Как одержать победу в 2023-м: создание «петли Бойда» для Украины

ZN.UA Эксклюзив Опрос читателей
Поделиться
 Как одержать победу в 2023-м: создание «петли Бойда» для Украины © Генеральный штаб ВСУ

Полковник Джон Бойд создал всемирно известную доктрину — «петля Бойда», которая является одной из базовых теорий управления армии США. Бойд доказал, что в большой войне причина поражения или победы — это не набор материальных либо моральных факторов самих по себе, не общее количество людей, оружия, ресурсов, не психологическое состояние или социальные условия. В первую очередь это качество управления, позволяющее использовать свои преимущества и уменьшать значимость преимуществ противника, то есть действовать быстрее и компетентнее врага.

«Петля Бойда» определяет, что цикл управления в войне делится на четыре составляющих:

— наблюдение (организация сбора данных, послеоперационный анализ после предыдущих действий);

— ориентация (анализ данных и создание ситуационной осведомленности о состоянии и возможностях нашей стороны и стороны врага);

— решение (планирование и разработка вариантов действий, выбор решения, предполагающего качественное преимущество и оптимальное расходование ресурсов);

— действие (реализация решения).

«Петля Бойда» — это беспрерывный цикл планирования стратегических и тактических шагов. У военно-политического руководства каждой страны существуют свой цикл принятия решений и порядок действий.

Посмотрим на ситуацию в нашей системе управления без политических и моральных оценок, только как на процесс усовершенствования управления в рамках действующей конструкции власти, которую нам всем надо улучшать. Исходим из того, что власть нам нужна стабильная, она должна меняться только на выборах, а руководить должны только те, кого уже назначил президент и кому он доверяет.

  • Организация. В условиях войны сотни разных органов управления в ручном режиме замкнуты на несколько кабинетов в офисе Верховного главнокомандующего. Поэтому вместо действий на опережение власть вынуждена реагировать с опозданием, уже после того, как инициативу перехватывает противник. Например, можно видеть, к каким последствиям привело опоздание со стратегическим развертыванием и подрывом мостов, как на 11-м месяце войны не решены элементарные вопросы закупки дронов и другого оборудования, как нет базовой подготовки у мобилизованных, которых отправляют на фронт, с какими проблемами закупаются снаряды и т.п.
  • Ответственность. У нас произошла централизация власти, но децентрализация ответственности за результат. Очень часто процесс выяснения обстановки сводится к определению виновных, без использования и качественного наблюдения, и ориентации. Из-за этого ошибки повторяются снова и снова, а ответственными нередко назначают добросовестных людей, сообщающих правдивую обстановку.
  • Планирование. Диктовать инициативу — значит, опережать в замысле. Из-за отсутствия самостоятельных институтов нет времени и возможностей для создания стратегии, доктрины боевых действий, оборонного планирования на краткосрочную и долгосрочную перспективу.
  • Люди. Беречь людей не означает их прятать, беречь — это значит качественно готовить и руководить. У нас большие проблемы с максимально эффективным привлечением и мобилизацией людей в соответствии с их профессиональными и моральными качествами, проблемы использования уникальных компетенций и знаний.

Поэтому мои предложения к Верховному главнокомандующему направлены исключительно на повышение эффективности нашей власти и его личной власти в государстве, только это позволит нам создать в 2023 году институты, способные ускорить «петлю Бойда».

  • Ставка Верховного главнокомандующего (СВГ). Должна выполнять функцию координации и контроля между самостоятельными блоками власти, отвечающими за создание преимущества и эффективность государства во всех элементах цикла. Для этого президент должен сократить количество объектов управления и делегировать самостоятельные полномочия определенному кругу руководителей, которым он максимально доверяет. Для эффективности цикла Бойда нужно создать организацию с распределенными функциями, гиперконцентрация полномочий на Банковой не позволит быстро реагировать и действовать.
  • Война.

— Прекратить конкуренцию в военном руководстве, которая сейчас мешает армии. Надо гарантировать сохранение должностей всем ключевым руководителям, но четко разграничить их ответственность и полномочия.

— Прекратить нездоровую тенденцию — «войну выговоров и служебных расследований», которая приобрела абсурдные масштабы и парализует необходимую координацию и деловое сотрудничество.

— Прекратить наказывать командиров за правдивые сообщения о тяжелом положении, вместо этого вместе искать системные решения.

— Внедрить немедленно стандарты послеоперационного анализа боевых действий — After action review.

— Упорядочить организацию работы в Минобороны, потому что не может быть управляемой структура, в которой 8 заместителей министра вместо штатных пяти, плюс внештатные кураторы-советники, плюс безответственные в.и.о. на ключевых департаментах вместо штатных руководителей, поэтому вместо лидерства в формировании оборонной политики министерство занимается фрагментированным вмешательством.

  • Экономика.

— Создать военный кабинет в правительстве, который должен концентрировать управление ресурсами и получить полномочия по решению всех вопросов, необходимых для фронта: дроны, снаряды, транспорт, логистика — все это должно быть в комплексе, и надо определить одно ответственное лицо. Таким ответственным и полномочным руководителем вполне мог бы стать вице-премьер Александр Кубраков.

— Указ президента Зеленского №59 «Об основных показателях государственного оборонного заказа на 2020 год и 2021, 2022 годы», предусматривающий, по сути, реформу оборонно-промышленного сектора, фактически не выполнен по всем направлениям. Нужно учесть опыт этого провала после многих громких обещаний и написать реалистичную программу реформ, которая должна выполняться.

— Должна внедряться последовательная и логичная оборонная политика: определение приоритетом закупки и производства средств поражения. Стопроцентное авансирование закупок средств поражения, долгосрочные контракты, создание совместных предприятий в странах НАТО для производства боеприпасов и дронов.

— Должны быть созданы сервисные центры и политика обслуживания тех сотен типов техники, которые хаотически завозятся и ставятся на вооружение. Сотрудники этой сети должны быть мобилизованы без отрыва от их рабочих мест.

  • Безопасность.

СБУ должна координировать работу всех ведомств в плане борьбы с российским влиянием, для этого она должна получить полномочия по координации действий МВД, ГБР, БЭБ, ОГПУ, НАБУ, финансовой разведки. Странно, почему действующий в.и.о. главы СБУ Василий Малюк, показавший волю к борьбе с пророссийской агентурой в СБУ, которую завел на высшие должности Иван Баканов, до сих пор не может получить статус полноценного главы СБУ. И это после успешной операции СБУ на Крымском мосту. Это не повредит полномочиям Татарова, это только войны касается, а не контрабанды, там пусть каждый остается за себя.

  • Дипломатия.

В почти 30 странах нет назначенных послов, в том числе в некоторых стратегически важных странах НАТО и Китае. Как такое может быть во время войны, когда там работают россияне на высшем уровне? Желательно, чтобы в страны, поставляющие нам оружие, назначались или профессиональные дипломаты, или военные. Прошу министра иностранных дел Дмитрия Кулебу всех подруг черновицких контрабандистов и банкиров, которых ему поручили трудоустроить, назначать послами в те курортные страны, где вопросы вооружения не решаются.

  • Разведка.

После скандального увольнения в начале войны российского агента Руслана Демченко с должности руководителя комитета по вопросам разведки при президенте сейчас эту должность вообще никто не занимает. Но ведь нам необходима координация всех разведывательных структур — ВСУ, ГУР МО, МВД, СБУ, ГПСУ, СВР и огромного объема входной информации от наших союзников. Это большой объем работы, и руководитель указанного комитета должен быть назначен. Напомню, что до назначения Демченко разведку координировал секретарь СНБО Алексей Данилов. Было бы логично, чтобы СНБО снова получила надлежащие полномочия и начала выполнять эту масштабную кропотливую и неполитическую работу. Нет, это не попытка перехватить информационные потоки у Ермака, пусть только он ходит на доклады, но дайте кому-нибудь создать координацию и аналитическую работу в разведке.

  • Оборонное планирование.

Надо понимать, какую армию мы строим, какие системы подготовки, управления, вооружения понадобятся завтра и будут необходимы через три года. Чтобы успевать на войне, надо опережать. «Петля Бойда» нужна, чтобы готовить качественные решения, а решения строятся именно на планировании. А как раз планирования и нет, поэтому у нас самоорганизация и хаос и в логистике, и в закупках, и в любом распределении ресурсов. Нам необходимо краткосрочное и долгосрочное оборонное планирования.

  • Люди.

— Ключевой критерий оценки качества войск — боеспособность, создание мотивированных боевых коллективов и организация людей должен включать их в цикл Бойда как полноценных участников на их уровнях.

— Для этого нужно создать стандарты боевой подготовки, являющиеся обязательными при направлении на фронт, принять стандарты базовой подготовки, обязательные для всех.

— Организовать масштабную подготовку командиров — сержантов и офицеров исключительно из числа военнослужащих, продемонстрировавших в боях лидерские качества, прекратить практику назначения на должности командиров людей без опыта и без лидерства, только благодаря записям в военном билете.

— Для повышения качества подготовки создать учебные подразделения в каждой боевой бригаде, задача которых — отвечать за качество подготовки солдат и сержантов воинской части, готовить людей при участии боевых лидеров без отрыва от ведения боевых действий, на второй-третьей линиях.

— Автомеханики, электрики, связисты, строители, медики, логисты, юристы, финансисты — дефицитные и важные профессии, которые надо использовать по назначению для усиления боеспособности. Мастера СТО, например, вообще должны мобилизоваться и проходить службу в тылу, без отрыва от производства, закрепляться на своих должностях, чтобы продолжать системно работать в интересах войск на оборудованных рабочих местах.

— Создать военную юстицию, суды, полицию и следствие для того, чтобы снять с командиров подразделений бремя личного решения вопросов правонарушителей и вести самостоятельные действия на фронте.

— Создать институт уполномоченного по правам военнослужащих, чтобы получать качественную обратную связь и помогать защищать права военнослужащих.

— Для оценки лидерских качеств и продвижения высших командиров анализировать результаты боевых действий, потери противника и наших войск, боеспособность и мотивацию подчиненных войск, опросы подразделений морально-психологического обеспечения среди военнослужащих.

«Петля Бойда» существует в каждой системе. В системе, которая стремится к победе, эта петля совершенствуется и давит врага, в системе, для которой победа не является главной мотивацией, петля душит своих. Надеюсь, что власть понимает, какую цену мы платим ежечасно за победу и за будущее, и начнет совершенствовать себя согласно стандартам НАТО и практикам лучшего военного менеджмента.

Больше материалов Юрия Бутусова читайте по ссылке.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме