Недавнее заседание комиссии под председательством первого вице-премьера Владимира Куратченко обычным не назовешь. Впервые «на ковер» съехались председатели правлений и главы наблюдательных советов приватизированных облэнерго. «Ответ» держали по всей строгости президентского указа двухгодичной давности о создании госкомиссии по платежам за электроэнергию. Комиссия наделяет соответствующих чиновников правом «карать и миловать рубильником». Первый вице-премьер строго спрашивал, время от времени сердился и объявлял «неуды»... председателям областных госкомиссий по платежам (то бишь неплатежам). Регулируемая рыночная экономика в самом что ни на есть рафинированном виде.
Владимиру Куратченко можно посочувствовать. Рыночная экономика - дорогая игрушка для правительств с богатым бюджетом, а плановая - для бедных и сердитых. Обесточить облэнерго невозможно, объявить выговор - нельзя, штрафовать... не получается. Даже выговор по партийной линии впаять невозможно.
А ведь надо. По словам самого В.Куратченко, 350 млн. грн. необходимо для закупки твэлов для атомных електростанций. Необходимо также платить зарплату персоналу АЭС, угрожающему вновь поставить палатки. Нельзя и шахтерам не заплатить, особенно накануне выборов. Да и мало ли куда позарез нужны деньги перед выборами?!
Если В.Куратченко удастся «выбить лишнюю копейку» из приватизированных облэнерго, то в кассе конкурентов Президента будет как раз на эту «копейку» меньше. И вообще, чем меньше этих «беспризорных» копеек в областях, тем дороже гривна! Если бы не было выборов и всяких неурядиц, то их стоило бы выдумать! Жесткой монетарной политики ради!..
Представители областей «кучковались», как приехали, - тройками: председатель областной комиссии по платежам (как правило, это зампред обладминистрации по вопросам промышленности), председатели правлений приватизированных облэнерго и председатели наблюдательных советов. Председателей облкомиссий Куратченко мог карать и миловать, а руководителей облэнерго и председателей наблюдательных советов - только выслушивать (поскольку и суд, и партия, и церковь уже отделены от государства).
Осталась у государства прокуратура, да и та ненадолго - согласно переходным положениям Конституции - после принятия соответствующего закона прокуратура утратит полномочия общего надзора за соблюдением законности, а значит, утратит право открывать уголовные дела «по письмам трудящихся» и по собственной инициативе.
Прокуратура, очевидно, предчувствует свою близкую конституционную кончину и стремится насладиться правом общего надзора. По словам В.Куратченко, «по результатам проверки» Генпрокуратуры в отрасли привлечено к уголовной ответственности 929 человек (впрочем, на сегодня уже 928, поскольку бывшего замминистра энергетики Кузьменко уже уведомили, что уголовное дело против него прекращено). Судя по всему, ждать принятия соответствующего закона осталось недолго. Реакция на такие масштабные действия последует незамедлительно: по четыре десятка уголовных дел на каждую область, это не мало.
Во всяком случае не похоже, чтобы представители приватизированных облэнерго особенно паниковали, услышав сводку с «прокурорского фронта». Не секрет, что большинство уголовных дел открыто против работников неприватизированных предприятий.
Забегая вперед, отмечу, что свое личное чувство протеста против таких методов работы Генпрокуратуры высказал в ходе заседания госкомиссии народный депутат Олекса Гудыма (в недавнем прошлом - замгендиректора «Львовоблэнерго»). В.Куратченко успокоил депутата не без иронии: «Мы работаем в другом режиме. А Генпрокуратура будет держать ответ перед Президентом Украины 15 мая». (Теперь, правда, уже известно, что дата отчета перенесена пока на 25 мая.)
Председатели приватизированных облэнерго взирали на происходящее с нескрываемым интересом. Внешне они почему-то напоминали председателей «негосударственных» колхозов - лет десять тому назад. Вероятно, из-за того, что никто в здравом уме не станет подозревать владельцев этого доходного и, как оказалось, популярного бизнеса, что они желают ездить «по вызову» на заседания госкомиссии.
Предложения владельцев предприятий сводились к одному: зачесть вместо денег векселя облфинуправлений. Наиболее агрессивные ответы сводились к требованию разрешить отключать потребителей, как говорится, первого сорта - как раз тех, которых строго-настрого запрещено отключать. Как раз там, где правительство хочет провести взаимозачеты. Речь идет о предприятиях энергетического комплекса. По словам В.Куратченко, приватизированные облэнерго намеренно блокировали осуществление взаимозачетов по этим предприятиям. Вероятно, первый вице-премьер считает, что приватизированные компании «шантажируют» правительство в надежде, что оно признает и все остальные векселя.
Несмотря на столь «тяжкое подозрение», В.Куратченко вынужден был ограничиться миролюбивым обращением: мы здесь для того, чтобы найти баланс интересов государства и приватизированных облэнерго. До национализации приватизированных облэнерго пока не дошло, скорее наоборот: готовится президентский указ о дальнейшей приватизации предприятий энергокомплекса. Однако при этом первый вице-премьер не забыл многозначительно заметить, что после принятия указа условия деятельности приватизированных предприятий изменятся. «Для правительства приватизация - далеко не самоцель», - заявил В.Куратченко.
Самое неприятное сообщение. Потери в сетях «Одессаоблэнерго» возросли до астрономических величин. Потери - та часть электроэнергии, которая вообще не дошла до потребителя. В начале года чемпионом по этому показателю было Закарпатье - до 40%. Сейчас конкуренцию Закарпатью составила Одесщина. Представители Одессы утверждают, что в области вдруг повальной стала практика «подкупа» инспекторов энергопредприятий с тем, чтобы они за половину суммы скручивали счетчики в обратном направлении. Однако масштабы такого бизнеса впечатляют.
Курьез. Представители Сум пожаловались, что высокая политическая активность двух известных нардепов привела к тому, что население западных районов области повально бойкотирует платежи за электроэнергию. Фамилии не названы, но все предположили, что речь могла идти о Н.Витренко и В.Марченко. Похоже, именно в этом случае члены госкомиссии и частных компаний были наиболее близки к балансу интересов. Шутка ли, ведь платежи населения - это самые «живые» деньги из всех возможных.