На прошлой неделе Афины оказались в состоянии войны. Мирные шествия под флагами профсоюзов переросли в массовые беспорядки, кровавые стычки демонстрантов с полицией закончились применением слезоточивого газа. В парламенте в это время шла своя битва - за получение очередного транша помощи Греции в 12 млрд. евро. Если бы голосование нового пакета мер «жесткой экономии» было провалено, 15 июля Грецию ожидал дефолт по долгам. Однако правящая партия социалистов ПАСОК сумела убедить даже некоторых своих колеблющихся членов, и небольшой перевес в пять голосов решил судьбу страны. По итогам голосования в греческом парламенте министры финансов стран еврозоны 3 июля одобрили предоставление Греции очередного транша финансовой помощи. Это не означало кардинальное спасение греческой экономики, а давало лишь временную передышку - возможность расплатиться в июле по долговым счетам. Угроза дефолта никуда не делась. Она просто отодвинулась - чуть дальше вперед.
Немецкие граждане - «против»
А тем временем 5 июля Федеральный Конституционный суд ФРГ начал рассмотрение иска «о законности участия Германии в оказании помощи Греции». Авторы коллективного иска - трое ученых-экономистов и депутат бундестага от партии ХСС (Христианско-социального союза) Петер Гаувайлер - утверждают, что создание стабилизационного фонда ЕС и оказание финансовой помощи Греции и другим странам еврозоны противоречат Основному закону ФРГ и законодательству ЕС. Примечательно, что ХСС в бундестаге образует единую коалицию с правящей ХДС (Христианско-демократическим союзом), возглавляемой канцлером Ангелой Меркель.
В иске речь идет о нарушении той статьи конституции Германии, которая гласит, что «государство обязано обеспечивать сохранность собственности граждан включительно с денежными сбережениями». Йоахим Штарбатти, профессор экономики государственного Тюбингенского университета (земля Баден-Вюртемберг), считает, что именно меры по спасению Греции от дефолта и по стабилизации единой валюты угрожают личным сбережениям граждан Германии.
Во-первых, потому что Европейский центральный банк (ЕЦБ), спасая «кризисные» страны зоны евро от задолженности, вынужден скупать их государственные облигации. С этой целью, по мнению профессора, запущен печатный станок, что, в конце концов, закончится общей инфляцией в зоне евро и приведет к обесцениванию сбережений немецких граждан.
Во-вторых, указывается на нарушение самой процедуры по выделению средств. По закону лишь бундестаг (парламент ФРГ) имеет право утверждать бюджетные расходы. Поскольку доля Германии в европейском стабилизационном фонде равняется 28%, истцы полагают, что выделение каждого транша должно проходить процедуру согласования в бундестаге. Требование как нельзя к месту, ибо из нового 12-миллиардного транша, где доля ЕС составляет 8,7 млрд. евро, а МВФ - 3,3 млрд. евро, госбанки Германии в этот раз выплатят Греции 5,05 млрд. евро, покрывая недоплаты по предыдущим траншам.
И в-третьих, в иске приводится нарушение одного из «уставных» принципов ЕС, а именно: «Евросоюз не несет ответственности за финансовые обязательства своих членов». Несмотря на то, что лидеры стран ЕС акцентируют на добровольной помощи своих стран потерпевшим евро-коллегам, податели иска считают, что государственные деньги также «добровольно» должны поддерживать налогоплательщики каждой из стран ЕС.
Сам факт появления данного иска в Конституционном суде - не что иное, как выражение настроений в немецком обществе. Если весной этого года 41% немцев не одобряли действия правительства по оказанию помощи Греции, то к июлю уже почти половина граждан Германии категорически против помощи слабым членам ЕС. Главным образом потому, что львиную долю коллективной помощи Евросоюза тянет на себе бюджет Германии. Ожидается, что вердикт по данному иску Конституционный суд вынесет осенью.
Следует заметить, что истцы не совсем правы в части соблюдения парламентской процедуры. Например, 10 июня большинством голосов бундестаг ФРГ поддержал планы правительства по дальнейшему финансированию кризисной Греции. Аргументация не отличалась новизной. Министр финансов Вольфганг Шойбле в который раз повторил, что возможный коллапс Греции угрожает всей Европе. Оппозиция, естественно, не согласилась. Глава фракции СДПГ (Социал-демократической партии Германии) Вальтер Штайнмайер порекомендовал найти более действенные пути решения греческой проблемы, чем бесперспективная выдача кредитов «один за другим». А Грегор Гизи из Левой партии вообще считает, что повышение налогов и сокращение госслужащих лишь ухудшили ситуацию. Греции, по его мнению, в первую очередь нужен комплекс мер для восстановления экономического роста и подъема экономики в целом.
Сегодня ситуация в Германии такова, что власти страны - «за» помощь Греции, а половина общества - «против». Соответственно, в немецкой прессе в течение июня тональность комментариев по поводу «спасения Греции» стала заметно жестче. Ведущая газета Frankfurter Allgemeine написала без церемоний: «Германия не для того пережила мучительные реформы и вынуждена была отказываться от социальных завоеваний, чтобы содержать государства, которые живут не по средствам и думают, что вечеринка продолжается».
В свою очередь, британский премьер-министр Дэвид Кэмерон в ходе саммита лидеров ЕС в Брюсселе 23 июня добился уменьшения доли Великобритании в кредите для Греции. Он заявил, что «спасать Грецию в первую очередь должны страны еврозоны, а не весь Евросоюз». Первоначально планировалось, что Афины получат помощь из фондов стран ЕС и МВФ. Теперь же вклад Британии в дело спасения Греции ограничится ее выплатами в МВФ.
«Греческий синдром» непобедим?
Скоро уже два года, как Греция находится в водовороте экономического кризиса. За год, прошедший с момента получения существенной финансовой помощи от Евросоюза и МВФ, страна не смогла улучшить ситуацию. И дело не только в обязательствах, долгах, кредитах и прочих финансовых «удавках», которые наматывались на Грецию снежным комом. Причин несколько. Есть изначальные, пребывающие «у истоков» нынешнего кризиса. А именно: подтасовка статистических и финансовых данных во время вступления Греции в зону евро. Причем ответственность за это лежит не только на Греции, но и на руководящих органах зоны евро, не утруждавших себя скрупулезной сверкой данных.
Некоторые причины напрямую связаны с сегодняшним преддефолтным состоянием, когда требования кредиторов (ЕС и МВФ) напрочь отметаются населением страны. Согласно последним опросам, более 70% греков против мер экономии, на которые надеются власти страны. И здесь не последнюю роль играет менталитет нации, как бы кто к этому ни относился. Греки, как и каждая южная нация, ментально не готовы и не способны к аскетизму (как и украинцы, кстати). То бишь к жесткой экономии, затягиванию поясов, тяжелому труду и прочим прелестям кризисного выживания. Можно сказать, что менталитет, как и родину, не выбирают. Но его при желании - воспитывают, при необходимости - меняют.
Есть и политическая составляющая «греческого синдрома». Демонстранты стоят на улицах греческих городов уже больше года. Почему? Не только потому, что борются за свои кровные права на государственную зарплату. Еще и потому, что не верят правительству. Не верят, что меры жесткой экономии коснутся всех, а не только измученных (безработицей, безденежьем, беспросветностью) масс небогатого народа. Правительство, в свою очередь, не способно убедить граждан в честности и искренности своих намерений. И как показал «кризисный» год, власти страны не способны проводить реформы, строить справедливую систему налоговых сборов, выводить экономику из тени. Пока что они могут обещать.
Обозреватель Deutsche Welle Спирос Москову резонно замечает, что «никакие пакеты мер экономии не решают стратегических задач не только в Греции, но и в целом в южных странах еврозоны. Речь идет о необходимости нового плана Маршалла для всех экономик юга Европы».
Американский финансист Джордж Сорос пока ничего не предлагает, но уже не в первый раз предрекает Греции дефолт и предупреждает, что «мы - на пороге новой экономической катастрофы, в эпицентре которой Греция». По его прогнозу, нынешний кризис завершится выходом из еврозоны одной-двух экономически слабых стран.
Греция временно отошла от пропасти
Евросоюз в этот раз повел собственную жесткую игру - решил дождаться всех голосований в греческом парламенте и лишь затем принимать финансовое решение.
Премьер Греции Георгиос Папандреу распустил кабмин и собрал новый. Парламент, как ни странно, 21 июня проголосовал ему вотум доверия. Ключевой фигурой в новом правительстве стал бывший министр обороны Эвангелос Венизелос, теперь возглавивший министерство финансов. Накануне голосования он прибыл в Люксембург на встречу еврогруппы (министров финансов стран - членов зоны евро), где шутливо представился коллегам: «Я - новая жертва».
29 и 30 июня парламент Греции в тяжелых муках проголосовал новый, более жесткий план экономии на период до 2015 года. Таким образом, было задекларировано принятие условий от ЕС и МВФ в обмен на следующий пакет помощи. Программа предусматривает значительное повышение налогов - на 14,09 млрд. евро в последующие пять лет, резкое сокращение расходной части бюджета - на 14,32 млрд. евро, масштабную приватизацию государственной собственности - на 50 млрд. евро. При этом около 150 тысяч госслужащих потеряют работу. Согласно правительственным расчетам, программа позволит сэкономить в ближайшие три года 28 млрд. евро.
Оппозиция, профсоюзы и просто противники «режима экономии» утверждают, что первый пакет помощи абсолютно не помог греческой экономике, посему готовящийся второй еще более дестабилизирует обстановку в стране. Парадокс еще и в том, что выйди сегодня Греция из еврозоны и даже из Евросоюза, улучшения финансовой ситуации не произойдет. Стране придется так же трудно, разве что в одиночку и со свободной национальной валютой.
Общая картина несостоятельности греческой экономики уже сегодня показывает, что экстренного кредита в 110 млрд. евро, одобренного в прошлом году ЕС и МВФ и рассчитанного на два года, будет явно недостаточно. Даже для обслуживания огромных долгов. Греция, скорее всего, обратится за новым пакетом помощи, который, по предварительным оценкам экспертов, достигнет 120 млрд. евро. Вряд ли его удастся полностью обеспечить за счет средств нового Европейского стабфонда, деньги в который все равно поступают из национальных бюджетов, то есть от налогоплательщиков. Посему Германия предлагает включить в новый пакет помощи частных кредиторов. Причем сделать их участие обязательным. Министры финансов других стран еврозоны с такой формулировкой не согласились и в конечном итоге решили, что частный капитал (в лице банков, страховых компаний, инвестиционных фондов) попросят помочь Греции на добровольной основе. Однако обозреватели почему-то считают, что такое «добровольное» участие будет скорее скромным, чем щедрым.
Сегодня европейские лидеры, будучи не в состоянии преодолеть «греческий синдром», часто повторяют, что спасение Греции - это спасение не только еврозоны, но и всего Евросоюза. К сожалению, эту идиллию европейской солидарности не так оптимистично поддерживают налогоплательщики ЕС. Затянувшееся и безрезультатное «спасение» Греции оборачивается ростом пессимизма у граждан единой Европы. Как пишет немецкий еженедельник Die Welt, «неприязнь между спасателями и спасаемыми усиливается. Пропасть между греками и немцами углубляется. В этом и заключается европейская трагедия».