Два первых лица Крымской автономии — Борис Дейч и Сергей Куницын — выдвинули новую концепцию: оба органа власти должны совместно реализовать программу «разумной дополняемости друг друга». К этому в Крыму еще не привыкли: потому как, если без скандала, то вроде и не по-крымски.
«Новая глава» — «шанс, предоставленный историей»…
Два закавыченных выражения в подзаголовке принадлежат главе крымского парламента Борису Дейчу: в своей программной речи предстоящую работу парламента он назвал новой главой в истории Крыма и выразил надежду, что депутаты «не предоставят избирателям повода для очередного разочарования» и не упустят шанс, предоставленный историей, которого «за последнее десятилетие еще не было». Между тем, по характеру сформированного сессией президиума парламента и новому составу правительства Крыма видно, что политические силы в Крыму, участвующие в выработке нового курса, сделали все возможное для реализации потенциальных возможностей, но ощущали при этом жестокий кадровый голод. Избрание глав депутатских комиссий, являющихся по совместительству членами президиума, ознаменовалось попаданием в него четырех коммунистов, что вначале казалось невероятным. Для того чтобы назначить двух первых вице-премьеров правительства — ими стали Анатолий Корнейчук и Владимир Раенко, — а также пятерых вице-премьеров и министров пришлось оголить представительство Президента и основательно залезть в запасники депутатского корпуса. Появилась даже шутка — о совмещении постов вице-спикеров и вице-премьеров. Единственное, что радовало всех — слаженная работа и голосование большинства. Практически все решения были приняты количеством голосов не ниже 70—80, что для крымского парламента, давно не имевшего стабильного большинства и привыкшего к принятию решений 52, а то и 51 голосом, казалось невероятным. Секретариат сессии уже зарегистрировал пока что единственную образовавшуюся депутатскую фракцию «Стабильность» в составе 61 из 95 зарегистрированных депутатов. Понятно, что вошли в нее, выразив в названии свою главную цель, депутаты большинства. Оно сложилось из депутатов «команды Куницына», депутатов — крымских татар и депутатов, как сообщает Крымское агентство новостей, «которых связывают с именами Анатолия Франчука и Льва Миримского». Таким образом, получается, что большинство создано наиболее влиятельными и стабильными политическими объединениями. Группа коммунистов фактически осталась наедине со своими амбициями и пока не смогла даже зарегистрировать свою фракцию, которая, по слухам, будет названа «Процветание в единстве». Интересно, что еще раз подтвердилось общее правило: в оппозиции коммунисты гораздо толерантнее и конструктивнее, чем при власти. На этот раз, не претендуя на истину в последней инстанции, как было при власти, они стали полезными и принесли вместо политиканства конкретную работу. Как сказал Борис Дейч, он пока не видит с их стороны противодействия или неконструктивизма.
Вместе с тем, лихорадочный поиск кадров для большинства назначений в первые две недели мая показал, что автономия — а возможно, и вся Украина в целом, — испытывают жестокий голод кадров, и если система их подготовки не будет налажена в ближайшее время, то к 2005 году нас ждет не только инфраструктурный, но и кадровый кризис. На большинство должностей найти не то что идеальные, а просто оптимальные кандидатуры было практически невозможно. Некоторым министрам и членам правительства просто нет равной замены, по крайней мере, в кадровом резерве. Поэтому ни для кого не секрет, что многие новые фигуры как в президиуме, так и в правительстве, не являются такими уж профессионалами и есть всего лишь результат политического компромисса. В то же время некоторые считают, а возможен ли вообще иной вариант? Сергей Куницын сказал: «У меня было больше возможностей для маневра, чем в 1998 году. На какие-то незначительные уступки мы пошли в интересах дела. В целом состав правительства сильнее даже, чем тот, в котором я работал раньше». По его словам, при формировании правительства учитывался «в первую очередь, профессионализм, а во-вторых, мнение большинства, которое 29 апреля привело к победе Дейча и Куницына». При этом воздержался от того, чтобы назвать новое правительство коалиционным, и считает его, как видно, продуктом только своего большинства. Сторонние наблюдатели отмечают, что на самом деле — кроме отдельных ярких и, безусловно, сильных профессионалов — новое правительство Крыма в целом довольно слабое, и Сергею Куницыну придется, по крайне мере вначале, довольно сложно…
Решено — не решено…
К числу решенных проблем в ходе завершившихся выборов и сессии можно отнести непривычно большое количество вопросов, служивших ранее тормозом: во-первых, в крымскую власть — и в парламент, и в правительство — органично вошли крымские татары, которые давно добивались представительства в ней. Ильми Умеров избран вице-спикером, Эдип Гафаров — вице-премьером, из числа крымских татар есть министры, члены президиума, председатели комитетов и комиссий. В целом, в местные Советы всех уровней в Крыму избрано 957 крымских татар: например, из 57 депутатов Белогорского райсовета 21 человек (36,8 процента) — крымские татары, хотя их доля в масштабах района составляет 32,7 процента. По уточненным данным меджлиса, 20—28 процентов крымских татар избраны в советы Кировского, Советского, Первомайского, Бахчисарайского, Джанкойского, Ленинского районов, Судакского горсовета, около 30 крымских татар избраны сельскими и поселковыми головами. Это не значит, что проблема вхождения крымских татар в органы власти полностью решена, но жизнь сама дала метод стабилизации, который оправдал себя.
Сессия крымского парламента на прошлой неделе и заседание правительства на этой начали исправление иных, кроме национальных, ошибок в методах работы, которые были заложены коммунистическим правлением. Исправлен регламент Верховной Рады, который стал более демократичным и устранил «тиранию спикера» в зале; из состава избиркома выведены люди, направленные туда Компартией и ветеранскими организациями, которые саботировали его работу и организовали известное похищение документов бывшей оппозиции.
Сессия приняла бюджет автономии на 2002 год — в мае-то! — который был заблокирован Леонидом Грачом, причем вокруг разработанного и доработанного проекта бюджета даже не возникло больших споров.
Отрадно то, что, как задекларировал Сергей Куницын, теперь решения в крымских властных кабинетах будут приниматься по воле большинства, но с учетом мнения меньшинства. Вхождение представителей меньшинства и коммунистов во власть подтвердило, что это не просто декларация, а принцип. Мнение меньшинства на состоявшейся сессии также не было проигнорировано. В свое время народный депутат Мустафа Джемилев предупреждал об опасности, которую якобы таит в себе существование «малых депутатских групп» в крымском парламенте. Он считает, что они могут стать «инициаторами новых переворотов», и хотя потенциально такая опасность есть, практика пока говорит о том, что «малые группы», составляющие меньшинство, в такой обстановке успешно могут принимать участие в работе парламента и находить свои ниши, вносить конструктивные предложения и приносить очевидную пользу». Однако теперь, как показала первая сессия, встает вопрос об уровне квалификации и профессионализма депутатов из оппозиции и меньшинства. Например, один из них совсем невпопад и не по теме категорически настаивал на строительстве морга в Симферополе. Конечно, дело самих депутатов, какие вопросы решать, но нормой должно стать: владение точными цифрами и фактами, реальный анализ, толерантность и конструктивизм в работе.
В Крыму, к тому же, началась целенаправленная работа по ликвидации последствий четырехлетнего правления коммунистов, как было написано на одном из лозунгов на митинге крымских татар 18 мая, «Коммунисты! Птица улетела — уберите мусор!» И этот «мусор» теперь «убирают» депутаты и правительство вместе: Борис Дейч уже заявил о пересмотре практики кадровой работы, об изменении задач Счетной палаты, о пересмотре порядка награждений. Все эти «практики» были внедрены Леонидом Грачом и дали отрицательный результат — Счетная палата использовалась им как «финансовый меч» фракции коммунистов, а за три года с небольшим спикер — порой единолично оформляя решения президиума задним числом! — присвоил специально установленные крымские почетные звания 2117 человек, тысячи людей награждены почетными грамотами преимущественно в связи с юбилеями и праздниками, часто без каких-либо на то оснований. Борис Дейч выразил надежду, что крымские ветви власти больше не повторят печальный опыт упущенных возможностей и все усилия направят на обеспечение устойчивого развития региона, а не будут заниматься украшательством и популизмом. Председатель Совета министров Крыма Сергей Куницын в своем выступлении проанализировал социально-экономические показатели, характеризующие реальное место Крыма в экономике Украины. Он отметил, что вызывает озабоченность замедление динамики промышленного производства, снижение его эффективности, в особенности спад объемов на базовых предприятиях, дающих основные поступления в бюджет. Было решено ввести в практику — кстати, эта идея была предложена Борисом Дейчем еще в ноябре 1998 года, но не была внедрена! — совместную работу депутатских комиссий и профильных министерств над решением конкретных проблем социально-экономического развития автономии.
О том, что в парламентской работе в Крыму наступил действительно новый этап, свидетельствует и то, что Борис Дейч поставил задачу разработать современную концепцию эволюционного социально-экономического и культурного развития автономии. По его мнению, концепция может базироваться «на основе сбалансированного учета и обеспечения прав и законных интересов каждого крымчанина, независимо от его национальной принадлежности и социального положения, неукоснительном соблюдении интересов государства и автономии, на основе Конституции и законов Украины, Конституции Крыма». При этом спикер сумел точно расставить геополитические акценты: он подчеркнул, что «Крым является регионом притяжения интересов многих государств». Однако «пора четко уяснить, что внешняя политика — это сфера исключительных полномочий государства», подчеркнул, что российская тема «способна получить хорошее и полезное развитие для Крыма в рамках стратегического партнерства между Украиной и Россией». По словам Бориса Дейча, одна из главных задач крымского парламента состоит в закреплении и расширении полномочий автономии. Для этого необходимо создать и отработать механизм взаимодействия с центральными органами государственной власти для закрепления полномочий автономии в законодательстве Украины и государственных программах. Он призвал депутатов защищать конституционные права собственности автономии на землю, поработать «над законами Украины, прежде всего такими, как Гражданский, Бюджетный, Налоговый, Земельный кодексы, Кодекс о недрах, Водный и Лесной кодексы и др.». Для более согласованной работы органов власти, сказал Борис Дейч, планируется наладить постоянные консультации с республиканскими организациями украинских партий, общественными организациями и отдельными гражданами. Это поможет не только «успешно провести предстоящий курортный сезон и уборку урожая», но и в целом перестроить управление Крымом на основе более эффективных методик…