Индийская экономика попала в какой-то замкнутый круг. Учитывая, что страна имеет большой промышленный и сельскохозяйственный потенциал, колоссальные человеческие ресурсы и стабильный экономический рост в 8 процентов в год, можно было ожидать, что она быстро станет одной из самых процветающих в регионе. Однако этого не происходит. По мнению ведущих экономистов мира, причина этого в половинчатости реформ, предпринимаемых сегодняшним индийским правительством.
Вместе с тем, последние заявления Дели выглядят весьма обнадеживающе. Индийское правительство впервые в истории страны объявило о предоставлении иностранцам права владеть 100 процентами акций местных предприятий во многих отраслях промышленности, а также об ослаблении ограничений на так называемый венчурный капитал (вкладываемый в новое предприятие, связанное с риском, в том числе в разработки и организацию производства нового продукта). Это означает, что зарубежные миллионы смогут наконец спокойно прийти в индийскую экономику, прежде всего для подпитки новых перспективных отраслей. Правительство надеется, что только благодаря разрешению создавать в стране предприятия со стопроцентным иностранным капиталом страна сможет увеличить объем зарубежных инвестиций с сегодняшних 3 млрд. до 10 млрд. долларов в год. Кроме того, Дели собирается открыть для зарубежных инвесторов свой рынок телекоммуникаций.
Получается, что правящая сегодня «Бхаратия Джаната Парти» (Индийская Народная Партия) дала стране наиболее прогрессивное правительство за всю ее историю. Во всяком случае, премьер- министр Атал Бихари Ваджпаи весьма популярен в народе, а сопротивление слабеющей оппозиционной Партии конгресса практически сведено на нет. Шаги индийского правительства отвечают элементарному здравому смыслу: дефицит бюджета продолжает расти, и спасти ситуацию можно только ускорив реформы, максимально сократив правительственные расходы и найдя дополнительные источники валютных поступлений.
Сейчас у индийской экономики появились серьезные шансы на успех. Еще совсем недавно телекоммуникационные компании практически расстались с надеждой на успешное ведение бизнеса в условиях, когда государственные предприятия выступали на рынке в одном лице и как монополисты и как контролирующие органы. Представители же частного бизнеса вынуждены были платить многомиллионные суммы за всевозможные лицензии, что делало весьма проблематичным прибыльный бизнес в столь прибыльной отрасли. Однако теперь все будет по-другому и иностранцы получат возможность основывать в Индии свои фирмы без участия местных партнеров, наличие которых среди основателей компаний прежде было обязательным условием. Американскую корпорацию AT&T эти ограничения однажды достали настолько, что она уже была готова свернуть деятельность своих двух предприятий сотовой связи, работавших совместно с индийской Aditya Birla group. Теперь же она наоборот стремится расширить свою деятельность в Индии и сделать одно из этих предприятий акционерным, создав первую в истории Индии общественную телекоммуникационную компанию. Корпорация Dow Corning, присутствие которой на рынке Индии ограничивалось 49 процентами акций предприятия, производящего смазочные материалы, недавно наконец-то получила разрешение выкупить его полностью.
Тем не менее, провести весь комплекс экономических реформ правительству будет нелегко. Большинство новых инвестиционных правил хотя и не требуют изменений законодательства, однако нуждаются в проработке правительственным аппаратом, в процессе которого их суть может быть просто-напросто выхолощена. А те реформы, которые предусматривают изменения в законах, откладываются как минимум до мая этого года, когда парламент начнет обсуждать бюджетный вопрос. Поэтому многие западные бизнесмены говорят, что индийская экономика до сих пор ограничена крепостными стенами, которые когда-то все же должны быть разрушены.
Пока что правительство Ваджпаи вызвало немалое удивление скептиков своими обещаниями. В последние четыре месяца оно сумело оживить индустрию страхования и создало условия для начала настоящего бума в области программного обеспечения, разрешив местным компаниям сотрудничать с зарубежными партнерами без специального на то разрешения правительственных органов. В области телекоммуникаций было узаконено существование частных Интернет-провайдеров, в результате чего была разрушена государственная монополия на предоставление этого вида услуг. Руководство страны также пообещало предоставить возможность частным телекоммуникационным компаниям в ближайшее время работать на рынке международной связи. Несмотря на бурные протесты со стороны политических организаций коммунистического и социалистического толка, правительство «Бхаратия Джаната Парти» ликвидировало дотации госпредприятиям на приобретение энергоносителей, а также оказалось последовательным в своей решимости ликвидировать госмонополию в энергетическом секторе, несмотря на угрозы возникновения в стране волны забастовок.
В представленном в конце февраля министром финансов Яшвантом Синхом бюджете на 2000- 01 также предусмотрены некоторые радикальные шаги по реформированию индийской экономики. Имеется в виду выделение больших сумм на структурные реформы, дальнейшее упрощение налоговой системы и уменьшение дотаций государственным предприятиям. Министр уже давно пытается серьезно урезать различного типа дотационные выплаты, составляющие ни много ни мало — 14 процентов индийского госбюджета (общая сумма бюджета страны — 400 млн. долларов США). Однако он встречает в этом вопросе серьезное сопротивление со стороны политиков, представляющих зажиточный класс сельских жителей, привыкших пользоваться бесплатной электроэнергией и дешевыми сельскохозяйственными удобрениями.
Вместе с тем, даже при условии проведения задуманных реформ дефицит индийского бюджета будет довольно сложно удержать в необходимых рамках. Пока что он постоянно растет: в 1998 году составлял 7 процентов ВНП, а в прошлом — уже 8,5. Этот год по мнению правительства, страна закончит с дефицитом в 5,6%, а в следующем его планируют на уровне чуть ниже пяти. Если же добавить сюда дефицит бюджетов штатов, то на самом деле этот показатель может достичь десяти процентов. Ну а зная, что обычно взятые в этом вопросе обязательства правительства с лихвой перекрываются, то перспективы сокращения бюджетного дефицита выглядят весьма туманно.
К тому же в следующем году планируется серьезное — более чем на 25% — увеличение военного бюджета Индии. Сам министр финансов осознает, что это будет самый большой рост расходов на оборону за всю историю страны, однако готов при необходимости выделить на эти цели дополнительные средства. Признавая опасность негативного влияния таких колоссальных военных трат на величину бюджетного дефицита, местные финансисты полагают тем не менее, что их можно финансировать за счет ожидаемого значительного подъема промышленного производства. Индийское правительство по-прежнему настаивает на необходимости переоснащения и модернизации вооруженных сил в связи с возможностью повторения прошлогоднего конфликта с пропакистанскими мятежниками из индийской части Кашмира.
Такая тенденция весьма настораживает наблюдателей, в целом весьма оптимистично настроенных в отношении будущего индийской экономики. Но они полагают, что для достижения успеха индийскому правительству необходимо сократить свои бюджетные расходы и ускорить приватизацию государственных предприятий, которая может принести стране до 2,5 миллиарда долларов дополнительных поступлений в бюджет в год. Пока что могущественные индийские политики и шумные профсоюзные деятели не дают возможности Ваджпаи воплотить все экономические идеи в жизнь.