Секретарь Совета по национальной безопасности в администрации американского президента Дж.Картера (1977—1981) Збигнев Бжезинский неслучайно пользуется авторитетом среди различных политических сил в Украине. После ухода из активной американской политики он по-прежнему остается одним из немногих опытнейших экспертов в Вашингтоне, к голосу которого до сих пор прислушиваются действующие политики в Белом доме и Конгрессе США.
Известный «советолог» доктор Бжезинский входит в руководящие советы нескольких влиятельных неправительственных организаций, он также возглавляет Американско-Украинский наблюдательный совет. Пользуясь редкой возможностью, мы попросили Збигнева Бжезинского дать оценку нынешним украинско-американским проблемам и острым вопросам украинской внешней политики.
— Как быстро преодолеваются кризисы доверия, подобные тому, который сейчас наблюдается в отношениях между США и Украиной?
— Доверие всегда создавать непросто. И однажды потеряв — восстанавливать его не менее сложно. Безусловно, межгосударственные отношения более прочны в тех случаях, когда основаны на хороших личных контактах между руководителями стран, на их доверии друг другу. С другой стороны, отсутствие между лидерами таких дружеских отношений никак не должно сказываться на всем спектре межгосударственных связей.
В любом случае никогда не стоит забывать, что Украина для Америки была и остается важным молодым независимым государством, которое чем дальше, тем активнее будет сотрудничать с европейскими и атлантическими структурами.
У нас много общих интересов, и среди них — мир и стабильность, безопасность Черноморского региона, независимость стран ГУУАМ.
— Насколько серьезные санкции ожидают Украину, если подтвердятся попытки продавать оружие Ираку в обход запрета ООН?
— Это во многом зависит от того, что же на самом деле произошло и в итоге породило конфликт. Возможно, украинский Президент Леонид Кучма и не говорил всего того, что ему вменяют на основе записей (майора Мельниченко. — Ред.) Во-вторых, возможно, он и сказал все это, но за словами не последовало никаких действий. И последнее — по счету, но не по важности — вполне возможно, Президент произнес эти слова, после чего радарная система раннего оповещения и была передана.
Если подтвердится последнее предположение, этот вопрос перестанет быть столь очевидным и простым. Поставки оружия государству, которое может использовать его против США, всерьез беспокоят сегодня американцев. Точно так же, я уверен, встревожились бы украинцы, если бы США экспортировали оружие в страну, имеющую агрессивные намерения в отношении Украины.
Я не хотел бы опускаться до спекуляций, — упоминания о тех или иных санкциях обычно звучат как угрозы. А я не хочу прибегать к ним, так как считаю Украину потенциальным союзником США.
— Можно ли в принципе выстраивать равноправные отношения между странами переходного развития, как Украина, и супердержавами, не идя при этом на чрезмерные жертвы и не утрачивая собственного достоинства?
— Достоинство само по себе очень важно. Но оно всегда должно быть основано, прежде всего, на признании взаимоуважения и доверия.
— Повлияла ли прошлогодняя трагедия 11 сентября на решение США пересмотреть свою политику в отношениях с Украиной?
— 11сентября не затронуло украинско-американские отношения настолько непосредственно. Но события того дня оказали решающее влияние на видение американцами вопросов безопасности. А это, в свою очередь, заставило США по-новому взглянуть на некоторые сомнительные моменты во внешней политике.
— Польша предложила посредничество в переговорах между украинскими властями и оппозицией. Насколько эффективным, по-вашему, был бы этот путь?
— Не думаю, что правительства иностранных государств должны вмешиваться в эти переговоры. В то же время диалог между двумя политическими силами в Украине крайне назрел. Необходимость его приобретает сейчас первостепенную важность для существования самих демократических институтов в Украине.
Никто не должен был бы выступать против неформальных переговоров за пределами Украины, что помогло бы развернуть диалог между властями и оппозицией. Но это, однозначно, решать самим украинцам, как развивать их демократию.
— В порыве поддержки украинского коллеги российский президент Владимир Путин даже предложил рекомендовать Леонида Кучму на высшую должность в СНГ. Правомерно ли такое лоббирование на фоне конфликта украинских властей и оппозиции?
— Если Путин действительно серьезен в своих рекомендациях, чтобы следующим председателем СНГ избрали Кучму, то в общем — это шаг вперед. До сих пор российский руководитель действовал как неформальный президент Содружества, что само по себе было наследием прежней имперской эпохи.