Майдан forever vs стоп майдан

27 декабря, 2013, 18:35 Распечатать Выпуск №49, 27 декабря-17 января

Майдан-1654 на соборной площади Переяслава стал последним в козацкой истории, далее будут только "черные рады", или, выражаясь по-русски, "бунты" — бессмысленные и беспощадные. Ибо Переяславский определил вектор интеграции, затолкавший нас в трехсотлетнее иго почище монгольского. 

Помаранчевый майдан в 2004 году не воспринимался как событие в ряду событий; тогда Майдан был явлением уникальным. Последующие майданчики-эпигоны (податковый, мовный etc.) и антимайданы-симулякры не отрицали, а скорее подтверждали эту оценку, поскольку воспринимались как локальные максимумы затухающих колебаний, вызванных мощным всплеском Помаранчевой революции. К 2013 г. колебания стихли настолько, что власть победно провозгласила: "Майдан невозможен!" И вот вам — Евромайдан.

Всякому, кто мало-мальски знаком с украинской историей, на ум сразу приходит сравнение с эпохой козацких восстаний конца XVI — первой половины XVII веков. Криштоф Косинский (1591), Северин Наливайко (1594), Марко Жмайло (1625), Тарас Федорович (Трясило) (1630), Иван Сулима (1635), Павло Павлюк (Бут), Карпо Скидан, Яков Острянин и Дмитро Гуня (1637–1638). Я и далее буду употреблять украинизмы "козак", "козацкое восстание", "козацький", дабы отмежеваться от сегодняшних ряженых "казаков" — верных слуг престол-отечества и Белокаменной… Интересно также, что на всех европейских языках это слово пишется через "о" — "Cossack", "Kozak", "cosaco", только на турецком "kazak". И даже у Владимира Даля присутствуют два равноценных варианта: "казакъ" и "козакъ". Мы ж европейцы! 

После подавления восстания Павлюка (Бута) и Скидана в 1638 г. власти Польско-Литовского государства приняли "Ординацию войска Запорожского, находящегося на службе у Речи Посполитой", победно провозгласившую: "Мы отнимаем на вечные времена все их древние юрисдикции, прерогативы, доходы и прочие блага… Мы постановляем, чтобы все те, которым судьба сохранила жизнь, были обращены в хлопов". Казалось, настали вечные времена "золотого покоя". И нате ж вам: "висипався хміль із міха та й наробив ляхам лиха"!

Да если бы только ляхам! "Польща впала та й нас роздавила!". Майдан-1654 на соборной площади Переяслава стал последним в козацкой истории, далее будут только "черные рады", или, выражаясь по-русски, "бунты" — бессмысленные и беспощадные. Ибо Переяславский определил вектор интеграции, затолкавший нас в трехсотлетнее иго почище монгольского. 

Азиатская деспотия — это вам не ляхи с их договорными статьями, универсалами или же ординациями. И даже не орда: той плати вовремя дань и получай ярлык на правление. В восточном царстве рабов, где и светлейший князь — царский холоп, финал противостояния мог быть лишь один: физическое уничтожение бунтовщиков. Ну или власти, не исключая самого
помазанника Божьего (см. год 1917-й).

Хотим ли мы, чтобы нынешний Майдан стал последним в новейшей украинской истории? Все зависит от этого чертова вектора. Свернем его голову в сторону Европы, тогда, пожалуй, можно уже эволюционировать и безмайданно. Но если нет, то нужно сделать все возможное, чтобы нам снова не заткнули рот по московскому образцу. 

Козакам это удавалось. Как пишет Д.Кулеба, польские власти "розривалися між бажанням знищити козацтво як таке та зробити цих незамінних вояків своїми вірними слугами. Обидва бажання були в рівній мірі щирими". Наверное, столь же искренне наша нынешняя власть хочет уничтожить европейскость Украины как таковую и вместе с тем использовать ее для своего обогащения и dolce vita в той-таки Европе. "Козаки це розуміли і відверто на цьому грали, тому стосовно поляків у них діяв приблизно такий алгоритм: повстав—пограбував, всіх перебив—присягнув королю у вірності і випросив у нього помилування. Потім знову повстав, знову пограбував, знову перебив… і так далі, і так по колу".

Конечно, куролесить в такой круговерти могла позволить своим подданным исключительно европейская власть. Король и магнаты не могли знать теорию Джона Локка, но право свободных людей на восстание против тирании уважается в европейской цивилизации еще с античных времен.

Участников первого восстания козаков наказали необычайно легко. "Реєстрових козаків, що приєднались до повстання, змусили дати обітницю на вірність королеві, а Косинського — тричі вклонитися зібраним для цього членам роду Острозьких і попросити у них пробачання, — пишет М.Левицка. (С князем Янушем Острожским у Криштофа Косинского были личные счеты, связанные с конфискацией земель, дарованных гетману низовиков самим королем Речи Посполитой Сигизмундом III Ваза — Е.З.).

После фактически безрезультатной Куруковской битвы, во время козацко-крестьянского восстания Марка Жмайло, польный коронный гетман Станислав Конецпольский и назначенные королем комиссары подписали 5 ноября 1625 г. договор с новоизбранным гетманом реестровых козаков Михайлом Дорошенко, ратовавшим за прекращение военных действий. Первым пунктом договора объявлялась условная (используя юридический термин) амнистия. "Тим, які через щастя і з волі Божої уникнули страти і зберегли життя, обіцяючи надалі віддати його на службу Речі Посполитій, ми іменем його королівської милості і Речі Посполитої оголошуємо прощення; всі вони, як ті, що лишаться на службі й. к. м., а так і ті, які по волі й. к. м. повернуться в свої домівки, не мусять нести ніякої відповідальності з умовою, що вони виявлятимуть до начальників належну пошану і покору, не будуть втручатися в розпорядження судової і адміністративної влади і захоплювати доходи".

По Переясловскому соглашению 1630 г., не только сохранялись условия амнистии, предусмотренные Куруковским договором, но и увеличивался с 6000 до 8000 козацкий реестр. И это после Тарасовой ночи, когда

"Прокинулись ляшки-панки,

Та й не повставали:

Зійшло сонце — ляшки-панки

Покотом лежали."

Столь же "красиво" выйти из восстаний 1637 и 1638 гг. козакам уже не удалось. Власть начала закручивать гайки. На десятый год тупой работы гаечным ключом репрессий резьбу сорвало. Размах восстания теперь таков, что об условной амнистии, подразумевающей какое-либо покаяние и, тем более, какие бы то ни было обещания со стороны восставших, речь уже не шла. Декларация-1649 короля Речи Посполитой Яна II Казимира объявляет Запорожскому войску безусловную амнистию. "Що тільки діялося під час теперішнього замішання з Божого допусту, те все має бути в забутті, не повинен жоден пан чинити помсти й карання. Шляхті, як віри роської, так і римської, котра під час того замішання будь-яким способом бавилася при Запорозькому війську, його королівська милість із панської своєї ласки пробачає і переступ їхній покриває".

Признание властью безусловной неподсудности действий восставших есть признание за властью таких негодных действий, которые, по Локку, дают народу безусловное ПРАВО на восстание.

Козаки, избравшие евроинтеграцию, сохраняли за собой это право и в дальнейшем. Белоцерковский трактат 1651 г., Гадячская комиссия 1657 г., а также Острожская комиссия 1670 г. декларировали полную и безусловную амнистию ребелицантам (от "ребелия" — восстание). Причем следует особо подчеркнуть то внимание, которое договаривающиеся стороны уделяли обеспечению территориальной и персональной всеохватности королевской милости. 

Белоцерковский трактат распространял предоставляемый шляхте иммунитет от преследований и на киевских мещан. Гадячская комиссия упоминала "стан шляхетський, урядників і рядових людей". "Коли положення Гадяцької комісії з цього питання могли бути розтлумачені двояко, козаки окремо додатково наполягли, щоб їм гарантували амністію не лише в рамках Польщі, а й у Великому Литовському князівстві. Крім цього, нерідко козакам вдавалося навіть забезпечити, щоб порушники їхньої амністії були за це покарані гарантом амністії, тобто королем Польщі" (Д.Кулеба).

Козаки, выбравшие восточный вектор интеграции, утратили право на свободу. В том же 1670 г., когда еврокозаки на переговорах оттачивали правовые формулировки договора, отдельно в пунктах об амнистии указывая "частных лиц" и "Запорожское войско", козаки Острогожского слободского полка, поднявшие восстание против злодеяний власти, истреблялись московскими стрельцами. В 1679 г. восстал Охтырский слободской полк. Из царской администрации восставшим передали указ: если неповиновение не прекратится, то "от великого государя быть вам в жестоком наказе и в смертной казне безо всякого милосердия и пощады".

В современном переводе сегодня (09.12.2013) это звучит так: "Прекратите блокировать органы власти, устраивать массовые беспорядки и дерзко нарушать Закон! …Это не просто административные нарушения, это грубое нарушение Закона, которое предусматривает строгую уголовную ответственность. ...Политики, призывая людей к противоправным действиям, думают, что смогут избежать ответственности, прячась за депутатские мандаты и заручаясь поддержкой некоторых международных организаций. Такого не будет! …За невыполнение решений судов и пренебрежение к законам и Конституции Украины виновные будут отвечать!" (из обращения генерального прокурора Украины Виктора Пшонки).

Поэтому совершенно обоснованной выглядит последняя корректировка политики Майдана: первоочередное требование — амнистия не осужденных, но "амнистия факта". Из власти следует выбить признание такой негодности ее действий, которая дала народу право на восстание и он, народ, в лице всех его представителей, реализовавших это свое природное право, должен знать: "що тільки діялося під час теперішнього замішання з Божого допусту, те все має бути в забутті, не повинен жоден пан чинити помсти й карання".

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Последний Первый Популярные Всего комментариев: 9
  • пьяный вуйко пьяный вуйко 17 січня, 20:21 Бред полный.. какие евроказаки, какая евроинтеграция в 17 веке? Тогда такого понятия как ЕС и в помине не было. Кстати вопрос автору, если украинские националисты всегда были за евроинтеграцию, то почему тогда Бандера боролся против нее? Почему ему не нравилось, что Украина была в составе европейской Польши и он боролся против этого далеко не европейскими методами*? согласен 0 не согласен 0 Ответить Цитировать СпасибоПожаловаться
Выпуск №42-43, 10 ноября-16 ноября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно