«Чоловіче, не лінися, але назад до церкви обернися...»

16 сентября, 2011, 12:30 Распечатать Выпуск №33, 16 сентября-23 сентября

Научные сотрудники Украины и Польши закончили отбор «претендентов» из числа деревянных церквей в Реестр мирового наследия ЮНЕСКО.

© Церковь Сослания Святого Духа, 1814 год (с. Нижнее Высоцкое, Турковский район) — до реконструкции ... и после

Научные сотрудники Украины и Польши закончили отбор «претендентов» из числа деревянных церквей в Реестр мирового наследия ЮНЕСКО. Планируется, что он будет составлен на паритетных началах — от каждой страны туда войдет по восемь церквей. В ближайшее время от имени двух государств в ЮНЕСКО подадут общее представление.

О ходе работ и проблематике, связанной с сохранением деревянных церквей в Украине, мы попросили рассказать ведущего научного специалиста института «Укрзападпроектреставрация» (Львов) Василия СЛОБОДЯНА.

— Деревянные церкви горели всегда, — рассказывает Василий Слободян. — И в советское, и в досоветское время. Например, в 1953 году в г. Турка сгорела деревянная церковь, мешающая строительству райкома партии. Неподалеку — село Явора, где было две деревянные церкви. Обе сгорели в 1960-х годах. Теперь к природным факторам прибавился интерес священников. В 1994 году в селе Сокирницы в Закарпатье сгорела удивительная церковь, остатки которой сохранились. Перед этим община возвела новую каменную церковь, и это наводит на мысль о намеренном поджоге — чтобы прихожане не разделились.

Подозрительно сгорели и церкви в Яворове, Пидгирцах, селе Залокоть. Из последнего уже на второй день приехали с готовым проектом новой церкви.

Пожары возникают по разным причинам. Есть случаи сугубо природные. В 1997 году молния ударила в церковь в селе Прислип на Турковщине. Она там стоит на горе. Сгорел верх и иконостас, остальное спасли.

На Ивано-Франковщине в селе Козары есть деревянная церковь, на притолоке которой надпись: «Чоловіче, не лінися, але назад до церкви обернися і огню подивися. На нікого не спускай, сам огня доглядай». Вот такой призыв следить за тем, чтобы не загорелся храм.

Есть и другие случаи. В 2008 году в Яворове сгорела деревянная церковь, построенная в 1670 году. Остались стены до козырька, которые священник приказал разобрать и сжечь, потому что на этом месте хотели поставить новую, кирпичную. Будто другого места не было... Причины загорания так и не установлены. Правоохранительные органы по фактам поджога дела не открыли.

Плохо, что эти церкви очень мало исследованы, а зачастую совсем не исследованы. Например, сгорела церковь на Сокальщине, так даже качественных снимков нет, не то что обмеров.

Но храмы не только горят, их бездумно уничтожают. Очень часто люди с наилучшими намерениями, по собственному усмотрению, начинают эти сооружения украшать: обивают бляхой, пластиком, картоном, богомазы перерисовывают иконы, уничтожают древние росписи. В результате есть большое количество уничтоженных деревянных церквей, которые уже не могут быть внесены в Реестр мирового наследия ЮНЕСКО.

— Вы отобрали восемь украинских церквей для внесения в список ЮНЕСКО. Какие конкретно?

— Четыре представляют Львовщину, две — Ивано-Франковщину и две — Закарпатье. Фантастически прекрасна пятиглавая гуцульская церковь в селе Нижний Вербиж. К сожалению, это едва ли не последний храм такого типа. Но и его перепокрыли бляхой, а не гонтами, как раньше. И все равно, когда эту церковь увидели поляки, были поражены ее красотой, они думали, что в Украине таких храмов уже не сохранилось.

Интересна история церкви. Построена она в 1808 году на деньги Григория Симонюка — казначея повстанцев Олексы Довбуша. К тому времени мастеру исполнилось 100 лет! В 1812 году за ее сооружение Симонюк получил малую золотую медаль за заслуги от австрийского цесаря Франца ІI. Умер Симонюк в 114 лет. Церковь поставлена на старом городище, где, скорее всего, был самый старый монастырь Коломыйщины.

Сначала мы думали подать в Реестр мирового наследия ЮНЕСКО церковь в Коломые. Но, к сожалению, она не соответствует многим критериям. В частности, к ней достроили газовую котельную. По преданию, святыня возведена в 1587 году. Думаю, это не так. Потому что Коломыя была начисто сожжена татарами в 1589 году. После пожара город перенесли на другой берег Прута. О дате построения церкви в Коломые свидетельствует надпись, сохранившаяся на притолоке дверей в южном рамене — первоначально бабинце церкви. Там написано, что церковь поставлена в 1709 году. Указаны и имена мастеров-строителей.

— Не могли бы вы более детально рассказать о требованиях ЮНЕСКО?

— Прежде всего — идентичность и интегральность церковного сооружения. Памятник должен быть построен из аутентичных материалов.

Второе требование — сохраненный исторический ландшафт, в том числе зеленые насаждения.

Третье — о памятнике должно заботиться государство. А если вспомнить, что за 20 лет независимости Украины на сохранение деревянных церквей из бюджета не выделено ни копейки, то вывод напрашивается сам. Должна быть отдельная государственная программа с четко определенным финансированием.

Церковь в селе Старая Скварява возле Жовквы — еще одно фантастическое деревянное сооружение, которое мы хотели внести в список ЮНЕСКО. Но Львовский областной совет выделил на ее реставрацию только часть средств. Прошло уже два года, а работы никак не закончат...

Это самая старая деревянная церковь с обозначенной датой. Когда ее начали реставрировать и сняли внутреннюю обшивку, открылись две надписи. Первая — о том, что церковь построена в 1508 году. А позднее кто-то вывел: «Цій церкві 200 років без 8». Удалось выяснить, что первоначально она стояла в другом месте — в селе Глинск, неподалеку от Жовквы, на старом глинском городище. А это бывший княжеский город Щекотин.

Когда село переместилось с горы вниз, людям было далеко ходить в церковь, поэтому какое-то время ее не использовали. А позже, уже в 1718 году, церковь перенесли в Скваряву, потому что старая там сгорела.

— Нет ли опасений, что реставраторы нарушат ее аутентичность?

— Основа церкви — ее «родная». Гонты — новые, но это аутентичный материал, изготовленный по древней технологии.

Интересная вещь. У японцев есть храмы, датированные VIII——IX веками. Но если взять дендропробы, то они подтвердят, что им не более ста лет. У японцев есть традиция деревянные храмы периодически перестраивать, но они придерживаются старых технологий, используют аутентичные материалы и повторяют абсолютно все формы и конструктивные элементы. Что удивительно: эти храмы есть в списке ЮНЕСКО, и никто не собирается их оттуда изымать.

В Украине с этим сложнее. И деревянная архитектура не исключение. Прежде всего из-за того, что у нас нет привычки беречь старое. За 50 лет советской власти была прервана преемственность традиций, разрушена любовь к своей истории, наследию, уничтожено восприятие прекрасного.

— Расскажите, пожалуйста, о процедуре включения в список ЮНЕСКО.

— Она довольно сложная. Должна быть предварительная заявка. Пока что — отдельно украинская и отдельно польская — заявки висят на сайте ­ЮНЕСКО еще с января 2010 года. Там есть описание всех восьми наших памятников, общие данные, аргументация, почему именно их отобрали.

Сейчас наш коллектив работает над большим совместным украинско-польским представлением. В нем детальные описания каждой церкви, окружающей территории, полная история храма и короткая — местности. А еще — фотографии, чертежи, карты, обмеры, архивный материал, государственные документы о внесении их в число памятников, установлении охранных зон и т.п. Очень важен раздел о том, как государство собирается заботиться о памятнике, какие работы выполнять, кто их будет оплачивать. Почему-то думают, что средства на сохранение памятников предоставляет ЮНЕСКО...­ Эта организация никогда никаких средств не выделяет. Еще один документ, который требуют организаторы, — описание туристической привлекательности объекта, возможности доехать, переночевать и т.п. Требований очень много.

— Кто работает над подготовкой документов?

— Пять человек: профессор Н.Бевз и доцент Ю.Дубик из «Львовской политехники», Н.Гайда из филиала Киевского института памятникоохранных исследований, директор Жовковского заповедника В.Герич и я. ­

— Вы отвечаете и за дальнейшую процедуру?

— За эти вопросы отвечает Киев. Представление идет за подписями министра культуры и министра иностранных дел. При этом совместное представление делает только одно государство. Мы договорились с поляками, что это будет делать Украина, потому что только три наших памятника входят в список ЮНЕСКО. Меньше (один) — только у Молдовы. Представление делается на английском или французском языке. Наши переводчики абсолютно не ориентируются в терминологии, она довольно сложная. В украинском строительстве есть много такого, что в англоязычном мире никогда не применялось. Например, только у славян и частично у немцев используется срубный способ строительства, в то время как у англичан — фахверковый.

Церковь Святого Духа, 1502 год (с. Потелич, Жовковский район)

— Когда украинские деревянные церкви могут попасть в заветный список?

— До конца сентября представление должно быть завершено. В январе оно попадет в штаб-квартиру ЮНЕСКО, чьи специалисты в течение года утвердят решение. И только в середине 2013 года наши деревянные церкви могут попасть в список ЮНЕСКО. Это означает, что о них будут знать в мире, их будут рекламировать. Если Украина сможет использовать это для своей пользы, то будет иметь немалую выгоду. Но для этого надо еще многое сделать. Прежде всего, позаботиться о надлежащей туристической инфраструктуре. Дорог хуже, чем на Львовщине, в Украине нет. Немного лучше — на Франковщине и в Закарпатье.

— Это также учитывалось при отборе памятников?

— Безусловно. Зачем их рекламировать, если туристы туда не смогут доехать...

— У поляков уже есть деревянные костелы в списке ЮНЕСКО?

— Они пошли другим путем. Рекламировали памятники через так называемый путь деревянной архитектуры. В двух польских воеводствах, где есть наши украинские церкви, — Подкарпатском и Малопольском (земли, которые после войны отошли к Польше) — поляки разработали маршруты, установили указатели на дорогах, выпустили туристические карты, информационные материалы. И теперь получают большие деньги. Туда ездят туристы со всего мира.

— Благодаря Украине у поляков теперь также будут деревянные церкви в списке ЮНЕСКО?

— Они включили в этот список восемь церквей. Вышло так, что с украинской стороны в список попали две гуцульские церкви, три — бойковские (одна — с польской), три — нового галицкого типа (одна — с польской) и пять лемковских — с польской стороны.

Поляки захотели, чтобы в списке был паритет, хотя украинских церквей должно было быть больше. Кроме того, я еще собирался показать буковинские деревянные церкви. Поляки запротестовали — хотели, чтобы там были только церкви с древних земель Речи Посполитой. Едва удалось включить две церкви на территории Закарпатья.

— Дружба получается неравноправной?

— Равноправной. Без помощи поляков мы не смогли бы это сделать. Позже сможем увеличить количество украинских церквей. Прибавлять к памятникам, которые уже есть в Реестре мирового наследия ЮНЕСКО, всегда легче.

— Сколько памятников могла бы иметь Украина в списке ЮНЕСКО?

— Трудно сказать. В этом году в список наконец вошли митрополичьи палаты в Черновцах. Шанс есть у старой части Каменца-Подольского и Одессы. Соответствующие предварительные представления сделаны давно. Но дальше намерений не идет, эти города ничего не делают.

— Есть ли перспектива попасть в Реестр мирового наследия ЮНЕСКО у остальных деревянных церквей?

— Дело не в их количестве. Важно показать их разнообразие. Нужно было бы реставрировать волынские деревянные церкви, они тоже очень красивые и интересные. Но и очень запущенные, практически ни одна из них не сохранила аутентичный вид. Люди сами должны заботиться о своих памятниках. Отношение к церквам, поданным нами в списке, уже изменилось. В двух установлены системы пожаротушения, еще в двух — системы пожаропредупреждения. Это тоже важное условие европейцев. Кстати, таким образом уже спасли церковь в селе Матков Турковского района. Была сильная буря, в церковь попала молния, и система сработала. Украинцам уже сейчас надо надлежащим образом заботиться о том, чтобы сохранить оставленные им предками в качестве наследия архитектурные сокровища.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №48, 15 декабря-20 декабря Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно