Государственный визит Виктора Януковича в Польшу проходил в атмосфере протокольных уверений в почтении и самых благих намерениях. Изюминкой визита значился подарок президента Коморовского - два жеребца для «межигорской» конюшни. Однако на заседании украино-польского экономического форума дипломатическую идиллию нарушило резкое выступление одного из его организаторов - председателя Польско-украинской господарчей палаты и экс-министра экономики Польши Яцека Пехоты. Палата является неправительственной организацией, с которой взаимодействуют инвесторы обеих стран. Г-н Пехота посчитал необходимым сказать в лицо двум президентам о реальных проблемах, с которыми сталкиваются польские бизнесмены. Он заметил, что количество польских инвесторов на форуме значительно сократилось. Почему? Об этом ZN.UA и попросило рассказать Яцека Пехоту.
- Прежде всего скажу откровенно: Украина имеет сегодня не лучшую репутацию среди польских предпринимателей. На это повлияло игнорирование задекларированных и неоднократно возникающих проблем. Я сам был свидетелем обещаний решить наболевшие вопросы, которые давали предшественники нынешней команды в ходе многочисленных заседаний межправительственных комиссий, хозяйственных саммитов, встреч президентов и премьеров. К сожалению, все оставалось в декларациях, иногда - записанным на бумаге. Но даже протоколы заседаний не гарантировали ответственности причастных лиц или принятия системных решений. При этом - важное замечание! Речь идет не о каких-то исключительных проблемах польских инвесторов в Украине или особом отношении к ним, а об общих условиях ведения экономической деятельности, об инвестиционном климате, о стабильности и выполнении законодательства.
Перечень проблем, которые я напомнил на форуме, прекрасно всем известен: это постоянные проблемы с возвратом НДС, проблемы рейдерства, всеобъемлющая коррупция, достигающая даже системы правосудия, бюрократические процедуры. Перечень можно было бы продолжить. Нет лучшего посла той или иной страны в мире, чем удовлетворенный результатами своей экономической деятельности предприниматель. И наоборот: стремления государства заручиться экономической поддержкой, привлечь инвесторов может перечеркнуть один местный судья, который выносит несправедливый приговор, или коррумпированный чиновник, ожидающий взятки за оформление обязательных и принадлежащих предпринимателю документов.
Я говорил на форуме, что пакет реформ действующей команды, пакет реформ президента Януковича во всех нас вселяет надежды. Налоговая реформа, судебная реформа, решение таких сложных проблем для инвесторов, как право собственности на землю, и многих-многих других вопросов, - во всем этом есть движение в правильном направлении. Но есть пакеты реформ, есть теории, декларации, - и есть практика. А на практике все еще бывают случаи, когда решение одного судьи может лишить инвестора инвестированного капитала, а Высший совет юстиции отказывается вмешаться. Один из таких примеров привели представители польской стороны в ходе заседания рабочих групп Форума. Речь идет о ситуации с европейским инвестором - фирмой «Дельта-Капитал SA». Эта фирма владела 95,07% акций ЗАО «Житомирські ласощі», а после вмешательства судебных органов она была лишена собственности на корпоративные права. Судья А.Федорчук из Окружного административного суда г. Киева единолично, не предоставив держателю акций права принимать участие в рассмотрении дела, по прошествии 11 лет (эмиссия состоялась в 1999-м), лишил инвестора права собственности, а другой судья, А.Тимошенко из житомирского Хозяйственного суда, своим постановлением запретил наблюдательному совету вышеупомянутого предприятия исполнять обязанности.
- Насколько успешно прошел форум? Что нового можно отметить в ходе его проведения в этом году?
- Если внедряемый в Украине пакет реформ последовательно будет приближать Украину к европейским стандартам, то перед нами огромный потенциал развития. Уже сегодня, в таких сложных условиях, в Украине работают около 1200 фирм с участием польского капитала и польских предпринимателей. Они инвестировали свыше одного миллиарда долларов. Преимущественно это малые и средние предприятия, а следовательно, такие, которые эластично реагируют на смену конъюнктуры и быстро подстраиваются к рыночным потребностям. Они стабилизируют рынок труда и наращивают базис для дальнейшей экспансии. Украинские инвестиции в Польше - это инвестиции крупных предприятий. Их успех в значительной степени зависит от мировой конъюнктуры. Здесь, к счастью, наихудшие времена, пожалуй, остались уже в прошлом...
В присутствии президентов двух стран мы подписали трехстороннее соглашение - между Польским агентством информации и иностранных инвестиций, Государственным агентством по инвестициям и управлению национальными проектами Украины и нашей Палатой. Планируем, что оба агентства будут не только успешно обмениваться опытом, но и нарабатывать совместные инвестиционные предложения, продвигать наши страны на третьи рынки. Это может дать особенно плодотворные результаты накануне Евро-2012.
В ходе форума мы подготовили перечень затронутых проблем. Одни - требуют индивидуального вмешательства, другие - системных решений. Передадим их президентам, в сотрудничестве с властями обеих стран будем решать конкретные проблемы, а с Советом предпринимателей при Кабинете министров Украины, с которым в ходе форума было подписано соглашение о сотрудничестве, будем работать над предложениями по системным решениям.
- Существовали ли в истории современной Польши проблемы коррупции и неблагоприятного инвестиционного климата, аналогичные нынешней ситуации в Украине? Если да, то как они преодолевались, если нет, то как их удалось избежать?
- Конечно, в Польше тоже так было. Наша экономическая трансформация стартовала в 1989 году. У нас были свои аферы, массовая коррупция, перманентная борьба с бюрократией, конфликты с иностранными инвесторами, банкротство многих фирм - и государственных, и уже приватизированных. Случалось рейдерство, государство кредитовалось у предпринимателей, не возвращая им вовремя НДС. Однако принципиальная разница заключается в том, что у нас такое положение вещей продолжалось относительно недолго. На протяжении первых двух лет нам удалось принять и внедрить пакет законов, так называемый пакет Бальцеровича, которые глубоко реформировали государство и экономическую систему.
Потом последовало продолжение, заключавшееся в углублении процесса децентрализации и дерегуляции, была решительность во внедрении европейских стандартов. Мы пережили тогда исключительный период конструктивной оппозиции в сейме. Оппозиции, целью которой было не тотальное сопротивление общественно болезненным реформам, а практическое участие в их усовершенствовании и строительстве защитных программ для самых бедных. Лидером тогдашней оппозиции выступал наш будущий президент Александр Квасьневский. Благодаря такой последовательности и сотрудничеству большинства крупных политических сил период неразберихи был относительно коротким. Уже во второй половине девяностых годов начался интенсивный наплыв иностранного капитала, который ускорялся с приближением срока нашего вступления в Европейский Союз. Нам удалось практически избежать олигархизации экономики и политической сцены, мы построили мощный сектор малых и средних предприятий, решительно ограничили чрезмерную фискальную политику государства в отношении субъектов предпринимательской деятельности, в значительной степени смогли дерегулировать и дебюрократизировать среду для бизнеса.
Нынешнее руководство Украины выбрало определенное направление, имеет готовый пакет реформ, начало их внедрение. Хватит ли последовательности? Хватит ли сил в борьбе с частными интересами мощных экономических групп?