Министр иностранных дел Ирана Али Акбар Велаяти, по идее, заслужил паспорт гражданина СССР. СССР бывшего. Именно после распада Советского Союза Иран получил возможность влиять на процессы, происходящие на постсоветских просторах, и активизировать свою внешнюю политику в этом направлении. Особенно это касается Центральной Азии и Закавказья. В этих регионах Ирану пришлось столкнуться с традиционным соперником - Россией и сравнительное новым - Турцией. Скорее даже так: Россия настолько сильно и прочно закрепилась в этих регионах, что Турция и Иран скорее борются за влияние не с ней, а между собой. И если в первые годы после распада СССР Турция явно выигрывала у тегеранской дипломатии, то в последнее время, надорвавшись из-за внутренних проблем и экономического спада, Анкара начала уступать напористой Исламской Республике. Али Акбар Велаяти совершает подобные нынешнему «советские» туры с периодичностью примерно раз в два года. Однако по размаху и количеству проблем, решаемых сейчас, нынешнему вояжу не было равных. Какие же цели преследует иранская дипломатия и ее глава в бывших советских республиках?
В Узбекистане и Таджикистане иранский министр занимался проблемами внутритаджикского конфликта. Дело в том, что Иран не является посторонним наблюдателем, так как таджики и иранцы говорят на одном языке фарси, имеют давние общие исторические и культурные корни. После поражения в 1992 году во время гражданской войны исламской и демократической оппозиции Иран как бы оказался проигравшей стороной и находился в оппозиционном состоянии по отношению к новому пророссийскому коммунистическому режиму Имумали Рахмонова. Однако в последнее время Иран активизировал таджикское направление своей политики, даже выступив с рядом инициатив. В частности, предоставив свою столицу в качестве одного из мест для межтаджикских переговоров. Иран имеет не такие мощные рычаги влияния, как, например, Россия или Узбекистан, однако этнические связи подкрепляются также и тем, что в Иране базируется часть исламской таджикской оппозиции. В частности, один из ее лидеров бывший муфтий Таджикистана. Имя его Акбар Тураджонджода. Одной из последних инициатив Тегерана является продление на три месяца прекращения огня и обязательный диалог Душанбе с оппозиционными силами, которые весьма активизировались в последнее время не только за пределами Таджикистана, но и внутри него. Конкретного успеха Иран пока еще не имеет, однако благодаря настойчивости и упорству его дипломатии удалось убедить Москву в неразумности однобокой ставки только лишь на Рахмонова и в необходимости диалога с силами оппозиции.
В Туркменистане и Казахстане Али Акбар Велаяти решал вопросы политического и главное экономического сотрудничества, видя именно в последнем рычаг усиления своего влияния в регионах. Активность мелкого и среднего иранского бизнеса может составить добрую конкуренцию России.
Хотя Тегеран всячески подчеркивает, что его активность на территории бывшего СССР не имеет антимосковской направленности и уж тем более целью ее не есть полное вытеснение России оттуда. Да это и вряд ли возможно - по крайней мере в ближайшие несколько лет.
Туркменистан является главным форпостом иранского влияния на бывший Советский Союз. Апогеем ирано-туркменской дружбы станет середина мая, когда будет официально открыта новая железная дорога, соединяющая Туркменистан и Иран. В более широком смысле это даже не столько туркмено-иранская железная дорога, сколько ирано-постсоветская, ибо воспользоваться выходом к Персидскому заливу может вся Центральная Азия. Именно в предоставлении доступа к морю, альтернативного транспортному пути через Россию, Иран видит один из важнейших рычагов переориентации Центрально-Азиатского региона на своих южных соседей, а не на большого северного. Предложение принять участие в открытии этой железной дороги Али Акбар Велаяти развозил лидерам всех новых независимых государств, которые он посетил.
В Азербайджане Али Акбар Велаяти безуспешно пытался убедить Баку в сомнительности монопольных претензий на экономическую зону Каспийского моря. Дело в том, что Иран не признает законность азербайджанского 8-миллиардного нефтяного контракта из-за того, что, по его мнению, после распада Советского Союза Каспий не был разделен уже между новыми приморскими игроками. В этом позиции Ирана полностью совпадают с позицией России. Однако если под влиянием западных нефтяных гигантов Иран, как участник, был убран из международного нефтяного консорциума, Россия осталась в нем со своими 10 %. Ирано-азербайджанские отношения очень усложнились в последние годы и из-за особо теплых отношений между Баку и Анкарой. Во время пребывания иранского министра в Баку произошла настоящая словесная дипломатическая схватка. Иран обвинил Азербайджан в том, что тот превращается в плацдарм израильского влияния в регионе, а Баку в свою очередь обвинил Тегеран, что тот явно покровительствует Армении. Азербайджанская экономическая блокада Армении из-за Нагорного Карабаха действительно получилась не полной, так как именно Иран пропускает - не пропускает транзитные грузы, идущие в Армению и из нее. Балансируя между Арменией и Азербайджаном, сложно балансировать между Ереваном и Баку. Али Акбар Велаяти поимел в виде Грузии некую отдушину, так как грузино-иранские отношения в общем-то безоблачные - в основном из-за экономических интересов и неимения особых политических.
В Украине иранский министр кроме майского приглашения ее руководству обсуждал еще и работу трехстороннего украино-ирано-туркменского механизма, согласно которому за импортируемый туркменский газ Киев рассчитывается с Ираном в основном минеральными удобрениями, а Иран уже потом финансово разбирается с Туркменистаном. Украинские позиции в Иране в последнее время были усилены выгранным тендером на строительство в городе Исфахан пассажирских самолетов АН-140. Однако трудности здесь могут быть традиционные. Украина из-за отсутствия валюты, несмотря на многолетние разговоры, все еще не может импортировать иранскую нефть. А Иран, как сказал мне министр ВПК и конверсии Валерий Малев, не имеет достаточно валюты, дабы платить за самолеты. По западным аналогам, примерная оценка такого контракта может доходить до 4 млрд. долларов. Однако даже значительно меньшей суммы у Ирана нет, так как из-за американского экономического эмбарго Тегеран не может широко развернуться с продажей своей нефти. А Украина, по словам министра Малева, хочет получить прибыль денежную, а не сырьевую.
В России господин Велаяти среди прочих вопросов обсудит и перспективу строительства Россией атомной электростанции в Иране. Эта перспектива очень раздражает Соединенные Штаты, обеспокоенные возможностью производства Ираном собственного ядерного оружия. Ажиотаж вокруг этой перспективы был подогрет и недавним созданием Россией, Ираном, Китаем и Индией совместной исследовательской структуры в области ядерной энергетики. Присутствие Индии в этом списке, тоже страдающей ядерными претензиями, только подогревает спекуляции вокруг тезиса об Иране как хозяине ядерной кнопки. Дабы как-то задобрить Россию, тоже пребывающую под сильным прессингом Вашингтона, Али Акбар Велаяти сделал заявление о непринятии Ираном перспективы расширения НАТО на восток Европы. Это примерно то же, как если бы Исландия беспокоилась об усилении напряженности, например, вокруг Кабула...
Зато иранский министр отменил визит в Белоруссию. И здесь есть две версии. Первая - это то, что одновременно с иранским министром в Минске должен был пребывать и президент союзной Югославии. Такая перспектива не могла понравиться ни югославам, ни иранцам, так как в боснийском конфликте они находились по разные стороны баррикад. Иран всячески оказывал моральную и финансовую поддержку боснийским мусульманам, а на этой неделе выразил готовность даже обучать у себя военнослужащих боснийской армии. По другой версии, белорусы попросили иранского дипломата не приезжать к ним из-за неспособности их протокола одновременно принимать двух гостей. Внешние тактические раскладки являются более привлекательными и серьезными, однако, зная соседнее государство, я бы склонился все же ко второй, упрощенной версии.