В отличие от других стран, чьи соотечественники удерживались более десяти дней в качестве заложников боснийскими сербами, в «украинском массовом сознании» освобождение 58 сограждан не вызвало особого оживления. Одобрение же официальным Киевом этого акта слилось в мировом хоре аплодисментов Белграду и лично сербскому лидеру Слободану Милошевичу. Именно благодаря личным усилиям президента Милошевича, смывшего с себя ярлык мировой прессы — «палач Балкан», удалось освободить большую часть миротворцев ООН из рук боснийских сербов.
Обозреватели объясняют успех сербского лидера его сильным влиянием на сербов в Боснии, личным соперничеством президента Милошевича и лидера боснийских сербов Радована Караджича, которого — в случае создания Великой Сербии прочат на место Милошевича.
Шансов же после освобождения ООНовских заложников у господина Караджича очень и очень поубавилось. Сейчас он чувствует себя изолированным, а сообщения о том, что Белграду удалось освободить заложников, используя командующего армией боснийских сербов генерала Ратко Младича, вообще делают позиции Радована Караджича весьма неустойчивыми.
Но переоценка заслуг и доброй воли официального Белграда тоже неуместна.
Пошел бы Белград на это, не существуй международного эмбарго против него? Сколько бы ни говорили (в том числе и в Киеве) о нецелесообразности и даже контрпродуктивности международных санкций против остаточной Югославии, включающей Сербию и Черногорию, результат — хотя бы желание Белграда посодействовать освобождению заложников ООН — налицо.
О какой недейственности санкций может идти речь, если Белград всеми силами добивается отмены эмбарго? Пока же речь может идти не о полной отмене санкций, а скорее о приостановке их действия. Однако, главное требование к Белграду остается пока не выполненным — дипломатическое признание соседней Боснии и Герцеговины.
Кстати, последняя все еще не признана и Украиной. Ранее Киев уже было признал Боснию (на президиуме экс-парламента), однако затем внял аргументам бывшего главы украинской дипломатии Анатолия Зленко о том, что нецелесообразно признавать государство, в котором идут боевые действия и правительство которого не контролирует 100% своей территории. Аргумент более чем странный. По этой логике стоило бы отозвать признание соседней России, на территории которой тоже идут боевые действия и правительство которой не контролирует часть территории Чеченской республики (до недавна всю ее территорию).
А насколько Крым был контролируем из Киева сразу после избрания на полуострове теперь уже экс-президента Юрия Мешкова?
Рано или поздно на европейской карте таки возникнет мусульманское государство — возможно в меньших размерах, чем того хотелось бы Сараево, однако это не должно было бы остановить Киев от признания и установления хотя бы минимальных отношений с боснийскими мусульманами.
Украине же, как считают обозреватели, стоит расстаться с двумя иллюзиями в отношении рано или поздно отмененных санкций против Белграда. Во-первых, никто и никогда не компенсирует даже значительной части экономических потерь Украины, — не говоря уже о полной компенсации как минимум в 4 миллиарда долларов.
Во-вторых, даже после отмены санкций сложно надеяться на восстановление всех экономических связей.
Многие из них уже заняты, иные, может быть, уже и не выгодны в силу того, что Югославия — страна не с командной экономикой.
Однако, принимая во внимание усилившуюся из-за санкций и режима внутреннего распределен ия роль государства в остаточной Югославии, Киев, активно выступая за их отмену, мог бы рассчитывать на определенную экономическую благосклонность белградского руководства.
Однако, повторюсь, не стоит ударять на непродуктивность санкций — освобожденные украинцы из контингента ООН — один из «продуктов» эмбарго против Белграда.