То, что в развитых странах считают форс-мажорными обстоятельствами, в Украине воспринимается как традиция. В октябре США почти три недели жили без федерального бюджета, что парализовало работу государственных учреждений. Маленькой Тернопольщине американские проблемы кажутся детским лепетом. Область в течение десяти последних месяцев жила без областного бюджета 2013 года. Этот факт, без преувеличения, подрывает основы местного самоуправления. Инициированное самой большой фракцией в облраде - ВО "Свобода" - широкое общественное обсуждение проекта главной сметы области на этот год и отказ этих партийцев приходить в сессионный зал для утверждения документа стали ответом на непризнание полномочий новоизбранных депутатов облсовета, 16 из которых - свободовцы и три - представители "Единого центра". Но на днях произошло долгожданное событие: облрада возобновила работу.
В феврале 2013 г. ЦИК утвердил новый состав Тернопольской областной избирательной комиссии. Но попытки вдохнуть вторую жизнь в облраду напоминали ряд фальстартов. Облизбирком не смог собраться более десяти раз. Его члены от провластных фракций - ПР, Народной партии и КПУ игнорировали заседание, а следовательно, не было кворума. А депутаты-свободовцы в ответ почти в полном составе не появлялись на сессии областной рады, требуя от руководства облгосадминистрации прекратить коварную практику - давать команды однопартийцам не приходить на заседания облизбиркома. Депутаты от ВО "Свобода" не соглашались выполнять условия, предложенные еще в начале года главой облгосадминистрации Валентином Хоптяном: проголосуйте за областной бюджет-2013, и мы сразу поспособствуем доукомплектации облрады. Они настаивали, чтобы сначала в сессионный зал были введены 19 новоизбранных депутатов, после чего был утвержден областной бюджет и незамедлительно проведены выборы главы облрады из когорты их представителей (после избрания Алексея Кайды народным депутатом эта должность осталась вакантной). Депутат от ВО "Свобода" Степан Кондыра позже смело и открыто оценил позицию коллег-однопартийцев как "недостаточно продуманную", что привело к "ручному управлению бюджетом со стороны облгосадминистрации", и вышел из фракции.
В конце концов, ЦИК захотела самостоятельно утвердить решение о замещении депутатов Тернопольской облрады, ставших депутатами других рад. В апреле она обратилась в Государственный архив Тернопольской области с просьбой предоставить копии избирательных документов. Но архивное учреждение отказало ЦИК в удовлетворении ее законных прав, сославшись на то, что изготовление копий является платной услугой и требует определенного времени (более 15 дней). Центризбирком пожаловался в Генеральную прокуратуру - и нарушение было устранено.
На руководство облгосадминистрации, обвиненное ВО "Свобода" в блокировании работы представительного органа Тернопольщины, оказывали давление народные депутаты от этой политической силы. В марте с.г. с трибуны Европарламента их поддержал депутат от Польши Павел Коваль. И параллельно "единая сила украинцев" при поддержке общественных организаций собрала 13 тыс. подписей жителей Тернопольщины под обращением к высшим инстанциям - президенту Украины, Генеральной прокуратуре и др. - с требованием "восстановления конституционного порядка на территории области". Эти воззвания услышала и ЦИК, подготовив постановление о признании полномочий новых депутатов.
Другую позицию продемонстрировало ВО "Батьківщина". "Красные сердечки", жаждая реванша за поражение на внеочередных выборах в облраду в марте 2009 г., требовали распустить недееспособный "региональный парламент" в новом составе. Еще в начале июня народный депутат, председатель областной организации ВО "Батьківщина" Василий Деревляный подал в Верховную Раду проект постановления "О назначении внеочередных выборов депутатов Тернопольской областной рады". Его мотивацию сложно назвать надуманной - в последний раз облрада заседала еще 24 ноября 2012 г. Аргументы для роспуска были подкреплены законом "О местном самоуправлении в Украине", где указано, что "сессия рады созывается по мере необходимости, но не менее одного раза в квартал, а по вопросам отвода земельных участков и предоставления документов разрешительного характера в сфере хозяйственной деятельности - не реже одного раза в месяц". А если сессии совета не проводятся в сроки, установленные этим законом, или рада не решает вопросы, отнесенные к ее ведению, то ее полномочия могут быть досрочно прекращены (ст. 78 этого же закона). Но Верховная Рада не успела рассмотреть вопрос о роспуске (уже втором!) Тернопольской облрады.
Благо, на прошлой неделе областная избирательная комиссия наконец-то собралась. Ее члены, за исключением двух представителей Компартии, проголосовали за введение в облраду 19 новых депутатов. Представительный орган Тернопольщины доукомплектовали, и 31 октября долгожданная сессия облрады все же состоялась. Глава облгосадминистрации Валентин Хоптян, пытаясь сохранить хорошую мину в политической игре, где меньше всего говорилось об интересах областной общины, даже предположил, что возобновленное сессионное заседание "войдет в историю как объединяющая сессия, как выход из кризиса…".
Но порядок рассмотрения ключевых вопросов остался таким, как предлагал именно губернатор: сначала утверждение областного бюджета, потом - выборы председателя облрады. Депутаты всех фракций почти единогласно утвердили областной бюджет на… 2013 г. и дополнения к нему. Ранее избранники от Свободы" убеждали общественность, что непринятие бюджета по вине исполнительной ветви власти дает облгосадминистрации возможность распределять дотации и субвенции на социально-экономическое развитие отдельных территорий в ручном режиме, а, следовательно, дает простор для злоупотреблений. Потому удивляет, что на возобновленной сессии свободовцы никак не выразили обеспокоенности по поводу распределения госбюджетной субвенции в размере 5 млн грн между районами и городом Тернополем, а добавили свои голоса для утверждения соответствующего распоряжения главы облгосадминистрации.
По всему видно, что депутатов от ВО "Свобода" прежде всего интересовал вопрос выборов председателя облрады. Они пытались доказать, что самая большая фракция в облраде все же не утратила значимости. И повторно, после неутешительного результата голосования в ноябре прошлого года, предложили кандидатуру нынешнего заместителя мэра Тернополя Василия Хоминца. В свою очередь глава облгосадминистрации Валентин Хоптян четко дал понять, что продвижение этого вопроса в работе облрады зависело от воли руководства исполнительной власти. Губернатор показал, кто настоящий хозяин в области и кто имеет решающее влияние на позицию депутатского корпуса. Вспомнив о заслугах этого человека на должности главы Лановецкой райгосадминистрации (в период президентства Виктора Ющенко), Валентин Хоптян не скрывал, что провел конструктивные встречи с фракцией "Единого центра", депутаты которой в прошлом году не проголосовали за избрание Василия Хоминца главой облрады, а также представителями других политических сил. Результат голосования поразил общественность - кандидатуру В.Хоминца теперь поддержали не только союзники "Свободы" от "Нашей Украины" и УНП, но и оппоненты из провластных фракций - "Единого центра", Народной партии и Партии регионов. "За" высказались 87 депутатов из 91, зарегистрировавшегося для участия в голосовании.
Предельная неуступчивость политических сил в представительном органе Тернопольщины стала поучительным уроком радам других областей - как не надо работать. Ведь длительное промедление с решением, помимо бюджета, других важных вопросов, а именно согласования разрешений на пользование недрами и предоставления горных отводов - это ощутимый удар по малому и среднему бизнесу, желающим легально работать и платить десятки и сотни тысяч гривен в местные бюджеты. А отсрочка рассмотрения отраслевых программ, особенно в медицине, как это произошло в области, непременно скажется на качестве предоставления услуг населению, на его здоровье. За политические торги общины края заплатили слишком высокую цену...