокого спроса на удобрения. Напомним, что правительство планировало в начале 2020 года ввести квоты на импорт удобрений, но со временем пересмотрело свою позицию и отказалось от этого шага.
Низкая мировая цена на нефть и меньший спрос на моторное топливо также содействовали улучшению торгового сальдо. По данным Госстата, реальные объемы импорта нефти и продуктов из нее снизились на 15%. В частности, Украина на 28% уменьшила приобретение бензина из Литвы и прекратила импорт бензина из Болгарии (см. рис. 3), что в дополнение к влиянию фактора удобрений объясняет значительное падение импорта из этих стран.
***
Сырьевая ориентированность экспорта, хорошая ценовая конъюнктура на зерно и металлы в мире в конце 2020 года, а также увеличение спроса Китая на украинскую продукцию обусловили меньшее падение экспорта. С точки зрения временной выгоды, экспорт сырья способствовал восстановлению экономики. С другой стороны, увеличение экспорта сузило внутреннее предложение сельскохозяйственных товаров, что ускорило инфляцию как из-за прямых эффектов, так и вследствие подорожания сырья для отечественного животноводства. Одновременный рост импорта обработанной пищи подытоживает факты снижения конкурентоспособности пищевой промышленности.
Заградительные меры в отношении российской продукции, низкие цены на энергоносители и ограничение на туристические поездки обусловили дополнительное падение совокупного импорта, вне общего влияния снижения потребительского и инвестиционного спроса. Поскольку запрет импорта касался только одной страны, то произошло переформатирование рынка. Некоторые продукты получили дополнительную наценку посредника (нефть, бензин), таким образом повышая минимально возможную цену. Но есть и выгоды: добывающая промышленность получила дополнительную защиту во время более высокого, благодаря «Большому строительству», спроса.