Гибель на этой неделе уже девятого украинского миротворца в Ираке - подполковника Олега Тихонова осталась почти незамеченной, более того - выглядит будничной трагедией на фоне острейшего предвыборного противостояния в стране. Как всегда, несколько скупых строк в сообщении пресс-службы Минобороны: командир 73-го отдельного механизированного батальона из состава уже третьей по счету 7-й ОМБР погиб в ДТП во время планового объезда блок-постов и наблюдательных пунктов бригады. Вследствие нарушения правил вождения (интересно, кем именно? - Авт.) автомобиль «Шевроле» с украинскими офицерами перевернулся на участке пути между вторым и третьим блок-постом. Травмы получили командир 63-го ОМБ подполковник Владимир Кравченко и старший офицер управления 6-й ОМБР майор Георгий Рогожин. По факту возбуждено уголовное дело. Начато расследование. По-военному сухо и по-иракски буднично. Тем не менее, впервые в Ираке погиб не просто украинский военнослужащий, а командир батальона, от решений которого зависят жизни нескольких сотен солдат его подразделения. Причем погиб он, не успев толком и приступить к выполнению боевой задачи. Прибыв с новой ротацией в Аль-Кут всего несколько дней тому назад, комбат 73-го ОМБ Тихонов просто поехал со своим предшественником - командиром 63-го ОМБ Кравченко проверять совместные блок-посты, даже не выезжая за месторасположение базового лагеря. Что в результате? Очередное ДТП и очередная нелепая смерть - в этот раз уже высокопоставленного украинского офицера.
Не ставя под сомнение компетентность военных прокуроров бригады, которым предстоит расследовать дело, просто приведу несколько своих наблюдений. Внедорожники «Шевроле» белого цвета, которые были выделены американцами специально для командного состава украинской бригады, снабжены автоматической коробкой передач и достаточно легки в управлении. Американцы не только постоянно проводят их техосмотр, но и постоянно снимают показания со спидометра, учитывая пройденный километраж. Дорожное полотно в базовом лагере «Дельта» на аэродроме Аль-Кут - высочайшего качества. Как оно было на самом деле, установит, конечно, следствие. Но очень хотелось бы, чтобы результаты хоть одного из расследований по факту гибели наших военнослужащих в небоевых ситуациях в Ираке, было наконец-то предано огласке. За время пребывания украинского контингента в Ираке - а это год с небольшим - «небоевые» потери составили уже пятеро погибших военнослужащих: два самоубийства, два ДТП со смертельным исходом и один «самострел» (неосторожное обращение с оружием). Откровенно говоря, многовато для подразделения, сформированного на конкурсной основе из контрактников. Все они, по идее, должны быть: а) психологически стойкими (по крайней мере настолько, чтобы не стреляться, если пришлось туго); б) профессионально подготовленными (настолько, чтобы безопасно управлять и отечественным БРДМом, и американским джипом «Шевроле»); в) элементарно уметь обращаться с оружием. В общем, все, как записано в уставах. И потому, что контрактники. Потому, что никто не заставлял. Потому, что в Ирак, а не на прогулку. А еще потому, что за деньги, которых вовек не заработать военной службой в Украине.
Вторая плановая ротация контингента в Ираке, в ходе которой 6-ю ОМБР должна сменить 7-я ОМБР, началась как раз в тот самый момент, когда в военном ведомстве произошла своя ротация. Кадровая, внеплановая и с очевидным политическим подтекстом. Можно сколько угодно вспоминать два официальных выговора, полученных министром обороны Евгением Марчуком. Однако украинская практика доказывает: отставки министров обороны, к сожалению, продиктованы отнюдь не заботой о том, чтобы в украинской армии ракеты не сбивали гражданские лайнеры, боевые истребители не падали на людей, оружейные склады не взрывались, а солдаты и офицеры в Ираке не гибли ни от огня боевиков, ни по нелепой случайности, ни по собственной глупости.
Как бы там ни было, в эфире «5 канала» уже экс-министр заявил, что ротация иракского контингента впервые проходит по рискованной схеме, а Президент, в свою очередь, ну уж очень спешил отправить Марчука в отставку, вообще не утруждая себя соблюдением бюрократических приличий. Как удалось выяснить «ЗН», личный состав 7-й ОМБР перебрасывается в Ирак по воздуху военно-транспортной авиацией прямо на аэродром в базовом лагере бригады в Аль-Куте. Операция действительно рискованная, учитывая тот факт, что в плане оснащения средствами навигации конечный пункт назначения больше напоминает просто качественную взлетно-посадочную полосу в пустыне, нежели полноценный аэропорт. До этого аэродром в Куте использовался только для посадки одиночных бортов, но уж никак не для десятка грузовых Ил-76, под завязку заполненных людьми. К тому же в нашей зоне ответственности, согласно оперативным данным разведки, были зафиксированы перемещения ПЗРК (переносных ракетно-зенитных комплексов), что уже само по себе вызывает беспокойство.
В общем, поскорее бы закончить эту ротацию. Вряд ли от вернувшегося в кресло главы военного ведомства Александра Кузьмука следует ожидать каких-либо инициатив, кардинально меняющих формат нашего военного присутствия в Ираке. 7-ю бригаду уже реструктуризировали: было три батальона, стало два. Общая численность военнослужащих сократилась на 250 человек. Решение Совета нацбезопасности и обороны о начале поэтапного сокращения контингента, а затем и завершения миссии было вполне закономерным. Впервые об этом Украина четко дала понять США еще при министре Марчуке. Его визави министр обороны Доналд Рамсфелд, говорят, услышав на переговорах в Крыму о сокращении контингента, мягко говоря, особой радости не выразил. Но тогда успокаивающе подействовали заверения в том, что основные свои задачи в зоне ответственности украинская бригада будет по-прежнему выполнять, и убегать никто никуда не собирается. Александр Иванович Кузьмук конечно же не устоит перед соблазном в очередной раз структурно и кадрово реформировать Минобороны Марчука. Тем более что в последнее время на фронтах аппаратной войны между двумя генералами армии было особенно жарко. Однако было бы наивно полагать, что новые кабинетные игры каким-то образом отразятся на судьбе 7-й бригады.