Наконец-то пятилетние украинско-румынские переговоры по договору о режиме государственной границы и соглашению по делимитации континентального шельфа и исключительных экономических зон принесли хоть какие-то конкретные результаты. После долгих и бурных дебатов во время 14-го раунда переговоров, прошедшего в Бухаресте 2—3 декабря, румыны впервые подтвердили линию государственной границы на участках от стыка с границей Венгрии до стыка с границей Молдовы и далее от стыка с молдавской границей до знака 1439, который находится в Черном море.
Впору бы порадоваться и закричать «Гип-гип-ура!», ведь румыны сделали то, чего так долго добивались украинцы. Да в украинском МИДе почему-то особой радости не заметно. А глава украинской делегации замгоссекретаря внешнеполитического ведомства Александр Моцик, признав, что «имело место смягчение позиции Румынии», одновременно заметил, что на последнем раунде переговоров «особого прогресса достичь не удалось». В общем, отмечают украинские дипломаты, «в позиции румынской делегации не произошли особо существенные изменения». Что следует понимать так, что Бухарест и далее предъявляет к Киеву территориальные претензии.
Так в чем же причина такой, на первый взгляд, совершенно нелогичной реакции украинских дипломатов?
Очевидно, что она лежит не столько в том, что украинцы и румыны никак не могут прийти к согласию по статусу острова Змеиный: в то время как Киев говорит о том, что это остров, Бухарест полагает, что он — скала. Для делимитации Черного моря это существенно: в зависимости от того, каким будет его статус и рассчитываемая от него точка государственной границы, такой будет и делимитация континентального шельфа и исключительных экономических зон. А вопрос о статусе Змеиного после длительного перерыва вновь вошел в повестку дня переговоров.
Кстати, руководитель румынской делегации Кристиан Дяконеску на пресс-конференции, посвященной итогам переговоров, так прокомментировал позицию Бухареста: в любом случае и при любых вариантах Румыния не согласится на то, чтобы остров с территорией в 17 га доминировал над берегом в 300 км. «Мы готовы искать любой вариант, за исключением тех, которые нарушают суверенное право на зоны поблизости территориального моря Румынии», — процитировала Дяконеску румынская газета «Найн о‘клок».
Причина негативной оценки 14-го раунда переговоров украинскими дипломатами заключается скорее в том, что румыны подтвердили линию государственной границы лишь в устной форме. На момент сдачи материала в номер эта позиция Бухареста так и не была зафиксирована письменно в протоколе по результатам переговоров, хотя была договоренность о том, что он будет подготовлен для подписи главами делегаций. И это, судя по всему, внушает опасения Киеву: исследователи украинско-румынских отношений утверждают, что их история богата случаями, когда имели место не просто нарушения письменных договоренностей, а и элементарный обман на уровне официальных представителей.
Задержка с подписанием протокола переговоров позволяет сделать некоторые выводы. И касаются они тактики румынской дипломатии, которая изменилась после Пражского саммита НАТО, где Румыния получила приглашение начать переговоры о вступлении в альянс.
Официальный Бухарест устами своих журналистов часто обвиняет Киев в том, что тот ставит препоны румынам на пути в Североатлантический альянс. Дескать, Украина постоянно взывает к Брюсселю из-за каких-то мифических территориальных претензий Румынии к Украине, в то время как сами украинские дипломаты не очень-то и настроены на конструктивный диалог при обсуждении некоторых «технических вопросов». При этом, комментируя последний раунд переговоров, Дяконеску на пресс-конференции сказал, что, в отличие от других раундов, на этот раз украинская сторона продемонстрировала большую готовность к диалогу с румынской стороной.
Подтверждая линию госграницы, румыны же демонстрируют Брюсселю, что территориальной проблемы с Украиной не существует. В конце концов, судя по неофициальным беседам с западными дипломатами, альянсу не очень хочется вторгаться в украинско-румынские территориальные дебри: натовцам вполне хватает головной боли и с турками и греками, и с балканскими странами.
В то же время устная форма договоренностей не связывает руки Бухаресту и позволяет манипулировать этим по своему усмотрению. Чувствовать румынам себя свободными в трактовке достигнутых договоренностей позволяет и перманентный внутриполитический кризис в Украине, и похолодание в украино-американских отношениях. С учетом всего этого можно только констатировать: при том, что облагораживающее воздействие НАТО хотя и смягчило позицию румын, все же прогресс на переговорах — иллюзорный.
Что интересно, после последнего раунда переговоров румынские и украинские дипломаты вновь заговорили об обращении в Международный суд в Гааге, правда, только в крайнем случае, поскольку этот вариант решения спорного вопроса не единственный. Нелишне, наверное, будет напомнить, что Киев и Бухарест могут в него обратиться только для разрешения спорных вопросов по делимитации континентального шельфа и исключительных экономических зон, да и то только после того, как будет подписан договор о режиме государственной границы.