Первый Неподконтрольный

25 октября, 2013, 19:40 Распечатать Выпуск №39, 25 октября-1 ноября

Мэр Калуша разрешил себе продемонстрировать протест против подобной бюджетной практики и таким образом лишний раз напомнил правительству: делегируя городу полномочия государства, их надо полностью подкреплять финансами.

"В Украине появился неуправляемый город", "Калуш без мэра, главные врачи и директора школ уже вторую неделю в неоплачиваемых отпусках",.. — такие месседжи на днях посылали читателям и зрителям интернет-издания и всеукраинские телеканалы. Масштаб чрезвычайной ситуации в городе областного значения — Калуше (Прикарпатье) — был явно преувеличен. В действительности в неоплачиваемые отпуска пошли не "более тысячи" работников горсовета и бюджетных учреждений города, а всего лишь 212. Но, несомненно, внимание к выполнению местных бюджетов на примере большого города областного значения СМИ привлекли.

В Калуше все же возникла ситуация экстраординарная: в городском совете, медицине и культуре Калуша не хватило бюджетных средств на заработную плату и оплату энергоносителей с октября по декабрь (в образовании их еще хватит на октябрь и частично ноябрь). Это означает, что нет правовых оснований даже начислять зарплату работникам горсовета, медикам, работникам культуры, учителям за этот период.

В чем же заключается новейший феномен Калуша? Этот город химиков с его экологическими бедами давно находится в центре внимания украинской общественности. К позиционированию Калуша как экологически неблагополучного добавилось то, что мэр города Игорь Насалик — достаточно самостоятельный человек на политической и хозяйственной арене Украины, с большим бизнесовым тылом и рекордной популярностью среди жителей. На выборах 2010 г. его поддержал 91% избирателей, принявших участие в голосовании (52 %), и господин Насалик второй раз стал мэром Калуша. Вот он и решил сломать традиции использования средств местного бюджета, продемонстрировав при этом твердый характер и упрямую позицию. Г-н Насалик с командой не захотели направлять десятки миллионов гривен собственных доходов города, предназначенных для финансирования ЖКХ, благоустройства, экологии, на исполнение делегированных государственных полномочий (образование, медицина, культура, физическая культура и спорт), как делают другие города Прикарпатья, да и Украины в целом, уже десятки лет. Мэр Калуша разрешил себе продемонстрировать протест против подобной бюджетной практики и таким образом лишний раз напомнил правительству: делегируя городу полномочия государства, их надо полностью подкреплять финансами. Реакция не заставила себя ждать: Игорь Насалик пока что получил словесную поддержку коллег-руководителей городов и вместе с тем негодование и злость со стороны исполнительной власти области.

Сигнал бюджетной тревоги в Калуше прозвучал еще в прошлом году, когда Минфин не додал городу дотации выравнивания на сумму 11,5 млн грн для оплаты энергоносителей. А для городского бюджета на 2013 г. сумма дотации уже уменьшилась на 56 млн грн. Руководство города еще в январе нынешнего года обратилось в Кабмин по этому поводу. Но правительство вопрос не решило. По словам мэра города Игоря Насалика, "в январе нам пообещали, что дотация поступит в марте, потом — в июне, затем — в октябре.
25 сентября премьер-министр Николай Азаров дал поручение вице-премьеру Александру Вилкулу, министру финансов Юрию Колобову, главе областной администрации Михаилу Вышиванюку решить этот вопрос, но дотация до сих пор не поступила..." Позиция руководителя города четкая: из собственных доходов города и так дофинансируются расходы на выполнение делегированных государственных полномочий по защищенным статьям, в частности питанию и приобретениию медикаментов в больницах. Это почему же, дескать, мы должны тратить большинство или все заработанные городом средства на то, что не финансирует государство?

Исполнительная власть Ивано-Франковщины привыкла видеть повсеместную податливость руководителей органов местного самоуправления. И поэтому руководство области не потерпело "вспышки собственной позиции мэра", подвергнув протестные действия Насалика острой критике.

"Это — политическая пиар-акция. Город Калуш оказался в такой ситуации прежде всего из-за неправильной позиции мэра города, — однозначно сказал на недавней пресс-конференции глава Ивано-Франковской облгосадминистрации Михаил Вышиванюк. — При утверждении городского бюджета Калуша на заработную плату было направлено только 64,9% общего объема бюджета, в то время как в других городах Прикарпатья — 75,2%. При условии приведения этого показателя к среднему по городам можно было бы дополнительно направить расходы на зарплату в сумме 21,3 млн грн, а это — полуторамесячный фонд заработной платы, что дало бы возможность обеспечить ее выплату работникам за октябрь-ноябрь нынешнего года. Вместе с тем на выполнение местных программ в Калуше запланировано на этот год 30,1 млн грн, в то время как по всем городам области — только 5,1 млн грн".

Облгосадминистрация беспощадно раскритиковала стимулирующие выплаты бюджетникам Калуша на сумму свыше 8 млн грн, что на 18,4 % больше, чем за соответствующий период прошлого года. Ну разве не наглость, считает руководство исполнительной ветви власти, что самый большой объем премий и надбавок был выплачен работникам городского совета — 4,3 млн грн, или почти 20 тыс. на каждого. Представлена и более подробная статистика. Если в городском совете стимулирующие выплаты возросли на 70%, то работникам образования их выплатили только на 11,7% больше, а работникам здравоохранения — уменьшили вполовину. Отсюда вывод: при условии начисления стимулирующих выплат для работников городского совета на уровне прошлого года средств на зарплату им хватило бы до конца года...

И мэр города Игорь Насалик не был бы самим собой, если бы не отрицал эти обвинения: "Мы начислили работникам всех бюджетных отраслей города то, что предусмотрено законом, — говорит градоначальник. — Если бы мы этого не делали, то любой мог бы обратиться в суд и отсудить их. Начиная с 2006 г., у нас служащим органов местного самоуправления не повышали зарплаты. Премии и надбавки к должностным окладам, добавляемые мэром города, доводят их зарплаты в среднем до 1700–1800 грн в месяц. Но опять-таки стимулирующие выплаты мы делаем из собственных доходов города, перевыполнив план доходов второй корзины общего фонда городского бюджета по итогам 9 месяцев этого года на 2,4 млн грн..."

Но городская власть Калуша наткнулась на мину — бюджетное законодательство, не дающее органам местного самоуправления широкой свободы расходования средств. Бюджетный кодекс Украины (ст.51) обязывает осуществлять обязательные платежи — на зарплату и энергоносители. Кроме этого, при недовыполнении всей доходной части общего фонда за первое полугодие этот закон не велит осуществлять капитальные расходы (ст.78). А в Калуше они уже проведены на сумму почти 3 млн грн. Следовательно, глава облгосадминистрации Михаил Вышиванюк имел повод обратиться в прокуратуру области, чтобы та проверила законность всех упомянутых расходов, и воспользовался им.

В то же время при недофинансировании защищенных статей крайне усложняется выполнение и собственных полномочий города. По 4–5 месяцев подряд орган госказнайчества не осуществляет проплаты, от которых зависит безопасность проживания калушан, в частности на ремонт аварийных крыш, балконов, подъездов в домах, канализационных люков. Не особо беспокоит этот банк органов местного самоуправления и здоровье жителей Калуша, ведь городской бюджет не может
рассчитаться за важное медоборудование — ангиограф, способствующий предотвращению инвалидности больных (не проплачена его стоимость в 3,5 млн грн). 

И как бы то ни было, но власти Калуша остается одно — надеяться, что в ближайшие дни область получит дополнительную дотацию, в которой будет учтена и потребность этого города на выплаты по заработной плате работникам бюджетных учреждений. 

Протесты городских чиновников и руководителей бюджетных учреждений Калуша показали, как расходование средств местного бюджета может стать механизмом регулирования популярности городских, поселковых и даже сельских голов и их команд. Ведь уровень финансирования всего, что придает городу (поселку, селу) приличный вид и стимулирует его к развитию, — ремонту дорог, подъездов, мер по благоустройству, приобретению современной техники и оборудования и т.п. — непременно влияет на выбор жителей: голосовать за действующего мэра или отдать предпочтение его конкуренту. И руководитель второго (после Ивано-Франковска) по количеству жителей города областного значения — Калуша — продемонстрировал, что сделать покорным и полностью подконтрольным местное самоуправление исполнительной власти вряд ли удастся. 

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Последний Первый Популярные Всего комментариев: 4
Выпуск №35, 22 сентября-28 сентября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно