Волны вокруг одесской мэрии

27 октября, 2017, 15:04 Распечатать Выпуск №40, 28 октября-3 ноября

НАБУ ведет три дела: по использованию бюджетных средств на ремонт дорог, передаче имущества аэропорта в частные руки и закупке заводских зданий по завышенной цене.

Обыски у мэра Одессы Геннадия Труханова в минувший понедельник наделали много шума в СМИ. 

Сразу воодушевились оппоненты. В самой Одессе резонанса прибавил бывший градоначальник Эдуард Гурвиц. Накануне визита детективов НАБУ в интервью одному из местных телеканалов он заявил, что конец нынешней власти близок, и что ее уже ничего не спасет. "Ее судьба уже решена. И не только в умах одесситов, но и в коридорах киевской власти", — заявил Гурвиц, при этом дав понять, что выборы новой власти в Одессе неизбежны. 

Меж тем это не первые обыски в кабинетах городской власти. Правда, лично к мэру домой детективы наведались впервые. Хотя сам Труханов, который в начале октября побывал на допросе в Национальном антикоррупционном бюро в Киеве, заявил, что обыски проводились в доме его бывшей жены. Но это уже детали. Судя по информации НАБУ, они связаны с досудебным расследованием, которое ведут детективы в рамках двух уголовных производств, открытых по фактам возможных злоупотреблений чиновниками Одесской мэрии и руководителями подконтрольных им частных компаний при использовании бюджетных средств на ремонт дорог и при передаче коммунального имущества аэропорта в частные руки. 

Отметим, что НАБУ ведет три уголовных производства. Третье касается покупки мэрией админзданий бывшего завода "Краян" по завышенной цене. Все они были открыты еще в прошлом году по следам резонансных расследований, опубликованных журналистами и общественными активистами в СМИ. Но, к сожалению, результатов после вскрытых схем — фактически ноль. Хотя коррупция зашкаливает. 

Дороги и офшоры 

Первое уголовное производство было внесено в Единый реестр досудебных расследований еще 28 апреля 2016 г. Оно как раз и касается использования бюджетных средств на ремонт одесских дорог. Напомним, тогда в начале апреля журналисты "Следствие.Инфо" обнародовали информацию об офшорных компаниях Геннадия Труханова, которыми он владеет наряду с другими лицами. Среди них — нынешние депутаты Одесской горрады, которые входят в его самую многочисленную фракцию "Доверяй делам". Как раз благодаря ей и принимались скандальные решения. Напомним, в материалах "Следствие.Инфо" фигурировала бизнес-группа "Рост", которая после прихода Труханова к власти чаще других стала получать заказов на ремонт одесских дорог. Компании, близкие к этой группе, и фигурируют сегодня в уголовных делах, которые ведет НАБУ.

Как видно из решений Соломенского районного суда г. Киева, принятых летом прошлого года (а только 5 июля было вынесено около десятка определений), следователи НАБУ установили, что мэр Одессы и его подчиненные, а также депутаты горрады, начиная с 2014 г., растрачивали бюджетные деньги в особо крупных размерах, используя при этом подконтрольные им предприятия. 

Речь идет об ООО "Ростдорстрой", ООО "СК "Автострой", ООО "СПК "ПИК-Строй", ЧП "Київшляхбуд", ООО "ДРСУ-КОМ" и др. Как установили детективы, эти предприятия с помощью фиктивных тендеров с завышенной стоимостью услуг получили из бюджета к тому моменту около 800 млн грн. Более всего денег досталось компании "Ростдорстрой". С ней управление мэрии заключило договоров на 437 млн грн. 

Согласно данным госреестра юридических лиц, собственником данной компании является вергинский офшор "Сайдлейк Интернешнл Лимитед". Среди его четырех конечных бенефициаров — скандально известный бизнесмен Александр Жуков, чье имя фигурировало в т.н. "панамских документах", и нынешний однопартиец Г.Труханова, депутат горрады четырех созывов, долгое время возглавлявший Инвестиционную группу "Рост" Юрий Шумахер. Перечисленные лица являются и собственниками ЧП "Київшляхбуд" через офшорную компанию "Соер и Брантон ЛТД", зарегистрированную там же, на Виргинских островах. Учредители остальных компаний, фигурирующих в расследовании НАБУ, являются либо депутатами горрады, либо приближенными к мэру лицами. 

Следствие установило, что во время торгов совместно с ООО "Ростдорстрой" в конкурсе участвует ООО "Тирас" и ООО "Автомагистраль-Пiвдень". При этом они ни одного раза не победили в тендере, что указывает на признаки формальности и фиктивности их участия. 

Отметим, что ООО "Ростдорстрой" фигурирует и в уголовном производстве, открытом главным управлением Нацполиции в Одесской области в ноябре 2016 г. Эта компания выступала генподрядчиком при ремонте дороги Одесса—Рени. Как видно из решения Приморского райсуда г. Одессы от 19 июля 2017 г., полиция расследует факт растраты государственных средств Службой автодорог в Одесской области и подрядными организациями ввиду завышенных цен на стройматериалы. 

Добавим, что по материалам расследования общественных активистов, касавшегося стоимости тротуарной плитки, которой покрываются улицы города, (а она, судя по цифрам, стала для бюджета города золотой), тендеры выигрывают все те же, приближенные к мэру компании. 

Мягкий взлет и крепкая посадка

Второе уголовное производство, открытое летом 2016 г., связано с передачей инвестору имущества одесского аэропорта вне конкурса и по заниженной стоимости. Дело это самое непростое. Ибо решения по аэропорту принимались не только и не столько в мэрии, сколько в высших коридорах власти. К тому же, он был передан инвесторам еще в 2011 г., во времена правления мэра Алексея Костусева. Хотя, надо отметить, что в то время именно Геннадий Труханов возглавлял депутатское большинство в Одесской горраде, оно и проголосовало за передачу аэропорта недобросовестным инвесторам, имена которых тогда официально никто вслух не произносил. Фактически, заполучив в свое единоличное управление прибыльное предприятие, бизнесмены Кауфман и Грановский не торопились выполнять взятые на себя обязательства — провести реконструкцию взлетной полосы и построить новый пассажирский терминал.

Напомним, на базе действующего аэропорта было создано совместное предприятие ООО "Международный аэропорт Одесса" ("МАО"). Одесская горрада внесла в его уставной фонд все имущество аэропорта. А инвестор — ООО "Одесса аэропорт девелопмент" — кредитные средства в сумме 355 млн грн, часть которых, как затем установят следователи НАБУ, сразу же были использованы в качестве залога для других предприятий инвестора. Тем не менее, город получил в "МАО" долю в размере 25% и лишился всякой возможности влиять на принятие решений. А инвестор, доля которого составила 75%, стал хозяином воздушных ворот Одессы и получил права распоряжаться прибылью, не платя никаких дивидендов городу. 

После смены власти в стране, а затем и области, инвестора заставили выполнять свои обязательства. Он был вынужден перечислить городу дивиденды по итогам работы за 2013—2014 гг. После раздела оставшихся в распоряжении "МАО" 42,7 млн грн прибыли городская казна получила 10,6 млн, т.е. 25% от своей заниженной доли. И, наконец, завершить строительство нового пассажирского терминала, который был сдан в эксплуатацию в этом году. 

Однако, как отмечают следователи НАБУ, терминал был построен за счет прибыли от деятельности аэропорта за период 2011—2016 гг. и кредитных средств, взятых в 2013-м в АО "Укрэксимбанке" в сумме 30 млн долл под залог имущества аэропорта, часть которого сегодня возвращено в коммунальную собственность. Возврат стал возможен после судебного иска, поданного в ноябре 2014 г. Одесской горрадой, которая просила признать права собственности на имущество аэропорта, переданное инвестору, за городской громадой, и в связи с этим внести изменения в устав "МАО". Высший хозяйственный суд Украины 14.04. 2015 г. и Хозяйственный суд Одесской области 13.07.2015 г. вынесли решения в пользу Одесской горрады. Однако инвестор подал апелляцию. И мэр Одессы Г.Труханов, не дождавшись вердикта суда, подписал с ООО "Одесса аэропорт девелопмент" мировое соглашение, по которому инвестор должен был вернуть часть имущества в КП "Международный аэропорт Одесса". Но, как установили детективы НАБУ, это лишь 10 объектов. При этом с инвестора (в связи с прекращением действия договора о корпоративных принципах управления) снимались все взятые им ранее обязательства перед Одесской горрадой. 

В октябре 2016-го горрада приняла решение вообще выйти из состава ООО "Международный аэропорт Одесса" и потребовала заплатить городу дивиденды за 2015-й и 2016-й гг. Но это решение так и не было выполнено. 

По данным НАБУ, территориальная громада понесла материальных убытков более чем на 118 млн грн. Однако, несмотря на всю эту уголовную историю, в сентябре с.г. в рамках рабочего визита в Одессу премьер-министр Владимир Гройсман вместе с губернатором области Максимом Степановым и мэром Геннадием Трухановым торжественно заложили символическую капсулу на месте строительства долгожданной новой взлетно-посадочной полосы. 

Словом, деньги, которые обещал на ее строительство инвестор, дает в итоге правительство. Из резервного фонда госбюджета распоряжением Кабмина до конца года должно быть выделено 500 млн грн. А в следующем году — 1 млрд 170 млн. По этому случаю Труханов поздравил одесситов с историческим для города событием. 

Афера века

Третье уголовное производство, которое открыло НАБУ, связано с покупкой мэрией бывших зданий завода "Краян" для создания на их базе европейского офиса для служб и управлений мэрии, разбросанных по всему центру города. Досудебное расследование было начато в ноябре 2016 г. А обыски по этому делу детективы проводили в мэрии этой весной. Городские власти сделку о покупке зданий считают законной, а идею, задуманную в рамках проекта "Европейская мэрия" — революционной. Однако весь вопрос в цене, которую заплатил город за здания. Она в разы выше рыночной стоимости. За них казна заплатила 185 млн грн, в то время как цена им чуть менее 4 млн. Во всяком случае, такая цифра выплывает из приведенных НАБУ фактов. 

Чтобы провернуть эту сделку, мэрия вынесла вопрос на внеочередную сессию, о которой стало известно менее чем за сутки. А сам проект решения о покупке зданий в повестке дня для утренней сессии появился поздно вечером. Но, несмотря на возражения и критику со стороны некоторых депутатов, трухановское большинство дало добро на эту "сделку века". 

Вначале эти админздания были проданы в составе имущественного комплекса ПАТ "Холдинговая компания "Краян", которая находилась в стадии банкротства. Его купила иностранная компания UAB NASTER за 11,3 млн грн. Это было в январе 2016 г. Как установили следователи НАБУ, в дальнейшем из состава имущественного комплекса (а это 44 тыс. кв м) были выделены два административных здания (пл. 14,3 тыс. кв м). И после они пошли по рукам. Летом того же года по договору купли-продажи они перешли в собственность компании VALTON GROUP LP, которая внесла их в уставной капитал компании "Девелопмент Елит", после чего вышла из состава ее учредителей. 

Далее ООО "Девелопмент Елит" обратилось в горраду с предложением купить у него эти два административных здания за 185 млн грн. И мэрия согласилась. Депутатам подсунули заключение оценщика имущества — ЧП "Брокбизнесконсалт" и отчет городского департамента экономического развития, и получили согласие. Хотя, повторимся, 1/3 целостного имущественного комплекса бывшего завода "Краян", т.е. его админздания никак не могли быть оценены даже в половину этой суммы. Все движимое и недвижимое имущество завода в 2015 г. (перед его продажей на аукционе) было оценено в 66,7 млн грн. Но он так и не состоялся, из-за отсутствия заявок. Лишь после снижения цены до 42,7 млн грн на повторных торгах в ноябре 2015 г. имущественный комплекс был продан. 

После подписания договора с ООО "Девелопмент Елит" в декабре 2016 г., горрада перечислила ей обещанные 185 млн грн. Но как только деньги поступили на ее счет, компания тут же пыталась 30 млн перечислить ООО "Моторс Плюс" по договору поставки, заключенной на общую сумму 183,7 млн грн. Учредителем и руководителем этой компании являлось лицо, которое зарегистрировано и проживает на временно оккупированной территории. Детективы НАБУ установили, что договор поставки был фиктивный. С его помощью планировалось легализовать деньги, полученные преступным путем. Также ими было установлено, что компания "Моторс Плюс" проворачивала большой объем и других хозяйственных операций фиктивно. Были установлены и фирмы, которые были задействованы в этой длинной финансовой цепочке. В итоге по факту фиктивного предпринимательства ООО "Моторс Плюс" и в связи с подозрением в легализации доходов было открыто еще одно уголовное производство. 

Меж тем, бывшие заводские строения уже отремонтированы. И в день города, 2 сентября там торжественно был открыт при поддержке ЮНИСЕФ современный Центр интегрированных услуг, в котором сосредоточены все департаменты по предоставлению социальных и админуслуг с применением европейских технологий. В четверг на этой неделе в рамках рабочего визита в Одессу министр соцполитики Андрей Рева побывал в этом центре. "Такой опыт нужно распространить на всю страну", — заявил министр. 

В общем, одни — заламывают руки, а другие — следом гладят по головке. Сложно предсказать, чем завершатся эти уголовные дела для мэрии и самого Труханова. НАБУ ищет доказательства вины градоначальника уже больше года. Меж тем мэрия продолжает роботу в том же духе, плодя все новые и новые решения, требующие повышенного внимания правоохранителей. И это несмотря на растущий вал негатива, пик которого наблюдался после трагедии в детском лагере "Виктория", когда во время пожара погибли дети. Но, видимо, этот вал не стал пока что настолько токсичным для Киева, чтобы реагировать на ситуацию в Одессе. К тому же окружение Труханова, которое, как говорят в Одессе, монополизировало в городе не только бизнес, но и саму коррупцию, работает в системе координат, заданной властью в стране. 

В рамках всеукраинской акции "Большая политическая реформа" представители ВО "Свобода" передали в Одесскую областную госадминистрацию копию письма комитета Верховной Рады по вопросам государственного строительства, региональной политики и местного самоуправления. Оно адресовано губернатору Максиму Степанову, к которому обращается председатель комитета с просьбой изучить сложившуюся в Одесской горраде ситуацию и направить комитету свои предложения. На их основе комитет и даст заключение по проекту, который находится у него на рассмотрении. Это проект постановления №6709 "О назначении внеочередных выборов Одесского городского головы и Одесской горрады", который был внесен в Верховную Раду 13 июля 2017 г. пятью народными депутатами — А.Ильенко, Ю.Левченко, М.Головко и др. 

Каков будет ответ губернатора, предположить несложно. Комментируя обыски у мэра Одессы, Максим Степанов заявил, что каждый чиновник должен понимать, что ответственность начинается с него самого. "Я приветствую действия Национального антикоррупционного бюро, если они проводятся в правовом поле, в рамках открытых уголовных производств. Я не раз говорил, что для борьбы с коррупцией не должно быть никаких исключений, несмотря на фамилии и должности", — подчеркнул глава области. 

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Последний Первый Популярные Всего комментариев: 1
Выпуск №48, 15 декабря-20 декабря Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно