Сохранить шедевры деревянной архитектуры

15 ноября, 2013, 17:55 Распечатать Выпуск №42, 15 ноября-22 ноября

Островки старины еще встречаются в Карпатах, в основном в отдаленных горных селах. Но с каждым годом состояние храмов меняется не к лучшему — многим из них в лучшем случае сделали "евроремонт". В худшем, как уже говорилось, их уничтожают пожары.

Михайловская церковь в с.Крайниково

Прошлым летом в список Всемирного наследия ЮНЕСКО были включены 16 деревянных церквей Карпатского региона — по восемь в Украине и Польше. Среди них — церкви Львовщины (Св. Юра в Дрогобыче, Св. Духа в селе Потелич Жолковского района, Св. Троицы в Жолкве, Рождества Богородицы в селе Матков Турковского района), Закарпатья (Св. Архангела Михаила в селе Ужок Великоберезнянского района, Вознесения Господнего в Ясине), Ивано-Франковской области (Св. Духа в Рогатине, Рождества Богородицы в селе Нижний Вербиж Коломыйского района). Это только часть уникальных образцов деревянной архитектуры региона, истоки которой теряются во мраке веков. 

…В начале 1970-х гг. во время прокладки Куреневско-Красноармейской линии метро и строительства Житнего рынка на глубине более 10 м были раскопаны многочисленные остатки срубной застройки Подола Х—ХІІ вв. Некоторые дома имели два этажа. Это открытие убедительно опровергло распространенное в то время мнение, что основным жилищем простых киевлян были каркасные полуземлянки. Несомненно, и первые деревянные церкви Древней Руси были срубными. Вполне возможно, что такими же были и дохристианские культовые сооружения: не могли же князья и бояре сами жить в роскошных теремах, а "кумиров" ставить под открытым небом... Именно от Киевской Руси ведет свою родословную украинская деревянная церковь. На базе ее основного конструктивного элемента — сруба — в течение веков совершенствовались архитектурные приемы, улучшался внешний вид зданий, формировалась самобытная деревянная архитектура, не имеющая аналогов в мире. 

Одно из изобретений древних украинских мастеров — архитектурный элемент перекрытия, называемый заломом. Благодаря ему стало возможным завершение деревянных зданий не плоским потолком, а многоярусными верхушками, т.е. объединением срубов, выполненных в виде параллелепипедов, и усеченных пирамид. Количество заломов, постепенно сужающих перекрытие, может достигать шести. Таким сооружениям присуща чистота конструкции: ее внешние и внутренние формы полностью повторяют друг друга, а внутреннее пространство храма раскрывается на всю высоту. Для деревянной архитектуры Западной Европы характерны каркасные, фахверковые конструкции. В России внутреннее пространство многоярусных, или шатровых срубных сооружений обычно имеет многочисленные промежуточные балки, стропила или плоское перекрытие.

Потому не удивительно, что деревянная архитектура Украины всегда интересовала исследователей памятников старины. В советское время был издан фундаментальный труд "Монументальная деревянная архитектура Левобережной Украины", посвященный преимущественно культовым сооружениям. Деревянные храмы занимают центральное место в трудах известного искусствоведа Григория Логвина. Не обошли их вниманием и посвященные Подолью и Карпатам путеводители (авторы Дмитрий Малаков, Иван и Дмитрий Поп, Давид Гоберман) популярной в 60—80-х гг. XX века серии "Дороги к прекрасному" издательства "Искусство". Ведь в отличие от печальноизвестных 30-х гг., когда целенаправленно уничтожали лучшие старинные здания городов и сел, в те времена пришло понимание необходимости сохранения культурного и архитектурного достояния прошлых веков. Поэтому была проведена научная реставрация части деревянных церквей с целью возврата им первоначального вида. Но, к сожалению, в большинстве заидеологизированных изданий древним культовым сооружениям часто "не находилось" места, либо их представляли под неопределенным термином "памятник архитектуры", что не способствовало их популяризации. 

После снятия идеологических барьеров в Украине издали ряд путеводителей, посвященных деревянным храмам Львовщины, Закарпатья, других регионов. Эти издания привлекли внимание к тому, что происходит в наше время с не такими уж и многочисленными памятниками прошлого, уцелевшими в пламени войн, революций и которые, к счастью, миновала судьба храмов и церквей, взорванных борцами с религией. В книге Виктора Вечерского "Українські дерев'яні храми" есть слова известного японского исследователя архитектуры Тошио Сакураи: "...украинские деревянные церкви достойны того, чтобы их внесли в список памятников мировой архитектуры".

Церковь Святой Параскевы в с. Александровка
Церковь Святой Параскевы в с. Александровка

В издании приведены шокирующие примеры отношения к уникальным памятникам деревянной архитектуры в независимой Украине, позиционирующей себя как цивилизованная страна. Например, в одном из сел Закарпатья разбирают памятник национального значения — деревянную церковь 1512 г., а бревна сжигают. Все это делается открыто и безнаказанно. Если когда-то табличка "Памятник архитектуры. Охраняется государством. Повреждение карается по закону" к чему-то обязывала и местную власть, и население, то сейчас получается так, что решение сельского головы или местного священника имеет большую силу, чем закон. 

По неустановленным причинам храмы горят — и значительно чаще, чем в прошлом. Полностью сгорела удивительной красоты деревянная Михайловская церковь (1720 г.) неподалеку от знаменитого замка в Подгорцах на Львовщине. Подожгли и древнейшую на Буковине Николаевскую церковь домашнего типа (1607 г.) в Черновцах. Таких примеров немало, и скорбный список уничтоженных храмов, к сожалению, пополняется. 

Немало церквей, простоявших в течение веков под гонтовым покрытием, бездумно ремонтируют; гонт заменяют жестью, а то и обивают ею или вагонкой весь храм, "евроремонтируют" интерьеры старинных зданий, уничтожая древние иконостасы, росписи. Памятники теряют привлекательность, их обходят туристы — кто захочет вместо аутентичного старинного здания "любоваться" оболочкой из современных материалов? Смогла бы хоть одна из восьми церквей попасть в список ЮНЕСКО, если бы ее так "отремонтировали"? Если старый храм гармонично вписывается в окружающую природу (древние мастера умели удачно выбрать место), то "отремонтированный" таким образом диссонирует с живописными видами. 

И все же, несмотря на потери, в Украине есть на что посмотреть. Особенно богат памятниками деревянной архитектуры Карпатский регион — и по количеству храмов (большинство из уцелевших в Украине), и по разнообразию стилей и их комбинаций. 

Николаевская церковь в с.Александровка
Николаевская церковь в с.Александровка

Таким богатством мы обязаны в большей степени бескрайним лесам, в стародавние времена покрывавшим склоны Карпат. Кое-где нетронутые первобытные леса сохранились до сегодняшних дней — они вошли во Всемирное наследие ЮНЕСКО. С давних времен дерево служило основным материалом для возведения и жилищ, и культовых сооружений. Из поколения в поколение отшлифовывались навыки древних мастеров. Их гением создавались шедевры архитектуры. Поэтому вполне закономерно, что среди многочисленных природных, исторических, культурных памятников Карпат наибольшее чудо представляют собой деревянные церкви. Среди них — древнейшие в Украине, которые являются украшением Дрогобыча на Львовщине, сел Колодное и Среднее Водяное в Закарпатье. Нигде больше в Украине на незначительной территории можно увидеть порой абсолютно непохожие храмы. Непохожие только внешне, так как в основе каждого из них — характерные также и для деревянных храмов Слобожанщины, Надднестрянщины, Подолья и Полесья трехдольные или пятидольные (крещатые) срубные конструкции. Вместе с тем, учитывая обособленность, изолированность отдельных частей горного края, особенности исторического развития, жилища и особенно культовые сооружения приобретали своеобразный карпатский колорит и присущий только определенной части Карпат вид. 

Трехдольные (состоят из бабинца, центрального нефа и алтаря), трехкупольные бойковские церкви, благодаря многочисленным заломам срубов, местами напоминают буддистские пагоды. Возле них словно попадаешь в подзабытую детскую сказку. Лемки живут рядом с бойками, но ближе к закарпатским равнинам. Поэтому во внешнем виде их храмов уже ощущается влияние европейской архитектуры, в частности каменного зодчества средневековой Европы. Вместо одной из верхушек над бабинцем под влиянием романского стиля появляется высокая, каркасная в основе башня, увенчанная барочным куполом. А для гуцульского народного зодчества характерны пятисрубные в плане одно- или пятикупольные храмы. Похожие по конструкции на храмы равнинной Украины, они вобрали в себя лучшие достижения гуцульского народного зодчества. В Буковине, где в годы турецкого господства запрещалось строительство купольных сооружений, распространены церкви домашнего типа. Внешне это большой дом с высокой крутой крышей, под которой скрыты небольшие купола над бабинцем, нефом, алтарем. 

В равнинной части Закарпатской области влияние европейской архитектуры еще больше дает о себе знать. Древнейшей здесь считают одну из двух деревянных Николаевских церквей в селе Среднее Водяное (в литературе встречается дата ее строительства — 1428 г.). Внешне она мало напоминает украинские деревянные церкви. Создается впечатление, что перед нами — небольшой замок времен крестоносцев: простота и суровость форм, отвесные ступенчатые крыши, высокая, квадратная в плане, башня с четырехскатным шатровым завершением, напоминающим донжон. Именно такими, очевидно, были в те времена и другие деревянные храмы Закарпатья. И если потом, после ремонтов и перестроек, они меняли свой внешний вид с учетом новых стилей — готики и барокко, то храм в Среднем Водяном максимально сохранил первоначальные формы. Предполагают, что такой тип сооружений возник в ХІІ—ХІІІ вв. как оборонительный.

Благодаря деревянным церквям Карпатский край обладает хорошим туристическим потенциалом. В пешеходных, лыжных, водных и велосипедных походах по Карпатам спортивную часть маршрута можно успешно разнообразить познавательной, включающей в частности и деревянные церкви. В этом мы, четверо туристов из Киева, убедились во время последнего путешествия по Вулканическим Карпатам, введя в маршрут особую группу закарпатских храмов. Находятся они между городами Хуст и Тячев — в селах Сокирница, Крайниково, Данилово, Александровка, Колодное, расположенных на расстоянии 3—5 км друг от друга. Построены, за исключением храма в Колодном, в стиле, иногда за внешнее сходство с каменными готическими храмами называемом деревянной готикой. Хотя внутри это типичный трехдольный украинский храм, не имеющий ничего общего с готикой. Обычно рядом с ним — каркасная колокольня. 

Самый известный из этих памятников — Николаевская церковь в Колодном. Древнейшую ее часть — построенные из грубых дубовых бревен срубы — датируют ХV в. (фигурирует дата 1470 г.). В некоторых путеводителях именно этот деревянный храм считают в Украине самым старым. Рядом растут такие же лесные патриархи. Первоначально здание было с высокой башней с характерной для романского зодчества шатровой крышей. После перестройки в ХVІІ в. над башней появилась барочная двухъярусная верхушка, смягчившая суровые очертания храма. Такие же верхушки украсили башни многих тогдашних карпатских церквей, в частности значительной группы храмов в расположенном посреди гор Межигорском районе. Незабываемое впечатление производят выполненные по дереву древние росписи интерьера, а также двухъярусная ажурная аркада со стороны бабинца. Такие же аркады, одно- или двухъярусные, присущи и другим церквам хустской группы.

Николаевская церковь в с. Колодное
Николаевская церковь в с.Колодное

Следующие церкви на нашем маршруте — яркий пример того, как талантливые народные зодчие творчески переосмыслили и воплотили в дереве архитектурный стиль, приемлемый только для каменных сооружений, — готику. Башню в них завершает высокий, покрытый лемехом, как и вся верхняя часть храма, центральный шпиль, и невысокие шпили — по углам башни. Такая конструктивная особенность характерна только для хустской группы церквей. Чтобы сократить путь из Колодного к ближайшей из них, церкви Параскевы (ХVІІ в.) в селе Александровка, нам пришлось перейти вброд реку Тереблю напротив села Дулово (в этом селе еще в начале ХХ в. также возвышался старинный "готический" деревянный храм). А потом по тропе пересечь невысокий лесистый отрог Вулканических Карпат. Храм в Александровке поставлен на открытом возвышении, в окружении невысоких конусообразных вершин, что дает возможность осматривать его с разных точек. Это чрезвычайно гармоничное по пропорциям здание на фоне синего неба производит незабываемое впечатление.

Почти сразу же за Александровкой начинается село Данилово. В центре его, на холме, возвышается один из самых эффектных храмов Закарпатья. Высокую башню Николаевской церкви (1779 г.) завершает почти такой же высоты шпиль. А сама устремленная ввысь церковь, если смотреть на нее с дороги, чем-то напоминает ракету, готовую вот-вот взлететь. Несказанно удивляешься: как в глубокой древности без соответствующей техники можно было построить такое сооружение! И построить надежно, на века! Возле церковных ворот — объявление с номером телефона для желающих увидеть храм изнутри, полюбоваться росписями на стенах, чем мы и воспользовались. 

До следующего "готического" храма в Крайниково — около 5 км. Современные формы добротных сельских домов среди садов, спутниковые антенны — ничто не напоминало в этом селе о глубокой древности. И вдруг за поворотом в один из переулков перед нами возник, как мираж, островок нетронутой старины — на небольшом возвышении сгрудились старые дубы, которым точно не одна сотня лет. А между ними взметнулась острым шпилем в темно-синее небо Михайловская церковь (1668 г.) — ровесница зеленых долгожителей. Их тоже немного уцелело, большей частью возле церквей и в старинных парках. Храм недавно отремонтировали, крышу покрыли новым лемехом, который пока еще контрастирует с темным от времени деревом сруба. 

Такие островки старины еще встречаются в Карпатах, в основном в отдаленных горных селах. Но с каждым годом состояние храмов меняется не к лучшему — многим из них в лучшем случае сделали "евроремонт". В худшем, как уже говорилось, их уничтожают пожары. Еще до недавнего времени соседнюю Стеблевку украшал четкий вертикальный силуэт церкви Рождества Богородицы (1780 г., сруб — ХVІ в.), которую теперь можно увидеть только на фото. Поскольку на ее месте — обгоревшие остатки сруба.

Последний храм с чертами готики — в Сокирнице. Особенно красивый вид у Николаевской церкви (1709 г.) весной — в окружении одетых в зеленый пух вековых деревьев. Храм недействующий (неподалеку высится новопостроенная каменная церковь), но, несмотря на солидный возраст, находится в хорошем состоянии. Только гонтовая крыша нуждается в срочном ремонте. Возле церкви, между деревьями, спряталась колокольня чуть моложе ее — еще один островок старины на маршруте... 

Увиденные нами храмы в значительной степени сохранили свой первоначальный вид. Их подвергали научной реставрации в 70-х гг. прошлого века, заботливо занимаются ими и сейчас. Разбросанные по городам и, чаще всего, селам Карпатского региона деревянные церкви составляют ценное достояние прошлого. Вместе с замками, дворцами, каменными храмами различных конфессий и архитектурных стилей они являются настоящим музеем под открытым небом. Самые лучшие их образцы можно увидеть в музеях народной архитектуры и быта в Киеве, Львове, Ужгороде, Черновцах. Бесспорно, после включения отдельных памятников в список Всемирного наследия ЮНЕСКО возрастет к ним интерес и за рубежом. Хочется надеяться, что под этим списком деревянных храмов черта не подведена. Ведь украинская деревянная церковь — явление уникальное, и включенные в список ЮНЕСКО храмы лишь частично представляют уцелевшие ценнейшие памятники различных стилей, которые мы должны сохранить в первоначальном виде для грядущих поколений.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №44, 17 ноября-23 ноября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно