Очередная 107-я сессия Комитета министров, которая проходила 9 ноября в Страсбурге, в значительной степени была обременена вопросами пополнения семьи европейской демократии. Желание стать полноправным членом самой старой европейской организации недавно изъявила обновленная Югославия. Так что вопрос свободного пространства для вновь прибывающего в организацию пополнения совсем не праздный. 41 флаг (по количеству членов организации), ныне развивающийся у Дворца Европы в строгом алфавитном порядке, уже занял всю длину зеленой лужайки перед парадным входом. Самое время подумать о второй почетной шеренге, хотя это, наверняка, щекочет амбиции «новобранцев» — кому же охота быть второстепенными членами (даже если и формально).
Коштуница в Страсбурге, значит кавказцам придется подождать
Не скрывают ни президент Комитета министров в Совете Европы Ламберто Дини, ни лорд Рассел-Джонстон, президент Парламентской ассамблеи, ни генеральный секретарь Волтер Швиммер, что хотели бы как можно скорее видеть Югославию среди членов Совета Европы. Всем им не терпится побыстрее убрать с карты Европы, как с глаз, бельмо с совсем недавно еще существовавшим там полутоталитарным режимом, ставшим причиной полномасштабных боевых действий в самом сердце старого мира. Поэтому с таким удовлетворением дипломаты сообщали в перерыве заседаний Комитета министров о прозвучавшем там желании Югославии вступить для начала в Парламентскую ассамблею Совета Европы. Ведь данное означает, что усилия европейской демократии не ушли в песок. Что свидетельствует в том числе и об успешности миссии делегации секретариата Совета Европы, которая 18—20 октября провела в Белграде ряд совещаний с представителями власти Югославии. В результате директоратом стратегического планирования уже даже определен бюджет, который нужно будет потратить в 2001 году на активизацию работы с Югославией — не менее 500 тыс. евро. Курс на европейскую интеграцию подтвердил в своих выступлениях и вновь избранный президент Федеральной Республики Югославии Воислав Коштуница, который лично принимал участие в заседаниях Комитета министров, а после обеда поспешил посетить гордость Страсбурга — знаменитый Кафедральный собор.
Не остались забытыми остальные страны-кандидаты, хотя работа с югославской делегацией несколько сместила внимание министров. На сегодняшний день в Совете Европы ждут своего часа заявления от Боснии и Герцеговины (от 10.04.95 г.), Армении (07.03.96 г.), Азербайджана (13.07.96 г.), Монако (21.10.98 г.). Причем Босния и Герцеговина, Армения и Азербайджан уже удосужились получить статус «Специального гостя» в Парламентской ассамблее. И пока есть все предпосылки, что их не постигнет судьба Беларуси, которая в свое время тоже обрела аналогичный статус, но в сентябре 1992 года благополучно его потеряла. Во всяком случае накануне 107-й сессии Комитета министров Армения и Азербайджан имели все основания надеяться, что наконец министры иностранных дел европейских государств примут окончательное решение о их вхождении в Совет Европы. Или, по крайней мере, уж будет точно названа дата принятия такого решения. Но увы. Министры решили, что пока еще рановато — мониторинг, проводящийся в странах, по их мнению, свидетельствует, что демократические преобразования в этих государствах недостаточны, да и конфликт между соседями в отношении Нагорного Карабаха еще не разрешен окончательно. Единственно, чем могли утешиться два кавказских претендента, так это сообщением о том, что уже 17 января 2001 года станет известна дата их посвящения в члены Совета Европы. После чего Армении будет принадлежать четыре места в европейском парламенте, а Азербайджану — шесть.
Пять лет под присмотром европейской демократии
Украине не грозит стать членом Совета Европы из второй шеренги, ведь она заняла свое место еще в 1995 году — ее флаг соседствует со стягом Объединенного Королевства. Дата ее вступления в организацию пять лет назад и начало 107-й сессии Комитета министров совпали день в день — 9 ноября. Вдвойне приятно за державу, что по этому случаю Комитет министров поддержал инициативу чествования данного юбилея и даже внес его в повестку дня (подобного прецедента участники форума не припоминают). Фактически для этого министрам пришлось собраться на полчаса раньше привычного в холле Дворца Европы и вместе с генеральным секретарем Совета Европы Волтером Швиммером и президентом Парламентской ассамблеи Лордом Расселом-Джонстоном поздравить украинскую делегацию, возглавляемую первым заместителем министра иностранных дел Украины Александром Чалым.
А открывал чествование человек, который был у истоков украинского членства в самой почтенной европейской организации. Впрочем, Александр Купчишин и сегодня занимает пост постоянного представителя Украины в Совете Европы.
— В украинском представительстве пять дипломатов, и это нормальный уровень — рассказывает Александр Михайлович. —Есть, конечно, страны, которые имеют больше. К примеру в России, Польше, Турции — до десяти. Но есть и маленькие страны, которые представлены двумя-тремя дипломатами.
— На этой сессии Италия передает свое председательство в Комитете министров Латвии. Если быть абсолютно точным — латвийскому министру иностранных дел Индулису Берзинсу. Чего следует ожидать в этой связи Украине?
— Латвия — наш сосед, наш партнер. Как дипломат ожидаю, что в предстоящие полгода удастся интенсифицировать сотрудничество Украины с Советом Европы по различным программам на межправительственном уровне. Другими словами, мы намерены воспользоваться периодом латвийского правления в совете.
— Любопытно в связи с этим было бы узнать, когда же дойдет очередь до украинского председательствования?
— Даю вам возможность посчитать это самостоятельно из расчета того, что представители государств меняют друг друга на этом посту каждые шесть месяцев, и происходит это в строгой алфавитной очередности. Сейчас заступает Латвия, за ней — Лихтенштейн, потом — Литва, Молдова, Нидерланды и так далее, аж до Украины. Однако нужно учитывать и то, что процесс расширения организации еще не завершен и среди ее членов за это время появится пополнение, которое займет свое место согласно алфавиту.
— Не было ли прецедентов, когда одна из стран уступала свое место другой?
— Были, но раньше, когда Совет Европы не имел такого политического значения, как сейчас. То есть еще до присоединения к нему государств Центральной и Восточной Европы.
— Как дорого платит Украина за свою интеграцию. Другими словами, каков сейчас ее вклад в бюджет Совета Европы?
— Взнос Украины в абсолютном выражении приблизительно равняется 3 млн. долларов США в год или 1,5% от совокупного бюджета организации. Сумма не маленькая — она в несколько раз превышает вклад таких стран, как Венгрия и Исландия вместе взятых, что не отвечает уровню нашего экономического потенциала. Поэтому мы ведем работу, чтобы оптимизировать взнос Украины. Вообще сейчас Совет Европы настраивается на нулевой прирост бюджета и более эффективное использование имеющихся средств. На этом в частности настаивает пятерка крупнейших стран-плательщиков — это Германия, Великобритания, Италия, Франция, Россия, которые вместе покрывают приблизительно 70% всего бюджета.
* * *
Остается добавить, что даже если отечественную долю в структуре бюджета Совета Европы не удастся уменьшить, то по крайней мере прецедент, связанный с празднованием 5-й годовщины украинского членства в Совете Европы, поможет в решении других не менее злободневных вопросов. Например, сделает украинских дипломатов более настойчивыми в вопросе мониторинга. Точнее, снятия последнего с Украины, как со страны, где демократические преобразования окончательно прижились и стали необратимыми. Если, конечно, это действительно так.
>