Среди шести нефтеперерабатывающих заводов Украины Дрогобычский нефтеперерабатывающий комплекс - ОАО «НПК - Галичина» выделяется тем, что до сих пор только он не контролируется иностранными или контролируемыми иностранцами компаниями. Поэтому-то происходящее вокруг и в связи с «НПК - Галичина» имеет почти символическое значение.
В этом году «ЗН» уже дважды обращалась к теме приватизации ОАО «НПК - Галичина». И продолжить рассказ мы намеревались после хоть какого-то разрешения ситуации, описанной в прежде опубликованных материалах. В частности после разрешения проблемы выдачи госгарантий под кредит банка Японии.
Однако на днях появилась информация, которую мы просто не можем не огласить. Независимо от того, получит ли кредитный проект ОАО «НПК - Галичина» госгарантию или нет.
Борьба за право управлять госпакетом акций ОАО «НПК - Галичина» велась весь прошедший год. Основные претенденты определились сразу: Львовская облгосадминистрация, «ОЛГрупп», английская компания с харьковскими корнями «Ветфорт», а также крупнейшая инвестиционная компания западной Украины - «Галицкие инвестиции». Именно ее Кабмин (распоряжением №1033-р от 15 декабря 1998 года) признал полномочным управляющим госпакетом акций ОАО «НПК - Галичина» (25% уставного фонда + одна акция).
Главной целью передачи госпакета в управление коммерческой фирме декларировалась необходимость активизации производственной деятельности НПК. По оценкам специалистов, в 1998 году «Галичина» использовала свои мощности на 25-30%; «Галицкие инвестиции» предложили возможность увеличения этого показателя вдвое.
Однако, кроме экономической значимости, Дрогобычский НПЗ имеет и немаловажное политическое значение: «НПК - Галичина» объективно может стать экономической платформой для создания серьезной политико-экономической среды региона. В свое время премьер-министру предлагался проект, предусматривающий создание своеобразного консорциума: несколько предприятий - НПК «Галичина», нефтепровод «Дружба», а также сбытовые и сервисные предприятия соединяют свои усилия и создают мощную структуру. Аналогичную, например, «Укртатнефти». В масштабах преимущественно аграрной западной Украины такая структура была бы центром, который мог бы активизировать не только экономическую, но и политическую активность представителей региона, в том числе и в центральных органах власти.
Возможно, именно эта перспектива и сыграла против вышеописанной идеи. Членами наблюдательного совета «Галицких инвестиций» в свое время были и народные депутаты, в частности Тарас Стецькив. В то время он также руководил Львовской областной организацией НДП. Возможно, это совпадение, но буквально на следующий день после скандально известного съезда НДП (на котором из партии вышла часть руководства, включая Т.Стецькива), решением Кабмина «Галицкие инвестиции» были лишены права управлять госпакетом акций ОАО «НПК - Галичина».
Компания «Галицкие инвестиции» в результате этого решения понесла немалые убытки. Сначала она заплатила государству 240 тыс.грн. за право управления госпакетом. Затем вложила средства в подготовку проектов по обеспечению «НПК - Галичина» нефтью. Не говоря уже об убытках от не реализации этих проектов…
Скорее всего, «благодарить» за такой «подарок» «Галицкие инвестиции» должны правительство. Но и позицию директора НПК Романа Матолыча в этой ситуации назвать конструктивной сложно. Похоже, что и он затягивал с реализацией проектов, предложенных «Галицкими инвестициями».
Между тем, усилиями инвесткомпании, НПК уже с апреля мог получить дополнительно в месяц 50 тыс. тонн нефти. Соответствующие контракты уже были подписаны. Но директор НПК не спешил их реализовать. Тактика выжидания оказалась весьма эффективной.
Сразу после вышеупомянутого решения правительства борьба за управление госпакетом акций ОАО «НПК - Галичина» развернулась с новой силой. Кроме «выбитых» из гонки «Галицких инвестиций», состав ее участников не изменился. Но, похоже, появился новый игрок - в лице директора НПК Р.Матолыча, который, вероятно, нашел себе партнеров, причем, весьма неординарных.
26 мая Р.Матолыч обращается к премьер-министру Украины с письмом:
«Для эффективного управления акционерным обществом на период строительства топливного комплекса, согласно кредитному проекту под гарантию Кабмина Украины, целесообразно назначить уполномоченным лицом по управлению этим пакетом командитное общество Национального олимпийского комитета, что будет содействовать развитию национального спорта и повышению авторитета нашего государства».
Сказать, что письмо вызывает удивление - мало. Какое отношение имеет Национальный олимпийский комитет к нефтепереработке - объяснить цивилизованному человеку еще сложнее. Однако президент НОКа И.Федорченко в письме от 3 июня на имя В.Пустовойтенко, вероятно, находит «аргументы»:
«Уважаемый Валерий Павлович! В период подготовки национальных сборных команд Украины к Олимпийским и Паралимпийским играм 2000 года в Сиднее НОКом Украины проводится работа по привлечению внебюджетных средств для финансирования указанных мероприятий.
С этой целью НОК Украины обратился к правлению ОАО «НПК - Галичина» и получил согласие на назначение Командитного общества «Производственно-финансовая компания «Олимпийская Украина» уполномоченным лицом по управлению пакетом акций ОАО «НПК - Галичина» в размере 25% плюс одна акция.
В связи с вышеизложенным и с целью дальнейшего содействия развитию олимпийского движения в Украине НОК просит Вас поручить Национальному агентству по управлению госкорпоративными правами заключить соответствующий договор с руководством Командитного общества «Олимпийская Украина».
Дрогобычский НПЗ, старейшее нефтеперерабатывающее предприятие Украины, основан в 1859 году. Еще 1901-м предприятие с названием «Галиция» стало собственностью английской акционерной компании «Англо-Галициано»; после национализации 1939 года завод, вместе с построенным в 1907 году «Польмином», получил название Дрогобычский НПЗ.
Основные нефтеперерабатывающие мощности - 5,7 млн. тонн нефти в год, обеспечивающие глубину переработки нефти в 64% , - сооружены в 1965-1986 годах. С 1993-го проводилась реконструкция предприятия с использованием технологий французского института нефти, что позволило довести глубину переработки нефти до 87%.
Для строительства комбинированной установки по производству высокооктанового экологически чистого бензина планируется привлечение средств японской кредитной линии (под гарантии правительства Украины).
В 1994-м на производственной базе Дрогобычского НПЗ создано ОАО «НПК - Галичина». 25% акций этого ОАО остается в госсобственности, 40% принадлежит трудовому коллективу (в т.ч. около 10% - руководству предприятия), 10% - государственной кредитно-инвестиционной компании, 17% - корпорации «ОЛГгрупп», оставшиеся акции выкуплены физическими и юридическими лицами.
«НПК - Галичина» - крупнейшее предприятие Львовской области. По результатам 1998 года его доля в промышленном производстве области составила 11%.
Мотивация - «привлечение внебюджетных средств НОКом» - впечатляет своим откровенным намеком на возможные злоупотребления. Потому что, как иначе будут наполняться фонды организации, не имеющей никакого отношения к «Галичине»? Еще больше удивляет то, что директор завода просит передать госпакет акций в управление не себе (что было бы совершенно понятно и в общем-то логично), а малоизвестной фирме, вроде бы имеющей отношение к спорту или НОКу.
Но уже 5 июня премьер В.Пустовойтенко подписал распоряжение в адрес Нацагентства по управлению госкорпоративными правами: «Прошу рассмотреть и принять решение в установленном порядке».
Согласно действующему законодательству, госпакеты акций передаются в управление только в результате конкурсного отбора. И было бы странно, если бы трудовой коллектив «НПК - Галичина» (владеющий на сегодня небольшим пакетом акций завода) не был бы главным претендентом на управление в подобном конкурсе (если конкурс все-таки состоится). И еще более сомнительно, чтобы такой конкурс выиграла «спортивная» фирма.
В случае же объявления конкурса на право управлять госпакетом акций «НПК - Галичина», единственное, что его сотрудники, как и галичане в большинстве своем считают логичным, так это то, чтобы он достался в управление тем, чьи ноги стоят на галицкой земле. По мнению галичан, это решит сразу несколько проблем. Во-первых, будет содействовать хотя бы частичному установлению равновесия между «промышленным Востоком» и «аграрным Западом». Во-вторых, сильная экономика региона может содействовать усилению политических позиций львовских политиков в масштабах Украинского государства. И хотя, «благодаря» некоторым местным руководителям, создается впечатление, что Галичина и в будущем собирается оставаться политической и экономической провинцией государства, это вовсе не отвечает интересам большинства галичан.
И было бы весьма кстати, если бы в связи с вышесказанным центральная власть в Киеве внимательнее присмотрелась к тем, с кем имеет и хочет впредь иметь дело в регионах. Не говоря уже о том, что над нами даже в СНГ станут смеяться, если управлять старейшим НПЗ Украины станут «спортсмены»...