Бензиновые распри в парламенте Украины не в диковинку. Даже обычные статистические показатели работы депутатов по этой теме впечатляют. Парламентарии прошлого созыва больше всего времени во время сессионных заседаний использовали на обсуждение самых различных предложений правительства «навесить» на бензин свою «дельту» (преимущественно речь шла о разных способах введения акциза на бензин в розничной торговле). Такой глобальный вопрос, как подготовка проекта Конституции, - лишь на втором месте по количеству использованного времени в сессионном режиме. Разумеется, вне сессии бензиновым вопросам депутаты уделяли еще больше времени. Предположения о том, что украинские лоббисты просто не умеют работать с депутатами, не выдерживает критики, ведь смелое предложение снять акцизы на сахар было реализовано двумя депутатами (Цушко и Немировским) и одним чиновником (Зайцем, руководителем «Укрсахарпрома») в течение недели. Причем в чисто сессионном режиме дискуссия продолжалась всего полчаса. Рекордную скорость обсуждения важных вопросов удалось побить с подачи представителя «Громады» Чукмасова лишь в конце прошлого года при голосовании за антидемпинговый пакет законопроектов во втором чтении. А 2 марта депутаты практически без дискуссий отклонили законопроект (и соответствующий указ) Президента о государственном регулировании оптовой и розничной торговли нефтепродуктами.
О том, что бензиновая тема далеко не безразлична украинской общественности, свидетельствует также тот факт, что цена этого продукта в отличие от гривни и даже доллара стабильна. За всю новейшую украинскую историю цена на популярные марки качественного бензина лишь однажды достигла уровня 60 центов за литр - это было время, когда премьер Леонид Кучма вынужден был пересесть в кресло председателя УСПП, чтобы победить на предстоящих выборах. Этот факт достаточно красноречиво свидетельствует, что в Украине гораздо легче стать президентом, чем поднять цену на бензин до европейского уровня (в среднем 1 литр - 1 доллар). Бывалые автомобилисты также хорошо помнят забастовку владельцев бензозаправок летом 1996 года, грозивших сжеть бензоколонки, если появится... более высокая цена за автомобильное топливо. Как раз в то время вынужден был распрощаться с премьерским креслом Евгений Марчук.
По мнению большинства наблюдателей, бензиновый рынок окончательно стабилизировался после поражения премьера Кучмы в борьбе за контроль над гигантом нефтепереработки - Лисичанским НПЗ. После постановления местного нарсуда, отменившего решение тогдашнего премьера Л.Кучмы об увольнении тогдашнего директора НПЗ Горюнова, украинский рынок нефтепродуктов окончательно перестал ориентироваться на мощности украинских предприятий. Практически весь бензин в Украине - российского или литовского происхождения. Его стабильная и дешевая цена объясняется нежеланием допустить на украинский рынок любых западных конкурентов. Серьезные российские бензотрейдеры давно уже научились компенсировать дешевизну продаваемого в Украине бензина бартерными операциями.
В течение пяти лет безраздельного властвования российских (и литовских) НПЗ на украинском рынке зафиксирован лишь один случай проникновения западного трейдера: на Закарпатье венгерско-украинское СП «Модьоролай» продавало бензин по привычным украинским ценам - около 30 центов за литр, хотя в самой Венгрии та же фирма продавала тот же бензин по доллару за литр. Однако и эта пядь родной земли была возвращена под контроль традиционных бензотрейдеров в августе прошлого года. Венгерские «товарищи», видно, не учли, что в Украине может меняться что угодно и кто угодно, но только не цена бензина в долларовом эквиваленте. Перед наводнением цена бензина на заправках «Модьоролай» зашкалила так же, как и доллар на московском «черном» рынке. Последовавший затем паводок лишь скрыл явные признаки неадекватного поведения западных трейдеров.
Впрочем, осенью прошлого года украинский рынок бензина довольно легко отразил также и атаку спецов Минэкономики, которых трудно обвинить в незнании украинской специфики. Цена бензина осталась стабильной несмотря даже на то, что это был практически единственный продукт, где «самодеятельность» местных администраций в деле «борьбы с повышением цен» правительством не только не возбранялась, а даже и поощрялась. Во всех других случаях «борьба за стабильные цены» привела к резкому их повышению, и только рынок бензина остался «нечувствителен» к этому.
На этом фоне указ Президента от 25 января о государственном регулировании оптовой и розничной продажи нефтепродуктов выглядит в лучшем случае блефом. Ведь кому, как не Л.Кучме знать, чем заканчиваются любые попытки «построить» бензотрейдеров?! В процессе последовавшего затем обсуждения «президентской инициативы» в парламенте засветились и инициаторы указа. Единственный депутат, замолвивший словечко за бедного Президента и его указ, - Игорь Кирюшин, бывший вице-президент компании с иностранными инвестициями «Шелтон», член фракции «зеленых». По словам самого И.Кирюшина, недавно компания получила в управление госпакет акций калушского нефтеперерабатывающего комбината «Ориана». Следовательно, мотивы его действий и понятны, и прозрачны, и непредосудительны. Почти триста голосов против законопроекта, предполагающего лицензионный, а значит, разрешительный импорт бензина, в конце концов могут быть и неожиданностью для человека, недавно получившего в управление предприятие с 70-тысячным коллективом.
Речь не идет о борьбе с предпринимательской инициативой. В конце концов те, кто голосовал против законопроекта, скорее всего, не имеют ничего против практики передачи, как минимум в управление, пакетов акций госпредприятий тем или иным коммерческим структурам. При одном-единственном условии - цена на бензин в центах должна остаться прежней!
Впрочем, по мнению депутатов, компания «Шелтон» могла бы по крайней мере поинтересоваться результатами попыток продать на украинском рынке солярку из натовских хранилищ (распоряжения Кабмина от 23 сентября 1996 года и от 28 июня 1997 года). Согласно анализу Счетной палаты парламента, результаты которого частично уже обнародованы в сессионном зале ВР 9 сентября этого года, попытки «подарить» этот бензин украинским селянам в виде товарного кредита закончились ничем. Госказначейство, очевидно, расплатится за кредит, однако это будет скорее акт вежливости и чести, чем благодарности - ни один трейдер, работавший с натовской соляркой, на ней не нажился. Причем заморский подарок был нейтрализован довольно просто: парламент обязал Кабмин установить фиксированную цену солярки и коэффициент ее при обмене на зерно, в результате чего она осталась так и непроданной.
История с мартовской попыткой «построить» бензотрейдеров в Украине, очевидно, запомнится также и откровениями замминистра внешней торговли О.Вислоуха. По его словам, в ведомстве давно мечтают внедрить компьютерное слежение за бензопотоками в Украину - «от таможни до раздаточной колонки». Поневоле напрашивается сравнение с экономическими советниками Пиночета, вполне преднамеренно и осмысленно разрушившими сверхсовременные компьютеры, подаренные американским правительством, при помощи которых правительство Альенде внедряло социалистический учет и контроль. Зачем считать то, что посчитать невозможно в принципе: ни с компьютером, ни с «пистолетом»?..