Ежемесячно в один из вечеров Цезари Леванович, сотрудник аппарата Европейского парламента, складывает в своем кабинете в Брюсселе все рабочие бумаги, канцелярские принадлежности и личные вещи в большой пластиковый ящик и закрывает его на ключ. На следующий день утром, зайдя в другой свой кабинет — в Страсбурге, — Леванович находит там свой «брюссельский» ящик, открывает его и начинает работать.
И так поступает не только Леванович. Каждый месяц на северо-западе Европы происходит «большое переселение» народов»: большинство из 3000 депутатов и сотрудников Европейского парламента из Брюсселя и из 2500 финансовых и административно-технических сотрудников и переводчиков, постоянно работающих в столице Великого герцогства Люксембург, отправляются во французский Страсбург, где проводятся пленарные заседания парламента. Спустя четыре дня все эти люди возвращаются обратно. Работа парламентских комиссий, заседания депутатских фракций и так называемые чрезвычайные заседания Европейского парламента проводятся в Брюсселе. Там же находятся еще два высших органа ЕС — Европейская комиссия и Совет ЕС. А поскольку для принятия большинства важных решений необходимо согласие двух или трех высших органов, для эффективной работы нужно взаимодействие их аппаратов.
Почему же парламент Объединенной Европы живет на «три дома»?
Так сложилось исторически. Европейский парламент был создан в 1957 году, сразу после учреждения Европейского экономического сообщества. Но сначала он практически не обладал никакими полномочиями — был неким совещательно-консультативным органом, как ныне Парламентская ассамблея Совета Европы. И формировался он тогда так же, как ПАСЕ сейчас, — путем делегирования определенного количества депутатов, избранных в каждый из национальных парламентов стран Содружества. И только в 1979 году состоялись первые выборы, во время которых во всех странах — членах ЕС прямым голосованием были избраны депутаты непосредственно в Европейский парламент. Правда, принять единый для всех стран избирательный закон по-прежнему не удается, и выборы проходят по национальным избирательным законам разных стран. Но еще до этого пленарные заседания были перенесены из Люксембурга, где они проходили изначально, в Страсбург. В те годы в крохотном Великом герцогстве возникли опасения, что большое количество еврочиновников из разных стран может слишком сильно влиять на образ жизни маленького столичного города и создать огромную нагрузку на его инфраструктуру. Затем возникла потребность срочно найти зал заседаний с соответствующей инфраструктурой, который бы размещался не далее чем в 300 километрах от Люксембурга. Этим залом стало здание Парламентской ассамблеи Совета Европы во французском Страсбурге. ПАСЕ проводила и проводит пленарные заседания только несколько дней в месяц, поскольку остальное время делегированные туда депутаты работают в национальных парламентах, и в промежутках между этими заседаниями зал свободен. Несколько десятилетий ПАСЕ и Европейский парламент работали в одном и том же здании в «две смены». И только несколько лет назад в Страсбурге было построено специальное здание для Европарламента. Параллельно бельгийцы с привлечением частных инвестиций построили зал заседаний и в Брюсселе, надеясь сделать свою столицу постоянным местом работы Европарламента. В этом зале проводят так называемые чрезвычайные пленарные заседания. По идее, их должны назначать на случай каких-то событий, требующих оперативной реакции парламента, и которые не могут быть отложены до следующей сессии. Однако на практике, по мере расширения компетенции Европарламента и увеличения количества обсуждаемых им вопросов, четырех дней в месяц для заседаний становится просто маловато. И разницу между обычными заседаниями в Страсбурге и чрезвычайными в Брюсселе уловить становится все труднее.
Ныне комплекс зданий Европарламента в Брюсселе — целый город с большим количеством административных сооружений, магазинов, ресторанов, собственной железнодорожной станцией, откуда раз в месяц отправляются в Страсбург несколько специальных поездов для перевозки депутатов и сотрудников аппарата. Кардинально изменило свое отношение к этой проблеме и руководство Люксембурга — сегодня оно настаивает, чтобы сотрудники аппарата Европарламента и впредь имели постоянные рабочие места именно в их столице. Большинство «люксембуржцев» сейчас — переводчики. Ведь, согласно европейским принципам политической корректности, абсолютно все рабочие документы Европейского парламента — проекты законодательных актов, пресс-релизы, обзоры и т.п. — должны переводиться на все 23 рабочих языка Евросоюза (стран — членов ЕС сейчас 27, но языков чуть меньше. Например, в Австрии государственный язык — немецкий, в Ирландии — английский, а в Бельгии — нидерландский и французский). Так же осуществляется синхронный перевод выступлений всех депутатов на всех языках во время пленарных заседаний. Технически это крайне сложная задача. Ведь очень трудно найти переводчиков, которые могли бы квалифицированно переводить, скажем, с португальского — на эстонский или с мальтийского — на датский. Поэтому в ряде случаев осуществляется двойной синхронный перевод: с болгарского, например, — на английский, французский, немецкий, а уже с одного из этих языков — на финский, например. При этом жестко соблюдается принцип, что «языков-посредников» ни в коем случае не может быть больше одного. Предложения уменьшить количество рабочих языков Европарламента до нескольких приняты не были. Представители каждой страны искренне убеждены, что их государственный язык ничем не хуже английского или французского.
Конечно, такая «разбросанность» Европейского парламента в пространстве создает немалые технические проблемы и требует дополнительных средств из общего бюджета. И логично было бы выбрать для работы парламента какой-то один город. С этим, собственно, согласны практически все. Но даже намека на консенсус в вопросе, должен это быть Брюссель, Страсбург или Люксембург, до сих пор не прослеживается. Парадокс заключается в том, что Европейский парламент не имеет права самостоятельно принять решение о своем месторасположении ни простым, ни даже квалифицированном большинстве. На такое решение может наложить вето любая страна — член Европейского Союза. К тому же заранее известно, что Франция никогда не согласится на перенос пленарных заседаний в Брюссель, а Бельгия — на переезд депутатов, их помощников и аппаратчиков на ПМЖ в Страсбург. Так же Люксембург ныне категорически возражает против переезда сотен переводчиков в другую страну. Ведь это вопросы престижа страны в Объединенной Европе, а также — рабочие места и немалые средства для городских бюджетов Брюсселя, Люксембурга и Страсбурга, соответственно. Поэтому на официальном уровне такой вопрос даже не поднимается.
Критики нынешней системы функционирования Европейского Союза считают такую ситуацию замечательной иллюстрацией неуклюжести «этого монстра», неспособности во многих случаях принимать назревшие и «касающиеся всех» решения. Их оппоненты утверждают, что это — прекрасная иллюстрация системы противовесов, действующих в механизме Европейского Союза и не позволяющих пренебрегать интересами любой страны.
После недавнего расширения Европейского Союза количество депутатов достигло 785 человек. В Брюсселе с гордостью говорят о том, что Европарламент — самый многочисленный по количеству депутатов «демократически избранный парламент в мире». Правда, Народное собрание в Китае имеет больше избранников, однако насчет демократичности их избрания в коммунистической стране имеются большие сомнения...
Разные страны Европейского Союза имеют представительство в парламенте в зависимости от количества их населения. Однако эта зависимость не является жесткой. «Льготы» предоставляются маленьким странам. При этом ни уровень экономического развития, ни «стаж» в Евросоюзе значения не имеют.
Так, например, один депутат от новичка ЕС Мальты избирается от 80 тысяч граждан, а в ее бывшей метрополии Великобритании — от 775 тысяч.
В парламенте работают 20 комиссий, готовящих проекты его решений по тем или иным вопросам.
Депутаты от разных стран входят в состав семи фракций:
— Европейская народная партия и европейские демократы — 288 членов;
— Социалистическая фракция — 215 членов;
— Альянс либералов и демократов за Европу — 101 член;
— Союз за Европу наций — 44 члена;
— Зеленые — Европейский свободный альянс — 42 члена;
— Европейские объединенные левые — Нордические зеленые левые — 41 член;
— Независимость и демократия — 24 члена.
Еще 30 мест — это внефракционные депутаты и временно незаполненные места. Фракционная структура парламента довольно сложна, и подавляющее большинство граждан Евросоюза не очень-то хорошо понимает, что собой представляют те или иные фракции. Европейская народная партия объединяет христианских демократов и близкие к ним правоцентристские силы. Социалистическая фракция состоит из социал-демократов и социалистов разных стран. Под вывеской «объединенные левые» скрываются коммунисты и некоторые близкие к ним левые политики. Альянс либералов и демократов — центр и левый центр — специализируется на защите прав различных меньшинств: от этнических до сексуальных. Две фракции — Союз за Европу наций и Независимость и демократия — так называемые «евроскептики», которые выступают против углубления европейской интеграции. Однако делают они это с разных позиций. Если «союзники» — крайняя правая фракция Европарламента, не одобряющая каких-либо принципиальных изменений, то «независимые» — либералы, которых с идейными собратьями из Альянса либералов разделяет именно отношение к евроинтеграции. Вообще-то, политики с примерно одинаковыми взглядами, если они из Скандинавии — будут состоять во фракции зеленых, из Италии — в Социалистической фракции, а из Франции — в Объединенных левых.
Поскольку Европейский Союз является объединением суверенных государств, Европарламент не может самостоятельно принимать «европейские» законы, обязательные для выполнения во всех странах-членах, как это делают национальные парламенты. Попытки ввести единую европейскую конституцию, как известно, пока успехом не увенчались. Однако полномочия Европарламента в течение последних лет медленно, но уверенно расширяются.
Европейский парламент принимает участие в законодательном процессе Европейского Союза на трех основных уровнях.
В рамках так называемой процедуры сотрудничества, введенной Единым Европейским актом в 1987 году, Европейский парламент может давать свою оценку проектам директив и распоряжений, предлагаемых Европейской комиссией. После этого комиссия должна уточнить проекты этих документов, приняв во внимание позицию парламента.
С 1987 года в рамках процедуры одобрения парламент должен давать согласие на международные договоры, подготовленные и подписанные Европейской комиссией, а также на каждое расширение Европейского Союза.
Процедура совместного принятия решений, введенная Маастрихтским договором в 1992 году, возлагает на парламент равную ответственность с Европейским советом в законодательном процессе, касающемся многих важных направлений деятельности ЕС, таких как свободное перетекание рабочей силы, внутренний рынок, образование, научные исследования, охрана окружающей среды, трансъевропейские сети, здравоохранение, культура, защита прав потребителей и т.п. Парламент может наложить вето на предложенный законодательный акт, касающийся перечисленной тематики, если абсолютное большинство депутатов проголосует против согласованной позиции Европейского совета по этому вопросу. Договор предусматривает также процедуру сближения позиций и нахождения общей позиции парламента и совета по тому или иному вопросу.
Парламент и совет также несут равную ответственность за принятие бюджета Европейского Союза. Европейская комиссия предлагает проект бюджета, который потом обсуждают в парламенте и в совете. Парламент может отклонить предложенный проект и уже неоднократно пользовался этим правом. В таком случае вся бюджетная процедура начинается заново. Европейский парламент в полной мере использует предоставленные ему бюджетные полномочия, чтобы влиять на процесс создания общей политики Европейского Союза.
Парламент также является органом, осуществляющим общий демократический контроль над Европейским Союзом. Он имеет право отправить в отставку Европейскую комиссию, объявив ей вотум недоверия. Для принятия такого решения нужно квалифицированное большинство из двух третей голосов. Парламент также осуществляет текущий контроль над процессом реализации согласованных совместных политик ЕС. Для этого парламент может подать в совет и комиссию письменные или устные запросы, на которые эти органы должны давать аргументированные ответы. А председатель Европейского совета подает парламенту отчеты обо всех решениях, принимаемых советом.
Чем же занимается Европейский парламент на практике? Приведем лишь один пример — именно этот вопрос парламент рассматривал во время недавнего посещения его автором статьи. Речь идет о директиве «О защите прав потребителей финансовых услуг в Европейском Союзе».
Проблема заключается в том, что качество и цена этих услуг в разных странах Европейского Союза отличается. Так, например, средний годовой процент по банковским кредитам на покупку нового легкового авто в зоне евро колеблется от 13% в Португалии до 5% в Финляндии. Хотя граждане — получатели кредитов имеют право и техническую возможность брать кредит в любом банке любой страны ЕС, представив необходимые документы, которые бы подтверждали их платежеспособность, по электронной почте, без посещения банка лично, — до сих пор этим правом пользовались они нечасто. Реализовать его довольно сложно, ведь каждый банк излагал свои условия предоставления кредитов в произвольной форме, и некоторые их подводные рифы, дополнительные условия оставались непонятными большинству потенциальных получателей кредитов. Если же принять во внимание, что подавляющее большинство португальцев не владеет не то что финским, но и английским, то «дешевые» скандинавские автокредиты оставались для жителей Южной Европы практически недоступны. А в соответствии с новой директивой, принятой Европарламентом, все банковские учреждения, действующие в зоне евро, обязаны излагать свои кредитные предложения в виде таблицы единого образца, установленного для всех стран. Таким образом, потенциальный потребитель банковской услуги отныне сможет легко сравнить условия, на которых ему предлагают кредиты отечественные и зарубежные банки, даже не зная иностранных языков — просто посмотрев на цифры в одних и тех же графах одинаковых таблиц. Эта же директива обязала продавцов, например, авиабилетов указывать полную стоимость своих услуг. Ведь в последнее время появилась агрессивная реклама некоторых авиакомпаний, предлагающих авиабилеты, скажем, из Варшавы в Лондон только за один евро. Однако потенциальному покупателю «забывают» сообщить, что он должен дополнительно оплатить сбор в аэропорту, что не имеет права бесплатно провезти с собой ни килограмма багажа, что в полете его бесплатно не будут кормить и не предложат никаких напитков. В итоге полная стоимость путешествия выливается во внушительную сумму, вполне сравнимую со стоимостью «нормального» авиабилета. Отныне такое не слишком честное продвижение своих услуг на рынок в Евросоюзе запрещено законодательно. И нарушители вынуждены будут платить огромные штрафы.