Наверное, нет нужды описывать в красках, с каким нетерпением и надеждой тысячи украинцев, мерзнущих в эти морозные дни под стенами посольств европейских стран, ожидают упрощения Европейским Союзом визового режима для украинских граждан. Те, кто по долгу службы, учебы или семейным обстоятельствам вынужден часто посещать европейские страны, уже по горло сыты сбором множества справок и документов, нервотрепкой и унизительным дежурством в длинных очередях под дверями иностранных дипмиссий.
В начале ноября минувшего года украинское руководство с гордостью отрапортовало о начале визового диалога с Евросоюзом, а первый раунд переговоров по этой тематике прошел в конце того же месяца. На следующей неделе, 24—25 января, должен состояться второй раунд переговоров Украина—ЕС относительно соглашений об упрощении визового режима и реадмиссии. Отечественные дипломаты — и министр Борис Тарасюк, и возглавляющий украинскую делегацию замминистра Валентин Наливайченко, и глава представительства Украины при ЕС Роман Шпек — настроены весьма оптимистично и прогнозируют завершение переговоров уже в первом квартале, а подписание визового соглашения — в первой половине текущего года. Более того, некоторые наши источники предсказывают упрощение визовых процедур еще до лета, то есть до подписания документа.
Искренне желая разделить этот оптимизм, все же попробуем реально оценить наши шансы на быстрый успех и поразмыслить, а в самом ли деле стоит так спешить с подготовкой этих двух документов?
Еще в начале прошлого года все выглядело в самом деле весьма оптимистично. Представителей новой, «оранжевой», украинской власти радушно встречали в Брюсселе и благосклонно выслушивали все ее пожелания. Еще в феврале, во время первого визита в европейскую столицу, президент Ющенко четко артикулировал намерение добиваться от ЕС упрощения визового режима для своих сограждан. А в апреле наш МИД направил европейской стороне памятную записку с перечислением украинских предложений. Эти же предложения содержались и в письме министра Б.Тарасюка на имя еврокомиссара Б.Ферреро-Вальднер. На удивление, Брюссель отреагировал весьма позитивно, что, видимо, дало тогда Б.Тарасюку основания надеяться, что еще в апреле Еврокомиссия подготовит для еэсовской делегации мандат на переговоры. Но мандата не было ни в апреле, ни в мае, ни даже в июне — вопреки обещаниям самих же европейцев. Напомним, что этот мандат Совет ЕС одобрил лишь
7 ноября (причем европейская сторона по каким-то причинам решила сохранить его в тайне от украинской). Кроме того, в начале осени европейцы настойчиво заговорили о необходимости параллельной работы над соглашением о реадмиссии (возвращении, приеме и транзите лиц, незаконно находящихся на территории ЕС и Украины). И хотя подобная увязка для ЕС в общем-то обычное дело, тем не менее до осени ее не было. И дело не в отношении Евросоюза к Украине, а во все ужесточающемся отношении Европы к проблеме нелегальной миграции. Теракты в Лондоне, беспорядки в Париже вынудили Брюссель и европейские столицы вынести решение вопросов юстиции и внутренних дел на самый высокий уровень и отделить эти проблемы от политики и экономики. Другими словами, как бы ни была Украина симпатична Евросоюзу, какие бы замечательные «доверительные» и «добрососедские» отношения между нами ни складывались, в вопросах визового режима и выдворения нелегалов европейцы будут крайне прагматичны, чтобы не сказать жестки и эгоистичны.
Что уже продемонстрировал первый раунд переговоров и предложенные европейской стороной проекты соглашений.
Пожалуй, нам стоило серьезно обидеться на то, что по упрощению визового режима нам предложили такое же соглашение, как и россиянам. И это несмотря на то, что Украина, невзирая на потери для собственного бюджета, отменила визы для европейцев, которым для поездки в Россию нужно потратить немало нервов и денег для получения визы. В Украине не существует регистрации иностранцев, а Москва сохранила ее даже для граждан стран ЕС. На территории Украины находится значительно меньше нелегалов, чем в России. У нас нет таких протяженных и полупрозрачных границ с азиатскими государствами-донорами нелегальной миграции, как у РФ. Наша страна гораздо раньше России и по собственной инициативе еще в 2002 году предложила начать переговоры по реадмиссии и даже представила тогда свой проект документа. Кроме того, у нашей страны подписаны и действуют соглашения о возвращении нелегалов с Польшей, Словакией и Венгрией, то есть по всей нынешней границе Украина—ЕС. Брюссель может поинтересоваться у Варшавы, Братиславы и Будапешта, насколько дисциплинированна наша страна в реализации этих договоренностей (только в прошлом году из этих трех государств Евросоюза нам было возвращено 2,5 тыс. нелегальных мигрантов). В конце концов в Украине значительно лучше ситуация с правами человека, чем у нашей северо-восточной соседки, что также должно учитываться европейской стороной. Брюсселю все это прекрасно известно. Более того, многие тамошние чиновники считают, что «Украине нужно дать больше, чем России». И, тем не менее, на первом раунде нас попытались уравнять. И вдобавок потребовать отмены всех ныне действующих соглашений об асимметричном визовом режиме (благодаря которым некоторые страны ЕС выдают всем украинцам визы бесплатно) после вступления в силу готовящегося документа между Украиной и Евросоюзом.
Однако украинская сторона представила свой проект соглашения. Отечественные СМИ (в том числе и «ЗН») еще в ноябре достаточно подробно рассказали о сути украинских предложений. Напомним, что основными из них являются упрощение визовых процедур с учетом европейских стандартов (например, чтобы украинский гражданин мог записаться на собеседование к консулу по электронной почте, а не мерз на морозе, а паспорт с визой получал по почте), унификация процедур для посольств всех государств ЕС, введение единого перечня необходимых для получения визы документов, предоставление многоразовых виз сроком до пяти лет широкому перечню категорий украинских граждан (деятелям науки и культуры, учителям, ученикам, студентам, спортсменам, предпринимателям, госслужащим, журналистам, профессиональным перевозчикам, членам семей граждан, постоянно проживающих на территории ЕС), отмена визовых сборов для некоторых категорий, бесплатные одноразовые и транзитные визы для всех граждан Украины, отмена приглашений, упрощение процедур для перевозчиков, отмена виз для собственников служебных и дипломатических паспортов. По нашей информации, на сегодняшний день десять из четырнадцати пунктов этого документа уже согласованы.
Представленный европейской стороной проект соглашения о реадмиссии также весьма удивил украинских переговорщиков, поскольку позиция Брюсселя оказалась даже суровее, чем в кучминские времена. Киеву был предложен вариант т.н. «жесткой» реадмиссии, который, по идее, должен предполагать ответное требование отменить визы вообще для всех украинцев. Ведь, как показывает мировая практика, речь о реадмиссии заходит, когда одна из сторон частично или полностью отменяет визы для граждан другой стороны, а не упрощает визовый режим. Наглядный пример — договоренности 2004 года между Украиной и Швейцарией. Последняя отменила визы для собственников украинских служебных и дипломатических паспортов. Киев, в свою очередь, согласился на т.н. «мягкое» соглашение о реадмиссии, предполагающее беспроблемное возвращение в Украину нелегально находящихся на территории Швейцарии украинских граждан или граждан третьих стран, у которых в документах есть разрешение на жительство в Украине (в результате этой договоренности в прошлом году швейцарцы нам вернули всего 42 человека, причем часть из них — наши же соотечественники). «Жесткое» же соглашение, предлагаемое Евросоюзом, предполагает возвращение в Украину граждан третьих стран и лиц без гражданства на основе европейского проездного документа. Другими словами, на практике европейские миграционные службы будут рассматривать в качестве доказательства прибытия нелегала именно из Украины, а, скажем, найденный в его кармане жетон киевского метро или пакет из супермаркета, неизвестно где выученное «здоровеньки були» или просто личное «признание» нелегала, что он прибыл из Украины, даже если он никогда там на самом деле не был, но знает, что она ближе к Европе, чем, к примеру, Пакистан или Ирак, да и жизнь в ней лучше. Так вот, этому нелегалу выдадут европейский проездной документ и без разговоров отправят в Украину.
Подпиши украинская сторона подобное соглашение о реадмиссии, и наша страна окончательно превратится в отстойник нелегальщины. Поскольку, в свою очередь, вернуть большую часть мигрантов России, из которой в Украину поступает львиная доля нелегалов, нам не удастся, так как Москва по-прежнему не спешит заключать с Киевом соглашение о реадмиссии, сама не желая стать отстойником. Через три недели в Москве должны состояться украинско-российские переговоры по этой проблематике, и украинская сторона хотела бы уже парафировать давно обсуждаемый документ. Результат пока предсказать трудно. Киев уже достаточно давно предлагает Брюсселю идею единого реадмиссионного пространства, предполагающего синхронизацию заключения двусторонних соглашений Украина—ЕС, ЕС—Россия, Украина—Россия. Однако Брюссель в ответ на просьбу украинцев помочь в переговорах с Россией и, в частности, создать трехсторонний механизм консультаций четко дал понять: с Москвой свои проблемы решайте сами.
Соглашение же о реадмиссии между ЕС и Россией (как и об упрощении визового режима) уже согласовано и готовится к подписанию будущей весной. Россиянам удалось выторговать для себя серьезную уступку: принимать из Евросоюза нелегалов-граждан третьих стран она начнет лишь спустя три года после ратификации соглашения, на которую, согласно заявлениям самих россиян, потребуется не меньше года. Будет ли документ в самом деле подписан весной, также неясно. Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров до недавнего времени, опираясь на оброненное в 2003 году на встрече с Владимиром Путиным обещание тогдашнего главы Еврокомиссии Романо Проди отменить визы для россиян к 2008 году, твердил, что «реадмиссия важна только с точки зрения безвизового режима, а при облегченном режиме она не нужна». Кроме того, министр утверждал: «Реадмиссия невозможна, пока границы России с соседями не будут полностью оборудованы». И, как говорят, только жесткая установка лично Путина любыми путями добиться от ЕС упрощения визового режима (хотя бы для высокопоставленных россиян) сподвигла российскую дипломатию пойти навстречу Евросоюзу в вопросах реадмиссии. Но когда и чем закончатся переговоры Москвы и Брюсселя, прогнозировать сложно, поскольку на сегодняшний день РФ подписала с другими странами лишь одно соглашение о реадмиссии — и то с Литвой, с государствами же донорами нелегальной миграции таких документов у России нет. Что касается обещаний европейцев ввести для россиян безвизовый режим, то их четкой фиксации в документах не существует. Лишь в совместном пресс-релизе по результатам прошлогоднего майского саммита Россия—ЕС говорится о том, что стороны «будут продолжать изучать условия безвизового перемещения как долгосрочной перспективы».
Но в украинско-еэсовских документах нет даже такой расплывчатой формулировки. По информации «ЗН», о безвизовом режиме для украинских граждан как долгосрочной цели двустороннего сотрудничества говорилось в проекте итогового документа декабрьского саммита Украина—ЕС, однако еэсовская сторона эту фразу из совместного заявления вычеркнула, что красноречиво свидетельствует об истинных намерениях Брюсселя: подписать с Украиной максимально жесткое соглашение о реадмиссии и дающий минимум преференций украинским гражданам документ об упрощении визового режима.
Но даже если вдруг случится чудо, и еэсовская сторона безоговорочно примет все предложения украинцев по содержанию визового соглашения, даже в этом случае, уверены многие уважаемые эксперты, сохранится дисбаланс интересов не в пользу Украины. Поскольку проблемы, связанные с реадмиссией, намного перевесят чашу весов с преференциями, полученными в результате визового диалога. Вспомним хотя бы недавнюю вспышку брюшного тифа в Западной Украине, почти забытого со времен Второй мировой и принесенного в нашу страну нелегалами…
Требуя от нас принимать обратно всех нелегалов, Евросоюз помогает с дальнейшим их «обустройством» в основном советами. Украина практически самостоятельно занимается строительством пунктов временного содержания (ПВС) нелегальных мигрантов. Вот-вот должен открыться одиннадцатый такой пункт в Чопе. И все равно их по-прежнему не хватает. По свидетельству руководителя пресс-службы Государственной пограничной службы Украины Сергея Астахова, в прошлом году на обустройство ПВС его ведомством было потрачено 911 тыс.грн. бюджетных денег, еще 800 тыс. предоставили различные благотворительные организации (в основном, на питание и одежду). Очевидно, что это капля в море, если учесть, что, например, в амстердамском аэропорту содержание одного нелегала обходится около 300 евро в сутки. А ведь от нас будут требовать «европейских» условий содержания принятых нелегалов! В прошлом году через украинские ПВС прошло более 11 тыс. незаконных мигрантов. Вот и считайте сами…
Далее. От пограничников нелегалы поступают «под крыло» МВД, на которое и возложены функции определения национальности мигранта, страны, из которой он прибыл, и депортация. Уже сегодня, по нашей информации, милиция не в состоянии принимать у пограничников новых нелегалов, так как в переполненных изоляторах уже просто нет мест. Средств на принудительную депортацию тоже нет…
Отказаться от заключения соглашения о реадмиссии Украина, учитывая достигнутый уровень и атмосферу отношений с Евросоюзом, позволить себе не может. Кроме того, нам действительно необходимо упрощение визового режима. Поэтому, считают компетентные эксперты, выход один — добиваться от ЕС компенсационных обязательств, как политических, так и экономических. В частности, решительно поставить вопрос о начале диалога о введении безвизового режима для украинских граждан как долгосрочной цели. В Украине все прекрасно понимают, что такой режим не может быть введен завтра или послезавтра, но нам необходимо знать, что мы конкретно должны сделать в миграционной политике, паспортизации, управлении границами и т.п., чтобы к нашим согражданам в ЕС относились не хуже, чем, скажем, к гражданам Гондураса, Гватемалы или Никарагуа, с которыми у Евросоюза безвизовый режим. Совместное с ЕС составление подобного плана действий, а затем планомерное его выполнение может реально приблизить нашу страну к полноценному безвизовому режиму для всех украинских граждан.
Что касается экономических аспектов, то нашим переговорщикам нужно добиваться скорейшего допуска нашей страны ко всем евросоюзовским программам возвращения нелегальных мигрантов, а также в полной мере воспользоваться зафиксированным в совместном документе киевского саммита обещанием европейской стороны «выделить Украине значительные дополнительные средства на поддержку проектов в миграционной сфере в рамках программы финансово-технической помощи ЕС третьим странам в сфере миграции и предоставления убежища». А также «дожать» европейскую сторону, чтобы та все-таки решилась начать оказывать помощь Украине в обустройстве не только украинско-молдавской границы, но и украинско-российской.
Что может помешать реализации этих благих намерений?
Во-первых, обычная для Украины недальновидность, бессистемность и несогласованность работы наших властей. В тему свежий пример: в минувшую среду Кабмин на своем заседании взял и уволил с должности замминистра иностранных дел Валентина Наливайченко, возглавляющего нашу делегацию на переговорах с ЕС по соглашениям об упрощении визового режима и реадмиссии. Ну да, все давным-давно в курсе, что Наливайченко едет послом в Беларусь. Но до переговоров-то ровно неделя оставалась! Что, семь дней подождать нельзя было? В качестве кого Наливайченко теперь с еэсовцами переговоры вести будет? В качестве посла в Беларуси? Я уже не говорю о том, что коней на переправе обычно не меняют и, тем более, глав делегаций в разгар переговорного процесса. Мы, конечно за своевременное назначение послов, но если Украина позволила себе, к слову, почти полгода не иметь посла в Великобритании как раз в то время, когда эта страна председательствовала в ЕС, то, думается, Беларусь тоже могла бы чуть-чуть потерпеть, пока Украина не закончила до лета переговоры по визам и реадмиссии.
Во-вторых, нельзя недооценивать жесткость позиции Брюсселя в вопросах облегчения визового режима и его напористость в вопросах реадмиссии. Кроме того, ушлые еэсовские переговорщики точно постараются в полной мере использовать фактор предвыборной горячки в Украине.
Поскольку, в-третьих, у нашего руководства наверняка появится искушение накануне выборов получить трофей на еэсовском фронте. Пускай неполноценный и худосочный, но который уже можно предъявить избирателю. Нам ведь уже преподносили как огромное достижение и подготовленный еще при Кучме и Януковиче План действий Украина—ЕС, и еле-еле вымученный рыночный статус. Но в данном случае следует помнить, что переговоры о новом пакете соглашений о визовом режиме и реадмиссии Украина сможет начать с ЕС не раньше, чем через пять, а то и десять лет…