О том, как будет жить Донбасс (как ни крути - а малая родина правящей команды) в наступившем году, говорить можно было только оценочно и приблизительно до тех пор, пока не были утверждены, наконец, региональные бюджеты. Из финансовых документов ясно следует, что обещанного рывка к светлому завтра придется ждать еще как минимум год. На словах руководители Донецкой области пообещали год «напряженной экономии» с обязательным «затягиванием» поясов. Новый Бюджетный кодекс проблемы с наполнением местных бюджетов не решил, зато создал опасную диспропорцию в уровне финансового обеспечения и, как следствие, уровня жизни и качества инфраструктуры в крупных городах и «провинции».
Аплодировавшие старшим товарищам во время парламентского продавливания новых правил игры депутаты Донецкого областного совета во время своей бюджетной сессии обратили внимание, что составленный по обновленным методикам «кошторис» не «учитывает проблем малых шахтерских городов». Поэтому именно оттуда, из глубинки, время от времени доносятся тревожные сигналы: в Дзержинске и нескольких городках помельче ползут слухи о скором закрытии местных больниц, в прославившемся своими копанками Шахтерске возникают проблемы с организацией работы общественного транспорта, вплоть до междугороднего сообщения.
В Донецке продолжаются бурные дискуссии с киевскими ведомствами по поводу финансирования нескольких крупных проектов. В обмен на увеличение прямых изъятий из местной казны до 207,5 млн. грн. муниципалитет областного центра добился того, что мэру в качестве ответной любезности пообещали выделить субвенции «на развитие» в сумме 150 млн. грн. Градоначальник Александр Лукьянченко старательно скрывает от столицы свое неудовольствие и неуверенность в данных обещаниях. Глубинный смысл этого перекладывания виртуальных пока сумм из одного кармана в другой и обратно совершенно неясен. Известно только, что Донецк получит большие деньги на завершение аэропорта и на укрепление к Евро-2012 городской системы лечебных учреждений. Зато проблему многострадального донецкого метро правительство пытается переложить на плечи местных властей. Таким образом, судьба стройки, съевшей за двадцать лет сотни миллионов без видимого результата, еще на год останется неясной.
«Сейчас областным советом принят бюджет напряженный и бюджет экономии. Если сравнить цифры, то они по отраслям образования, здравоохранения, культуре и физкультуре чуть-чуть превышают прошлогодние. А учитывая рост заработной платы и энергоресурсов, можно говорить, что расходы «поджались»… Зарплаты выросли. Растут, и серьезно, затраты на энергоресурсы. Поэтому что тут говорить? Нам нужно будет работать, в том числе, к сожалению, а может быть, к счастью, по оптимизации бюджетной сети», - прокомментировал финансовый план региона на 2011 год председатель Донецкого облсовета Андрей Шишацкий.
Тот факт, что бюджетные расходы на социальную сферу, здравоохранение и прочие положенные маленьким украинцам от государства услуги, по сути, уменьшатся, губернатор области Анатолий Близнюк признал практически открыто. И даже намекнул на возможность «оптимизации» (читай - закрытия) детских дошкольных учреждений. По его словам, некоторое увеличение выделяемых сумм съест инфляция, поэтому бюджетное финансирование фактически уменьшится.
Доходы областного бюджета на 2011 год определены в общем объеме на 6,36 млрд. грн., однако и эти прогнозы могут оказаться слишком оптимистичными. Конечно, в утвержденном отчете по исполнению прошлогоднего «кошториса» графа, в которой отмечается выполнение плана в процентах, радует глаз показателями чуть-чуть за сотню, но нехитрый бюрократический финт, позволяющийся добиться такой благости, всем известен - вносимыми в течение года изменениями план подгоняется под факт. Теперь только бесстрастный Интернет и официальные архивы помнят, что в начале 2010 года бюджет Донецкой области планировался на уровне 5,6 млрд. грн., а на самом деле вышло 4,8 млрд. грн. Потолком дополнительных поступлений в рамках нового Бюджетного кодекса (местные советы будут получать плату за некоторые виды лицензий, а также вырастет доля отчислений с некоторых налогов и сборов) считается цифра в полмиллиарда. Все остальное «увеличение» - это формализованные обещания официального Киева на дотации и субвенции из общего котла.
Запуска новых крупных производств, могущих серьезно увеличить показатели средней зарплаты и, соответственно, сборов подоходного налога, не предвидится. В «крестовый поход» донецких налоговиков против получателей доходов в конвертах особо не верится - во всяком случае, для глобального изменения ситуации года явно маловато. Напуганные перипетиями с Налоговым кодексом предприниматели закрываются. Не то чтобы массово, но количество решивших больше не играть в лотерею с этой страной, в Донецкой области уже исчисляется сотнями. Поэтому расчеты на то, что сборы налога на доходы физических лиц вырастут в полтора раза (с 1,3 до 1,9 млрд. грн.) основываются либо на слепой вере в чудо, либо на тайной надежде неизвестно на что.
Не менее наивно рассчитывать, что государство отдаст все согласованное и утвержденное в бюджетных документах разного уровня. Прецедентов, во всяком случае, не было. Со скрипом отдавалось только то, что закреплено в «защищенных статьях» - зарплаты, пособия, пенсии, жилищные субсидии. Дотации выравнивания и финансирование совместных мероприятий в рамках разного рода соглашений с Кабмином всегда оставались в зоне риска. Например, мэр Донецка неоднократно жаловался, что компенсация за бесплатную перевозку городским общественным транспортом льготников редко превышает треть от необходимого. Остальные градоначальники по этому поводу чаще всего молчат, поскольку давно отдали городские маршруты в руки частников и утратили право на получение госдотаций на эти благие цели. Поэтому без малого 700 млн. грн., записанные к получению как «дотация выравнивания», служат разве что иллюстрацией на тему «кто кого кормит», но отнюдь не гарантируют поступления этих денег в регион.
К тому же на походе уже объявленное повышение коммунальных тарифов и предполагаемое подорожание электроэнергии. Если все это разом «бабахнет» в наступившем 2011-м, бюджет области и, соответственно, бюджеты городов пойдут вразнос. Начнутся стремительные перемещения финансовой массы и классическое затыкание дыр: рост тарифов означает увеличение доходов водоканалов и теплосетей, но одновременно с этим - рост затрат на выплату жилищных субсидий; увеличение стоимости энергоресурсов приведет к тому, что придется заново пересчитывать расходы на содержание всех зданий и помещений, имеющихся в собственности местных советов. Короче, где-то к середине второго квартала управление муниципальными финансами вернется к старому доброму ручному режиму вместо разрекламированной «реформы межбюджетных отношений».
Остается прибавить к этому еще одну бюджетную «болезнь», поразившую Донбасс с приходом кризиса и излечиться от которой пока не удается - наполнение Пенсионного фонда. Хотя ПФ наполняется и распределяется из одной миски, находящейся далеко от края терриконов и его суровых обитателей, региональная статистика все же ведется, и показывает неутешительное: последние годы Донецкая область не обеспечивает собственных пенсионеров деньгами. Разрыв между отчислениями с зарплат занятого населения и необходимой для выплат пенсий суммой неуклонно растет и приближается к миллиарду гривен.
В отсутствие внятных источников для наполнения бюджетов у жителей Донецкой области есть альтернатива - ожидание чуда в виде скачка цен на мировом рынке металлопродукции. Только в этом случае можно ждать каких-то вложений в инфраструктуру, когда, расщедрившись, руководители метгигантов раскошелятся на то, чтобы облагородить место проживания тех, кто «делает» им сверхприбыли. Возможно, на это где-то в глубине души надеются и обитатели властных кабинетов - они тоже люди, и вера в чудеса им не чужда. Хотя одна общая наивная местная надежда, что после победы «наших» Донбасс будет жить припеваючи, уже лопнула с треском. То, что Донецк финансово дискриминировал «бесчеловечный оранжевый режим», было обидно, но где-то понятно. Сейчас происходит странный для здешнего люда процесс - после года непрерывных триумфов оказаться у разбитого корыта.