Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Индия в Украине господин Раджендра Кумар РАИ родился 4 марта 1941 года в городе Патна (штат Бихар). Учился в Оксфордском университете, имеет степень магистра гуманитарных наук Калькуттского университета. С 1965 года - на дипломатической службе. Работал в центральном аппарате МИДа и в посольствах Индии за рубежом. Например, в Марокко, Лаосе, Заире, Франции. С 1985 по 1989 годы возглавлял департамент Африки, затем департамент экономических отношений МИДа. С 1989 по 1992 годы был генконсулом Индии в Нью-Йорке. До назначения в Киев работал послом Индии в Судане. С марта 1995 года - Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Индия в Украине с одновременной аккредитацией в Грузии и Армении.
Господин Раи владеет английским, французским и бенгальским языками в дополнение к своему родному хинди. Знаком с арабским языком.
Женат, имеет сына и дочь.
Хобби - бридж, прогулки, чтение.
- Как, господин посол, восприняли в вашей семье ваше назначение сюда? Есть ведь люди, для которых близость Чернобыля - настораживающий фактор. Да и киевская зима не сравнима с той, что в Индии.
- В семье нет никакого беспокойства относительно условий, о которых вы сказали. Между прочим, в Дели некоторые люди напоминали мне о Чернобыле. А я отвечал просто: несмотря на соседство с зоной ЧАЭС у киевлян идет повседневная жизнь. Если у них в этом смысле нормально, то почему этому не быть и для семьи индийского дипломата?
И потом. Само существование атомных станций совсем не в новинку в моей стране. Например, две экспериментальные станции успешно функционируют возле Бомбея. По одной АЭС - возле Дели и Мадраса.
А насчет зимы... Мне доводилось быть в Англии, во Франции. Жительствовали мы и в Нью-Йорке, куда могут долетать более холодные зимние ветры, чем здешние. Словом, и украинская зима не вызывает у меня опасений.
- В Киеве вы уже девять месяцев. Надо полагать, имеете вызревшие суждения о состоянии индийско-украинских отношений?
- Считаю, что сейчас мы находимся перед ответственным поворотным моментом. Должно последовать заметное углубление отношений.
Хотел бы напомнить, что практически сразу же после развала СССР последовали инициативы и с нашей, и с вашей стороны об установлении отношений между независимой Республикой Индия и независимой Украиной. С самого начала мы ясно и четко признали независимость, суверенитет и территориальную целостность вашего государства.
В мае 1992 года открылось посольство Индии в Украине. А до этого и после имели место важные визиты и переговоры. Формировалось то, что я бы назвал «большими ожиданиями». Мы исходили и исходим из того, что в сфере международной политики наши точки зрения во многом совпадают или близки. Но прежде всего ожидания касались, пожалуй, торгово-экономических, коммерческих дел (хотя мы помним, конечно, о значимости и культурных, и научных связей).
И сейчас экономическая работа остается нашей совместной задачей. Приехав сюда в марте 95-го года, я вскоре получил весьма злободневные подтверждения на сей счет, общаясь с представителями, например, правительства, со многими другими лицами.
В октябре 1995 года на международном совещании в Картахене (Колумбия) премьер-министры наших стран условились о принципиальных шагах. Они должны предприниматься в интересах должного масштаба и содержания сотрудничества.
- Между тем, украино-индийские отношения, в том числе экономические, имеют уже как будто немалую договорно-правовую базу. Но она, получается, еще не очень-то работает?
- Вы имеете в виду официально принятые на разных уровнях те или иные соглашения? Действительно, скажем, в результате визита в нашу страну первого Президента Украины был достигнут ряд договоренностей. Среди них Договор о дружбе, затрагивающий широкую сферу отношений, Торговое соглашение и Соглашение о культурном сотрудничестве. Тогда же был принят и меморандум о сотрудничестве наших двух стран в военной области.
Да, есть документы. Но далеко не все приведено в исполнение. Заслуживает внимания ситуация с меморандумом. Тем документом было предусмотрено, что должны быть созданы и действовать в каждой из стран группы экспертов, специально занимающиеся двусторонним военным сотрудничеством, вопросами поставок и сервисного обслуживания военного оборудования.
«Пробуксовка» неожиданно возникла тогда, когда украинская сторона выдвинула интересное предложение о подписании более «высокого документа». То есть появились намерения более лучшего, что ли, качества. Но нужных стыковок, насколько могу судить, не состоялось. Тем временем и упомянутые группы экспертов не сформированы. Наша сторона по-прежнему за их создание. Прямо сейчас. В виде полезной промежуточной меры на пути к возможному большего масштаба соглашению. Ситуации, наверное, смог помочь предполагаемый визит министра обороны Валерия Шмарова в Индию.
- Не назовете ли вы объемы и составляющие двустороннего товарооборота?
- Индийские товары были неплохо известны вашим потребителям еще в условиях централизованной торговли, когда Украина являлась частью СССР. Традиционный наш экспорт, ориентируемый на здешний постсоветский рынок, в основном, тот же. Предлагаются текстиль и обувь, чай и кофе, лекарства и косметика, всевозможные товары широкого потребления. Но вот объемы торговли нынче куда меньше.
Главная проблема - в утрате налаженных банковских отношений, отсутствии надежной системы расчетов в торговых операциях. Сопоставим. Если кто-то, скажем, в Англии хочет произвести закупку из Индии, все, что нужно импортеру, - это открыть аккредитив на имя индийского экспортера. Как только нашему бизнесмену поступают деньги, а это осуществляется едва ли не мгновенно, он отправляет товар получателю. Все!
Совсем по-другому пока в контактах с Украиной. В расчетах преобладают разновидности бартера, что сказывается на скорости и масштабах сделок. Правда, в последнее время вашим Национальным банком сформулированы представляющиеся привлекательными и осуществимыми идеи. Похоже, что позитивные сдвиги близки. А пока годовой товарооборот между нашими странами оценивается приблизительно в 120 миллионов долларов. Это никак не соответствует потенциалу.
Что касается нашего импорта из Украины, то в его статьях металл, металлический лом, военное снаряжение, авиатехнические изделия...
- Ваше мнение о темпах приватизации в Украине.
- Нужно принимать во внимание ряд аспектов. Один из самых существенных: владелец разгосударствленного предприятия захочет использовать меньше работников, но оставшиеся должны выполнять, по крайней мере, ту же работу. Это неизбежная «наценка», которая сопровождает приватизацию. В этом понимании нелегко ее внедрять.
Вы спросили о темпах. С позиции наблюдателя скажу, что ни одно правительство в мире не может себе позволить забыть о социальных обязательствах в угоду темпам реформ. В этом - миссия демократически функционирующего руководства. Человеку, пребывающему в правительственном кабинете, необходимо находить баланс между социальными обязанностями и экономическими реформами.
Приватизация способна всем принести в итоге выгоду. Но для достижения цели необходим определенной деятельности процесс. Его «протяженность» определять вам самим.
- Считается, и довольно резонно, что условия для иностранных инвестиций в Украине не из благоприятных. Тем не менее западные предприниматели, имея в виду перспективные возможности нашей страны, так или иначе инвестируют определенные деньги. А как бы вы охарактеризовали позицию представителей индийского частного бизнеса?
- Нужно помнить, что индийские бизнесмены имеют не столь серьезные капиталы. Но, безусловно, стоит говорить о каком-то числе наших предпринимателей, которые вкладывают за рубежом и, в частности, в Украине свои средства. Например, в ряд совместных предприятий.
- В нашей стране обострено внимание к тому, что широко можно назвать «ядерной темой». В этой связи хотелось бы от вас услышать об отношении Индии к атомному оружию.
- Приведу четыре пункта. Мы считаем это оружие «плохим» оружием. Таким, которое непременно должно быть уничтожено. Это оружие опасно. Нужна международная договоренность об уничтожении его до определенной даты.
Мы не думаем, что Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) является правильным ответом на вопрос о будущем ядерного оружия. ДНЯО не затрагивает, на наш взгляд, фундаментальные проблемы. То, что некоторые государства, имея ядерное оружие, хотят, чтобы другие страны не располагали им, - факт. Подобную «классификацию» не назовешь моральной.
Второе. Пока некоторые страны обладают данным оружием, будут находиться и другие желающие произвести его.
Есть уже целый ряд государств, которые «подозреваются» в обладании ядерным оружием. Но они не признаются в этом. Впрочем, есть и прецедент. Правительство ЮАР не так давно публично заявило, что в стране занимались военной ядерной программой. Однако затем было решено упразднить программу и все имевшиеся наработки.
Сейчас в мире официально существует пять ядерных держав. И пока есть такие военные обладатели, опять и опять будет проявляться стремление для возникновения схожей шестой или седьмой и т.д. страны. В этом смысле договор ДНЯО является неудовлетворительным. Индия его не будет подписывать. Третье. У моей страны есть возможность создать атомную бомбу. Но мы решили ее не производить.
Четвертое. Вместе с тем мы не собираемся напрочь закрывать возможности производства этого оружия, пока другие обладают им.
- Были сообщения, что Индия еще в 1974 году провела испытания атомного оружия...
- Потому я и сказал выше, что наша страна имеет возможности для создания этих средств. Но мы решили их не производить.
- В заключение, господин Раи, снова о ваших «сугубо» посольских делах. В каких городах и районах Украины вы побывали? Что определяет маршруты поездок?
- Вообще-то хотелось бы познакомиться поближе буквально с каждым районом молодого украинского государства. Пока довелось посетить Одессу, Ильичевск, Львов. А совсем недавно - Николаев. Хочется больше знать о многогранной жизни дружественного украинского народа. И чтобы у вас тоже больше знали о моей стране.
Что определяет маршруты? Ну, хотя бы вот: в Одессе действует генеральное консульство Республики Индия. А во Львове мы были по приглашению компании «Львівтеплоенергопроект». У тамошних специалистов есть опыт проектирования теплоэлектростанций в Индии.
Верю, что в 1996 году взаимополезное общение и разнообразные индийско-украинские контакты и связи будут набирать силу, динамику. Большой импульс отношениям между нашими государствами и народами мог бы придать визит в Индию Президента Украины Леонида Кучмы, который имеет приглашение индийской стороны.