КРИЗИС АМЕРИКАНСКО-УКРАИНСКИХ ОТНОШЕНИЙ ВЗГЛЯД С АМЕРИКАНСКОЙ СТОРОНЫ

04 октября, 2002, 00:00 Распечатать Выпуск № 38, 4 октября-11 октября 2002г.
Отправить
Отправить

На предстоящей неделе американский конгресс поддержит президента США и примет соответствующую резолюцию, разрешив начать вторжение в Ирак...

На предстоящей неделе американский конгресс поддержит президента США и примет соответствующую резолюцию, разрешив начать вторжение в Ирак. Война вплотную приблизилась к Америке. Вашингтон мобилизует новую коалицию — военных союзников и им симпатизирующих. Однако Украины среди них нет.

Кризис украинско-американских отношений не сопровождается громкими нотами протеста, объявлением персон нон грата и сокращением дипломатических миссий. Но недопонимание между Вашингтоном и Киевом все чаще сменяется взаимными претензиями. Американцы шокированы: их надежные партнеры, последние пять лет занимавшие третье место по получению американской помощи, спокойно обсуждали вопросы продажи оружия заклятым врагам Америки. И самое главное — не усматривали в этом ничего особенного.

Ливень статей в американской прессе о новейшей системе противовоздушного слежения украинского производства «Кольчуга» привлекает внимание резкими выводами. «С такими друзьями, как Украина, многих американских налогоплательщиков интересует, зачем вообще нужны враги?» («Уолл-стрит джорнел», 30 сентября, редакционная статья). Народ вопрошает, администрация вынуждена реагировать.

Америка — в состоянии войны. Вот почему даже самая неудачная попытка продажи «Кольчуги» в Ирак расценивается после 11 сентября однозначно — как предательство. Американцы колеблются: друг моего врага — мой враг? Пока продолжается расследование, как это могло произойти вообще, государственный департамент готовит предложения относительно пересмотра государственной политики в отношении Украины.

Марси КАПТУР, конгрессмен-демократ от Огайо, сопредседатель группы содействия Украине в конгрессе США:

— Случай с «Кольчугой» — беспрецедентный вызов украинско-американскому стратегическому партнерству. Таких проверок в наших отношениях до сих пор не было. Поэтому я искренне посоветовала бы Украине приложить все возможные усилия, дабы опровергнуть обвинения в свой адрес еще до того, как будут найдены доказательства этой сделки международными инспекторами в Ираке.

Я не хотела верить, когда правительство сообщило конгрессу о намерениях Украины продать «Кольчугу» в Ирак. Меня также смутило то, что американская администрация сразу максимально жестко отреагировала на аутентичность записей Мельниченко, заморозив внешнюю помощь Украине, не дожидаясь окончательных выводов.

В конгрессе довольно значительный интерес к делу «Кольчуги», особенно среди отдельных членов парламента. Украина должна быть бы первой заинтересованной в проведении слушаний, это свидетельствовало бы о ее открытости и доказало бы несправедливость обвинений. Хоть сейчас и не самое лучшее время для слушаний, а до конца сессии конгресса осталось совсем немного. Но нужно искать, возможно, кто-то из подкомитета международных дел и ассигнований средств мог бы инициировать слушания.

Марк ТАПЛИН, директор отдела Европы, Молдовы и Беларуси государственного департамента США:

— В последнее время американскую сторону не удовлетворяет уровень прозрачности и открытости отношений между нашими странами. После заявления Президента Кучмы о готовности сотрудничать в расследовании ситуации с «Кольчугой», провозглашенной в Киеве перед заместителем госсекретаря США Бет Джоунс, мы ожидаем реальных шагов.

Эта история стала настоящим испытанием для стратегического партнерства между нашими странами. И раньше в нем бывали неоправданные ожидания и разочарования. Скажем, как в случае с затягиванием налаживания контроля по защите интеллектуальной собственности.

Однако ситуация с «Кольчугой» — принципиально другое дело. Уже сейчас отношениям нанесен существенный вред. В Вашингтоне это воспринимают именно так. Ведь новейшая система предварительного наблюдения украинского производства — размещенная, по некоторым данным, в Ираке — является смертельной угрозой для американских граждан в ожидаемой войне с Ираком.

Восстановление доверия между США и Украиной потребует немало времени — и здесь многое зависит от Украины, от ее готовности к искреннему сотрудничеству. Мы не считаем резонанс, который приобрела ситуация вокруг «Кольчуги», кризисом широкого спектра украинско-американских отношений. Они по-прежнему остаются важными для США.

Боб ШЕЙФЕР, конгрессмен-республиканец от Колорадо, сопредседатель группы поддержки Украины в конгрессе США:

— Известие об одобрении Леонидом Кучмой продажи радарной системы «Кольчуга» вызвало у меня глубокое разочарование. Наши в общем положительные межгосударственные отношения и раньше не были безоблачными. Помню, как меня уверяли на Банковой, что рады будут любой помощи в расследовании дела Гонгадзе, а когда представители Федерального бюро расследования США прибыли в Киев, им просто не создали необходимых условий, не предоставили документы.

Теперь исключительно от Президента Украины зависит, как будут развиваться в ближайшее время украинско-американские отношения. Согласится ли Леонид Кучма на процедуру проверки, предложенную американской стороной, или же будет отрицать очевидные вещи?..

В ближайшее время международным экспертам важно ознакомиться с производством противовоздушных систем предупреждения, просмотреть документацию заказов, исследовать пути транспортировки радарных систем. Только поштучно сосчитав «Кольчуги» и проследив путь каждой из них к месту назначения, можно снять напряженность в ситуации. Тогда от криминальных обвинений в адрес Украины, предположений о запрещенном экспорте оружия останется досадный факт одобрения руководителем государства незаконной торговой операции.

Группе поддержки Украины в конгрессе непросто каждый год доказывать необходимость продолжения предоставления американской помощи для Украины, когда всплывают на поверхность истории, отрицательно отражающиеся на ее имидже.

Даниель РОЗЕНБЛУМ, заместитель координатора по помощи восточноевропейским странам госдепартамента США:

— Замораживание 55 миллионов долларов американской помощи для Украины является шагом в определенной мере символическим. Речь идет не о предоставленных ранее средствах, а о тех, которые только планируют выделить. Таким образом, угрозу следует воспринимать скорее как сигнал недовольства словами и действиями украинского руководства. Если на обеспокоенность американской администрации не отреагировать нужным образом, сокращение помощи станет реальностью.

Под замораживание не подпадает финансирование местного и регионального самоуправления, средства на развитие гражданского общества, в поддержку негосударственных организаций и независимой прессы.

Какое-то время, пока будет вестись расследование в отношении «Кольчуги», государственный департамент будет ожидать. Если его опасения подтвердятся, против Украины автоматически сработает закон, запрещающий финансировать правительства, помогающие Ираку.

Окончательное решение о времени введения санкций или отмене каких-либо проектов в первую очередь, принимает государственный секретарь США.

Адриан КАРАТНИЦКИЙ, политолог, президент «Фридом хауз»:

— Пока Джордж Буш будет оставаться в Белом доме, он не встретится с Леонидом Кучмой. Пренебрежительное отношение украинского лидера к американским партнерам, подтвержденное записями майора Мельниченко, заставило Вашингтон определиться. Мне кажется, пока в стране будут господствовать нынешние власти, стратегическое партнерство между США и Украиной в полном объеме не может быть восстановлено.

Американское правительство активно пересматривает свою политику относительно украинского Президента и его ближайшего окружения. Фактически Вашингтон причислил Леонида Кучму к списку нежелательных лиц — персон нон грата. Это — путь к международной изоляции украинского руководства, однако я убежден, — не Украины как государства.

Пренебрежение международным правом — по американским меркам уже преступление. Поэтому правительство США склонно верить в факт продажи Ираку украинских противовоздушных систем предупреждения.

Президент США руководствуется, прежде всего, моральными принципами, особенно после прошлогодней трагедии 11 сентября. В своих поступках нынешний американский лидер похож на Рейгана, поскольку тоже видит мир в черно-белых красках. С этим можно не соглашаться, но нужно понимать, что американский президент не пойдет на компромисс.

Если говорить об отношении Белого дома к постсоветским странам, нельзя не заметить, что сегодня российскому президенту предоставляется значительное преимущество перед его украинским коллегой. Несмотря на различия во мнениях с Путиным, Буш видит, что Россия выполняет свои обязательства, в отличие от Украины.

В Вашингтоне осознают, что в Украине существуют здоровые плюралистические политические силы, в том числе в правительственных и бизнесовых структурах. На них и возлагают большие надежды.

От редакции

Самый грамотный шаг, который могла сделать Украина в нынешней ситуации, это предложить американцам и ООН провести открытое расследование фактов о возможной поставке в Ирак комплекса «Кольчуга». И Украина этот шаг сделала. Ряд политиков и журналистов в этой связи подняли вопрос о необходимости сохранения военно-технических секретов и стремление американцев их заполучить. При этом, очевидно, запамятовав, что Украина официально заявила о своем намерении вступить в НАТО, что, как известно, влечет за собой «раскрытие сейфов». Расследование на территории Украины, скорее всего, будут проводить только американские и британские эксперты. Во-первых, потому что это касается двусторонних отношений, во-вторых, по причине занятости ооновских кадров работой в Ираке. И, в-третьих, потому что ооновские эксперты имеют мандат лишь на выявление оружия массового поражения. А «Кольчуга» к таковым не относится.

Можно сразу предположить, что в Украине работа комиссии, занимающейся расследованием поставок «Кольчуги», ничего не даст. В смысле, наоборот, — даст позитивный результат для украинских властей. Интеллектуальные претензии, безусловно, можно предъявлять к действиям целого ряда отечественных чиновников. Однако считать специалистов в ВТС малограмотными и неосторожными людьми не стоит. Когда генпрокурор Пискун заявляет о том, что Украина не продавала оружие в Ирак, ему можно верить: ни в одном бюрократическом архиве американские эксперты не найдут украино-иракского контракта. Экспертов пригласили в Украину для того, чтобы продемонстрировать им структуру и надежность системы экспортного контроля, которые нам, кстати, помогали выстраивать американцы. Власть явит беспрецедентную открытость, предъявляя протоколы Комиссии по военно-техническому контролю, где нет и не может быть задокументированного согласия на незаконные сделки с Ираком. Эксперты посетят предприятие «Топаз», пересчитают «Кольчуги». Возможно, поработают со смежниками, поставляющими запчасти на «Топаз». Посетят воинские части, где «Кольчуги» установлены. Побеседуют с солдатами. Возможно, проведут встречи с таможенниками, которые документально заверят проверяющих, что граница на замке.

Времени для того, чтобы подготовиться к достойной встрече экспертов, у Украины предостаточно. И речь идет не только о двух неделях, оставшихся до приезда американских специалистов. Не стоит забывать о том, что, запросив у Мельниченко пленки для экспертизы, американское правительство уведомило об этом наше посольство в Вашингтоне. Другое дело, отнеслись ли серьезно к этой информации в свое время в Киеве.

Если «Кольчуга» была продана Ираку, то раскрутить расследование не с украинского, а с иракского конца, возможно, американцам и удастся. Хотя вряд ли. О существующих на этом пути сложностях «Зеркало недели» писало в прошлом номере, а более подробно — в апреле. Вместе с тем, некоторых украинских политиков, соприкасавшихся с американской делегацией, возглавляемой Элизабет Джонс, не оставляет смутное подозрение, что американцы знают больше, чем говорят. Касаются ли возможные «знания» проекта «Кольчуга» или же представители США намерены параллельно провести расследование иных своих подозрений в сфере украино-иракского сотрудничества — утверждать никто не берется.

В политических и экспертных кулуарах блуждают различные по степени обоснованности версии о формах взаимодействия украинской и иракской сторон. Нельзя исключать, что в ходе проверок какие-то из этих версий смогут быть преданы огласке. Решаясь на подобный шаг, любой человек должен помнить о том, что у медали есть две стороны. Доказательства реальности запрещенного санкциями сотрудничества, независимо от того, «Кольчуга» это или чертежи пистолета «Форт», сделают предметными не только моральные претензии к Президенту Украины, но и докажут, что под его руководством санкции нарушались реально. В этом случае мировая общественность в отношении Леонида Даниловича не ограничится «поцелуями через платок» и о пенсионных гарантиях безопасности Президенту придется забыть. Но, с другой стороны, любой доказанный факт нарушений подобного рода незамедлительно повлечет за собой международные санкции против Украины. И страна вместо избавления от нынешнего Президента получит двойное кольцо санкций: внутренних, которые введет Леонид Кучма, не имеющий, что терять, и внешних. У каждого из вариантов шансы — 50 на 50.

Возвращаясь к визиту Элизабет Джонс стоит обратить внимание на одну деталь: наряду с Президентом, министрами обороны и иностранных дел заместитель госсекретаря США провела встречу с Виктором Медведчуком. Подобную программу предложила украинская сторона. И в этом нет ничего странного. Странно, что на это согласилась сторона американская. Поскольку конституционный статус главы администрации Президента — клерка-организатора работы аппарата — ни в коей мере не отвечает дипломатическим рангам визитеров. Украинская сторона необходимость переговорного мезальянса объяснила следующим: Президент поручил Медведчуку вести все вопросы, связанные с иракгейтом. Не Анатолию Зленко, не комиссии Владимира Горбулина, не Евгению Марчуку, возглавляющему СНБОУ, а Виктору Медведчуку. А вы говорите, что палатки сносить не надо было. За такое эксклюзивное доверие, можно и не только палатки…

На сегодняшний день по-прежнему открытым остается ряд важных вопросов. Например, состоится ли саммит Украина—НАТО в Праге, и если да, то на каком уровне: министров иностранных дел, в формате Президент Украины и послы 19 стран НАТО или же на ранее запланированном, президентском, уровне? Каким образом США и ряд стран Запада намерены реализовывать задекларированный тезис об изменении отношений к Леониду Кучме и сохранении дружелюбного настроя к Украине? Как можно следовать данной методике, общаясь со страной, где президентские полномочия имеют влияние абсолютно на все государственные планы, функции и процессы, вследствие чего все чиновники заняты защитой не национальных, а президентских интересов? В какой форме выразится пересмотр американских отношений к украинскому Президенту? В форме расследований, сопряженных с иными эпизодами пленок Мельниченко, или же в форме отказа Джорджа Буша проводить встречи на высшем уровне с украинским лидером. Кстати, и до иракгейта Буш не имел серьезных намерений встречаться с Леонидом Даниловичем? И главный вопрос: каким образом Украина намерена заняться наконец восстановлением собственной репутации на международной арене? Есть ли для этого силы у государства? Располагает ли необходимым для этого страна? Готова ли исправить чужие ошибки оппозиция?

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК