Путешествуя в 1650-е годы по Украине со своим отцом, Антиохийским патриархом Макарием ІІІ, сирийский писатель Павел Алеппский записал: "…по всей Казацкой земле (…) все, за малым исключением, (…) умеют читать. Кроме того, священники учат сирот и не позволяют, чтобы они слонялись невеждами по улицам".
Думается, что преувеличение здесь есть, но весьма несущественное; ведь первенцы высшего образования в Восточной Европе - Острожская и Киево-Могилянская академии - открыли свои двери для одаренной молодежи именно в Украине. После ликвидации Гетманщины и закрепощения крестьянства в Российской империи ситуация с образованием кардинально изменилась. У царской власти не было потребности в образованных украинцах, а тем более в образованных крепостных. О том, как трудно было вырваться из рабских сетей, свидетельствует судьба украинского гения Тараса Шевченко.
Но с реформой 1861 г. начались изменения и в образовательной сфере. В 1865-м, на основании "Положения о губернских и уездных земских учреждениях", были созданы земские управы - органы местного самоуправления, подчинявшиеся губернатору. Ведали они преимущественно хозяйственными и культурно-образовательными вопросами. В это время в селах Украины начали открывать земские школы. Содержались они за счет земств, и, в частности, в Полтавской губернии с 1874-го по 1908 г. количество сельских школ возросло с 202 до 1030.
Революция 1905 г. дала толчок росту самосознания порабощенных народов, что заставило империю идти на некоторые уступки. Так, в Украине сняли запрет на украиноязычные газеты и журналы, назревали изменения и в образовании. Интересная информация об этих процессах в украинском обществе приведена в книге Александра Панченко "Лохвица, Посулье, Украина…" Автор пишет, что в начале
1914 г. полтавский губернатор Александр Багговут сообщал министру внутренних дел Российской империи Николаю Маклакову: в Лохвицком уезде на общем собрании Общества взаимопомощи учителей, несмотря на протест инспектора народных училищ, единогласно приняли резолюцию о преподавании в народной школе на украинском языке. Губернатора весьма беспокоило, что это станет примером для соседних уездов.
В то время Полтавская губерния уже стала центром формирования украинского архитектурного стиля. Именно здесь воплощались в жизнь проекты его основоположников Василия Кричевского и Афанасия Сластиона. Характерные особенности стиля - трапециевидные шестиугольные окна и двери, двухэтажные башни с отвесным шатровым верхом, крыша с заломом - заимствованы из архитектуры старинных украинских зданий. Первым сооружением в этом стиле стал дом Полтавского губернского земства (1903–1908 гг., архитектор В.Кричевский). Талант А.Сластиона ярко раскрылся при строительстве сельских школ, которые до тех пор имели невыразительную архитектуру, о чем писала мать Леси Украинки, писательница Олена Пчилка.
Народные школы должны нести в своей архитектуре национальные черты, считала она, и обратилась с соответствующим ходатайством к Полтавскому земству. В 1910 г. земство провело конкурс на разработку проектов домов школ в украинском стиле. В том же году, несмотря на сопротивление части шовинистически настроенных чиновников, Лохвицкая земская управа по инициативе ее головы Николая Терешкевича решила строить земские школы именно в украинском стиле. И в скором времени центры народного образования появились рядом с церквями как архитектурная доминанта и украшение многих сел Лохвицкого уезда. С 1910-го по 1916 г. здесь построили в стиле украинского модерна, по разным данным, от 70 до 100 школ! Даже в самых отдаленных маленьких селах.
Первые школы строили местные строительные техники, представлявшие рационалистическое течение в этом стиле. Вскоре воплощать в жизнь свои масштабные замыслы Лохвицкое земство предложило представителю романтически-декоративного течения А.Сластиону. Одно- и двуклассные школы по его проекту имели г-образный план и одну башню, а трехклассные - симметричное планирование в виде букв V или П и две башни. Фасад зданий был проработан в десяти вариантах. Особый шарм и неповторимость им придавала перевоплощенная художником-новатором в кирпичные орнаменты на внешних стенах украинская вышивка.
Сооруженные по проектам А.Сластиона школы стали явлением в украинской архитектуре. О них писали в периодике Киева, Полтавы, Екатеринослава, Харькова, Львова… Фотографии с их изображением демонстрировались на выставках в Киеве, Харькове, Петербурге. Завершить большое дело земству помешали бурные события последующих лет. И лишь в 1920-х, уже в годы коренизации/украинизации, при строительстве школ в некоторых областях советской Украины иногда обращались к наследию А.Сластиона.
В трагические 1930-е годы досталось и лохвицким "земкам": у большинства из них были снесены башни, но сами дома, существенно утратив свой оригинальный вид, уцелели, и их использовали по назначению. Однако в нынешнее время разгосударствления немало этих памятников стали безнадзорными: они не только разрушаются от времени, их сжигают и разбирают на строительные материалы.
Спустя сто лет после появления в Лохвицком районе сожгли одну из лучших и единственную уцелевшую в первоначальном виде земскую школу в селе Западинцы, у которой были все основания стать музеем архитектурного наследия Афанасия Сластиона.
Превратилось в пожарище и имение Терешкевича в селе Свиридовка. Даже с его фундаментов растащили кирпич. Среди безвозвратных потерь последних лет также земские школы в Сенче, Городище, Шмиглях, Новой Гребле. Была попытка поджечь "земку" в селе Христановка. Еще в 1970–1980 гг. вопрос о необходимости сохранить старинные школы поднимали их исследователи искусствоведы Виталий Ханко, Георгий Шибанов, Виктор Чепелик. Нынешнее движение за спасение уникальных зданий начала Ольга Герасимьюк - ныне заместитель председателя Национального совета Украины по вопросам телевидения и радиовещания, активный популяризатор забытых памятников. О них заговорили по радио и телевидению, появились статьи в журналах и газетах. Был создан проект "Школы Лохвицкого земства" и одноименное интернет-сообщество. В одной из публикаций газеты "День" названы имена тех, благодаря кому столетние здания возвращаются к жизни, получают охранный статус. Это - архитектор Иван Быков, дизайнер Максим Иванов глава Чернухинской РГА Олег Ковган, а также Оксана Олейник, Анатоль Изотов, Николай Лысенко, Елена Задорожная и другие.
Больше всего "земок" сохранилось именно на Полтавщине - в Лохвицком и Чернухинском районах; много их в Варвинском (Черниговщина), Роменском (Сумщина) районах, встречаются в Лубенском и Пирятинском районах. В каком же состоянии они находятся?
Это мы увидели собственными глазами, путешествуя по разным местам бывшего Лохвицкого уезда. Учитывая довольно компактное их расположение в Чернухинском районе и близость к автостраде Киев-Харьков, мы выбрали этот район для однодневного автомобильного путешествия. Поворот на село Белоцерковцы Пирятинского района, где есть две "земки", проехали из-за неблизкого пути. Начали с расположенной на берегу Удая Куриньки. В центре села, бывшего в казацкие времена центром одноименной сотни, стоит общеобразовательная школа. Это ухоженное здание с шестиугольными окнами и двумя башнями.
По этим признакам мы сразу узнавали среди сельской застройки земские школы. Дальше мы продолжили путь на юг, в маленькую Нетратовку. При въезде - небольшой дом, в котором сейчас детское учреждение семейного типа. Башню, к сожалению, уже снесли, но шестиугольные окна и украшенные орнаментами стены показали, что перед нами "земка". Дальше мы поехали в Мокеевку. В ней рядом с новой двухэтажной школой - старая, архитектурными деталями похожа на куриньковскую, но меньше. В одном месте между окнами кирпич обвалился, оголив деревянную основу. Сейчас здесь детский сад. В Песках-Удайских на пустыре мы увидели здание с башней, в очертаниях которой трудно не узнать одно из творений А.Сластиона. Сохранилась первоначальная жестяная кровля, на стенах - щедрые орнаменты. Школы здесь уже нет, но появилась охранная табличка. Этим объектом мы завершили часть путешествия по близлежащим к Удаю селам. В одном из них, Городище, школу уничтожили недавно.
Дальше - старинный городок Чернухи и несколько сел вокруг него. Первое - Кизловка, с двухэтажной новой школой, а рядом - старинная, с башней. В ней - школьная библиотека. Здание в хорошем состоянии, но деревянная башня уже покосилась. В Чернухах, на возвышении за мемориальным комплексом, посвященном Григорию Сковороде, мы осмотрели украшенную характерными для зданий Афанасия Сластиона орнаментами земскую школу с двумя башнями.
В ней сейчас размещаются детские учреждения. Неподалеку, во дворе районной больницы, сохранился построенный по тому же проекту дом земского врача, на котором крыша с заломом. Бросается в глаза разница между двумя старинными оконными рамами и современными другими. Почти вплотную к Чернухам примыкает село Харсики. По одной из версий, именно здесь родился Г.Сковорода. Школа стоит на отдаленном от центра села панорамном возвышении. Недавно активисты пресекли здесь самовольную перестройку уникального памятника, который собирались превратить в гараж. Внутри - сорванный пол, разрушенные перегородки, кое-где отсутствуют оконные рамы. Теперь здание под охраной государства, повреждение карается законом. За Харсиками - последние на маршруте села Бондари и Гильцы. Школы в них ухоженные, их до сих пор венчают деревянные башни. Но школьный двор в Бондарях уже заброшен. А на дворе Гилецкой общеобразовательной школы сохранились деревянные срубы хозяйственных построек первоначального школьного комплекса.
Из полусотни уцелевших земских школ около половины приходится на Лохвицкий район. Но, наверное, кто-то из лохвицких партийных функционеров в 1930-е годы выслуживался перед советской властью, поскольку башни в этих школах снесли. Продолжили традицию тогдашних вандалов современные - с четырех уцелевших зданий с башнями две уничтожили в последние годы.
Вместе с тем у многих "земок" сохранились крыши с заломом, внешние стены большинства из них украшают замечательные орнаменты. Самобытные здания в сочетании с живописной природой долин реки Сула и ее притоков, бесспорно, порадуют глаз и туристов, и тех, кого интересует старинная архитектура Украины, ее самобытная история.
Жемчужины украинского модерна в Лохвицком районе мы увидели в течение однодневного велосипедного путешествия по правому и левому берегам Сулы. В первом на маршруте селе Риги на невысоком холме стоит нарядное здание с шестиугольными окнами, заломом крыши и изысканными орнаментами на стенах. Восстановить бы башню - и мы увидели бы произведение Сластиона в первозданной красе. В фотоальбоме "Земские школы Афанасия Сластиона" его автор, протоиерей Андрей Власенко, заметил, что после уничтожения в 2011 г. Западинской школы ее сверстница заняла первое место в рейтинге шедевров Сластиона. Сейчас здесь Дом культуры.
Дальше, через село Венславы, путь пролег к Яблуновке. На въезде в Венславы смотрит на мир выбитыми оконными стеклами старинное кирпичное здание. Оно не принадлежит к школам Сластиона, но и на его стенах есть где остановиться взгляду. Украшением Яблуновки является бывшая восьмилетняя школа, окруженная островерхими елями с такой же островерхой башней. Ее состояние пока что удовлетворительное, между классами сохранилась первоначальная раздвижная перегородка, на одной из стен - стенд с портретами Героев Советского Союза Лохвицкого района. Но двери раскрыты настежь, оконные стекла кое-где выбиты. На сегодняшний день в селе вообще нет школы, поскольку после закрытия малокомплектных школ учеников из окружающих четырех сел теперь свозят в школу в селе Искивцы, где учится 69 учеников (из пяти сел!).
От Яблуновки грунтовая дорога привела к окраине когда-то сотенного, а позже волостного городка Сенча. В древнерусские времена здесь стоял летописный город Синец, о котором напоминают три городища. Отсюда можно проехать в села Гаивщина и Христановка с интересными зданиями "земок", крыши которых имеют залом, а школа в Гаивщине - еще и башню. Мы же, оставив слева старинную трехэтажную мельницу и валы древнерусского городища, поехали к крайней южной точке маршрута - селу Лучка. На полях с обеих сторон дороги - многочисленные буровые вышки "украинского Кувейта" - Полтавщины. По словам местных жителей, из-за загрязненной нефтепродуктами питьевой воды в колодцах край находится в состоянии экологического бедствия. Созерцая индустриальные виды на полях, мы прозевали поворот на Лучки и попали на Лубенщину, в село Хитцы. Здесь на горе над Сулой сохранилась одна из двух в Лубенском районе школ Лохвицкого земства. Другая - в селе Окип. Орнаменты на стенах брошенных школ постепенно исчезают за густыми кустарниками.
В окруженном с трех сторон изгибом Сулы селе Лучки было одно из имений Петра Полторацкого, отца Анны Керн. В 1842 г. в местной церкви состоялось венчание музы Пушкина с ее кузеном Александром Марковым-Виноградским. Церкви давно нет, но небольшое, с декорированными стенами здание бывшей школы ухожено. В селе Сенча, куда мы вернулись по проселку вдоль бугристого берега Сулы, еще лет десять назад на высокой горе стояла школа с двумя башнями. Теперь ее можно увидеть разве что на старых фотографиях - уникальное здание разобрали на строительные материалы.
Дальше наш путь пролег по левобережью Сулы. Земская школа в селе Бодаква сохранилась хорошо и является одной из наиболее интересных - кроме щедро орнаментированных стен и крыши с заломом, над окошком на крыше есть фронтон, который напоминает маленькую башню с двумя заломами.
В следующем селе Песочки у "земки" также есть залом крыши и орнаменты на стенах. Однако она подверглась "евроремонту". Трапециевидные завершения окна заложили кирпичом, а ниже в оконные отверстия вставили стеклопакеты. Не самый плохой вариант по сравнению с сожженными и разобранными на строительные материалы архитектурными жемчужинами.
Неподалеку - большое село Пески, бывший летописный город Песочин. На вопрос о старой школе нас почему-то направили в лесок за селом. Как оказалось, здесь, в имении графа Павла Ламсдорфа-Галагана, в советские времена была школа, которую около 25 лет назад перевели в новое здание. И на сегодняшний день от графского имения, а потом и школы осталось только поросшее высокой травой футбольное поле. А песковская "земка" оказалась у дороги. Возможно, поэтому и уцелела. Это одна из лучших по обрамлению стен школа авторства Сластиона. В справочнике 1992 г. она значилась как памятник архитектуры. Сейчас на учете не находится, состояние ее далеко от удовлетворительного, но здание закрыто и не утрачено.
В селе Брыси, которое теперь стало частью города Заводское (декоммунизированное Краснозаводское), слева от трассы показались уже знакомые шестиугольные окна и орнаменты на стенах. Школа здесь тоже не действующая, но и не заброшенная: в ней - филиал библиотеки Заводского. И наконец, уже в сумерках, добрались мы до последнего на маршруте села Млыны. В нем - одна из двух "земок", построенных первыми (в 1910 г.), и вместе с тем единственная из увиденных в течение дня и действующая. Здание ухожено, имеет скромные орнаменты на стенах, что характерно для сооруженных местными строительными техниками школ.
На сегодняшний день у нас есть на отдельной территории довольно значительная группа построенных в одном стиле зданий, имеющих архитектурную и историческую ценность и, к тому же, в других регионах практически не встречающихся. Сохранить эти самобытные памятники - вопрос чести как местной власти и населения, так и чиновников от культуры на государственном уровне.
Когда эта статья готовилась в печать, произошло приятное для неравнодушных к школам Лохвицкого земства событие. Ольга Герасимьюк сообщила в Фейсбуке, что экспертный совет Управления охраны культурного наследства Министерства культуры утвердил решение признать эти школы памятниками культуры местного значения, с рекомендацией предоставить им статус национальных. Это и впрямь переломный момент в столетней истории школ Сластиона, поскольку теперь есть законное основание требовать сохранения эксплуатируемых зданий. Хочется верить, что они будут отреставрированы и, ныне покинутые и опустошенные, вернутся к жизни, превратятся в объекты туризма. Популяризации памятников Полтавщины способствовал бы выпуск в Украине памятной монеты. История этих действительно уникальных памятников архитектуры продолжается…