Сила резонанса

Поделиться
Сила резонанса
Для 16 членов экипажа балкера Sky Star история еще далека от хеппи-энда. Они вернулись домой, но - с пустыми карманами. Финальная цифра задолженности по зарплате составляет 426 873,5 долл. США. Скорее всего, морякам придется приложить немало усилий, чтобы получить от своего нанимателя заработанные деньги.

Украинский экипаж балкера Sky Star после полугодового пребывания в камерунском "плену" вернулся на родину. Слово "плен" мы берем в кавычки лишь потому, что под арестом официально пребывал только корабль. Но фактически 16 матросов с февраля по сентябрь были лишены возможности покинуть судно и периодически оставались без связи.

Вкратце напомним: история заточения моряков началась с того, что по прибытию в порт Дуала (Камерун) с грузом риса балкер Sky Star по иску грузополучателя был арестован судом в качестве залога до разрешения спора. Фитосанитарный контроль установил, что доставленный рис испортился, и участники сделки начали выяснять между собой, кто же должен возмещать неустойку.

Невольными заложниками этой ситуации стали члены экипажа. Мариупольская компания CFD Shipping Limited (входит в орбиту "Торгового флота Донбасса"), оператор судна, не только оставила матросов без какой-либо поддержки, но даже прекратила платить им зарплату. Хотя, по контракту, в случае ареста судна или иной внештатной ситуации, возникшей не по вине экипажа, обязана была вернуть команду домой.

Украинский МИД пытался воздействовать на оператора, но до некоторого времени - не слишком успешно. Воздействовать на судовладельца было бесполезно, поскольку корабль зарегистрирован на офшорную компанию с Британских Виргинских островов Kayia Trade & Invest Limited.

Благотворительный фонд "Ассоль" из Одессы объявил сбор средств на репатриацию экипажа, но нужной суммы собрать не успел.

Доведенные до отчаяния моряки даже предъявили своему нанимателю "черную метку": они заявили о готовности самовольно покинуть корабль и сдаться властям Камеруна.

Так продолжалось до тех пор, пока злоключения моряков Sky Star не стали известны журналистам. После нескольких публикаций в ZN.UA и других масс-медиа ситуация, в конечном итоге, разрешилась более или менее благополучно, и гораздо быстрее, чем это происходило без освещения в СМИ. Выяснилось, что печатное слово и общественное мнение все-таки имеют некоторый вес в нашей стране.

Процитируем SMS-сообщение, присланное одним из членов освобожденного экипажа: "Искренне благодарны вам за неравнодушие и помощь. Мы считаем, что ваша статья была решающей. Спасибо!".

…Около полудня 23 сентября источники ZN.UA сообщили, что, по имеющимся сведениям, мытарства моряков закончены, и все они должны на следующий день прибыть в Украину. Корабль остается под арестом, но команду сменит местный экипаж. Через несколько часов информация подтвердилась - капитан Sky Star Николай Аржаев разослал дипломатическим учреждениям и представителям компании-оператора свой последний официальный рапорт. "Настоящим ставлю вас в известность, что я официально сдал дела и обязанности, передал командование судном и.о. капитана мистеру Кофи Джорджу Нии Дарку. Весь экипаж 23 сентября 2013 г. в 16.20 благополучно покинул борт судна", - написал он.

На следующий день рейсом Дуала-Париж-Киев все члены экипажа балкера Sky Star прибыли в Украину. Как нам удалось выяснить, под давлением Министерства иностранных дел, а именно - департамента консульской поддержки, компания-оператор судна, уже известная нам CFD Shipping Limited, ранее объяснявшая свое бездействие финансовыми трудностями, все-таки оплатила репатриацию команды.

Впрочем, для 16 членов экипажа балкера Sky Star история еще далека от хеппи-энда. Они вернулись домой, но - с пустыми карманами. Финальная цифра задолженности по зарплате составляет 426 873,5 долл. США. Скорее всего, морякам придется приложить немало усилий, чтобы получить от своего нанимателя заработанные деньги.

Во всяком случае, первое общение с компанией, отправившей когда-то экипаж "камерунских пленников" к далеким берегам, оптимизма вернувшимся на родину матросам не добавляет. "Нам сразу заявили: денег нет! Сейчас мы, конечно, разъехались по домам, чтобы наконец-то повидаться с родственниками и немного отдохнуть. Но в первых числах октября я и, скажем так, инициативная группа членов нашего экипажа собираемся посетить офис нашего нанимателя для серьезного разговора на эту тему", - рассказал ZN.UA капитан Sky Star Николай Аржаев уже после возвращения в Украину.

По горячим следам моряки придумали пока два способа борьбы за свой заработок. Первый - за процент от спорной суммы нанять камерунских адвокатов и добиться повторного ареста своей "плавучей тюрьмы" до полного погашения долга. Правда, они сами признают, что вариант не лишен недостатков: неотъемлемой частью опостылевшего им за полгода пейзажа были несколько насквозь проржавевших кораблей, брошенных судовладельцами именно после проигранных судебных разбирательств. Можно себе представить, с какими чувствами смотрели на это моряки, пока решалась их собственная судьба…

Второй - с помощью украинской прокуратуры восстанавливать свои нарушенные права. Все-таки, все члены экипажа - граждане Украины, и вправе рассчитывать на защиту компетентных органов своего государства.

Но это в теории. А на практике, как известно, зачастую возникает масса обстоятельств, препятствующих установлению истины. Например, большой вопрос, смогут ли правоохранители выяснить, кому именно следует в данном случае предъявлять претензии. Основываясь на скудных крохах доступной информации, мы сделали предположение, что совладельцами компании-оператора и самого судна могут являться группа "Азовмаш" и SCM. Однако корпорация Ахметова официально опровергла свою причастность к упомянутым компаниям. SCM заявила, что еще в 2008 г. вышла из состава участников "Торгового флота Донбасса" и связанных структур, поскольку этот актив не вписывался в стратегию развития группы System Capital Management. При этом заметим, информация о покупателях в ходе сделки не раскрывалась.

Среди других возможных совладельцев, как нам удалось выяснить, вообще не осталось ни одного украинского участника - сплошь кипрские офшоры. В базе данных Equasis судовладелец с BVI значится как зарегистрированный в интересах CFD Shipping Limited. То есть в конечном итоге следы все равно ведут в Мариуполь.

Но по документам весь мариупольский торговый флот давно "уплыл" на Кипр. Как и еще много всего мариупольского, донецкого, киевского, луганского... Ну, и так далее.

А рассчитывать на то, что в настоящих владельцах корабля и компании-нанимателя вдруг проснется благородство, и они открыто возьмут на себя ответственность за произошедшее, не приходится. У нас вообще многие денежные мешки очень любят оставаться анонимами. Видимо, как раз на тот случай, если придется отвечать за свои проступки.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме