С июня прошлого года в Украине проводится экономический эксперимент по внедрению в жизнь особого, упрощенного порядка налогообложения. Правда, долгожданная система предназначена не для всех, а только для мелких частников и предпринимательских структур, которым предоставляется возможность приобретать так называемый специальный торговый патент.
К сожалению, возможность вкусить дух свободы была предоставлена не всем. По велению свыше для этих целей были выбраны маленькие территории. В числе избранников вначале оказались пять городов. Потом к ним примкнуло еще шесть и один район. Среди них Ильичевск, о котором и пойдет речь ниже.
Попасть в заветный список портовому городку на Одесщине удалось благодаря расторопности местных властей и помощи главы государства, который в марте прошлого года, к гордости ильичевцев, посетил их. Во время визита и было подано прошение, которое вскоре было удовлетворено...
Следы налогового рая
Не знаю, как в иных городах, где тоже проводятся эксперименты, но в Ильичевске следы «налогового рая» видны повсюду. Долгие годы «красовавшийся» при въезде в город длиннющий каменный забор, которым давным-давно отгородилось от мира одно малое предприятие, теперь разрисован всеми цветами радуги. Но более всего, конечно, впечатляет главная улица - улица Ленина, где свободный дух предпринимательства так воспарил, что сразу стало видно, кто есть кто и кто на что горазд. Буквально на каждом углу выросли, как грибы после обильного дождя, новые кафе, ресторанчики, магазинчики... Что поражает - построены они, похоже, с учетом особого, специфического «архитектурного» вкуса. Хозяева питейных заведений и торговых лавок выразили себя, что называется, во всей своей красе. Такой эклектики вы нигде не встретите. Один предприниматель выкрасил свой магазин в неповторимый темно-оранжевый цвет. Но ни архитектор, ни мэр города голову ему за эту вольность, как прочили доброжелатели, не снесли. Словом, свобода во всем.
Кажется даже, что каменный вождь всех времен и народов, который стоит в начале улицы, по-прежнему указывает путь горожанам к светлому будущему. А что? Помнится, во времена нэпа Владимир Ильич тоже призывал не давить неугодного частника. А быть к нему повнимательнее. Для этого он даже заменил продразверстку продналогом и допустил присутствие свободной торговли.
Мы купили свободу
и спокойствие
Как и следовало ожидать, сбросить с себя ярмо в виде тяжкого налогового бремени ринулись почти все предприниматели. По данным мэрии, спецпатенты приобрели около 99,7 процента тех, кто имеет на это право. Говорят, многие даже примчались из Одессы, чтобы открыть в Ильичевске свое дело. Конечно, при этом лица хозяев особым светом не озарялись, ибо платить за спецпатент деньги приходится немалые. Ставки для торговли установлены в размере от 225 до 6000 гривен, а для тех, кто предоставляет платные услуги, - от 50 до 200 гривен. Плата ежемесячная, причем вперед.
Специальный торговый патент - это государственное свидетельство, удостоверяющее право субъекта предпринимательской деятельности на особый порядок налогообложения. Так сказано в Законе Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О патентовании некоторых видов предпринимательской деятельности» от 10 февраля 1998 года.
Согласно этому документу, купивший патент освобождается от налогов: на добавленную стоимость, на доходы физических лиц, на прибыль предприятий, на землю, а также от сборов: в фонд Чернобыля, в Госинновационный фонд, за специальное использование природных ресурсов, на пенсионное и соцстрахование, на выдачу разрешения на размещение объектов торговли и сферы услуг, от рыночного и дорожного сбора, а также от коммунального налога. При этом, как сказано в законе, расчетная сумма поступлений за год от субъектов предпринимательской деятельности в виде платы за спецпатент не может быть меньше общей суммы налогов, сборов и других обязательных платежей, уплаченных ими в бюджеты всех уровней и государственные целевые фонды за предыдущий бюджетный год с учетом уровня инфляции.
На субъектов предпринимательской деятельности, приобретших спецпатент, не распространяется требование о применении контрольно-кассовых аппаратов и товарно-кассовых книг. Физические лица освобождаются от ведения учета доходов и расходов и предоставления деклараций.
Согласно закону, новая упрощенная система налогообложения внедряется в порядке эксперимента на ограниченных территориях, которые определяются Кабинетом министров по согласованию с органами местного самоуправления. В соответствии с постановлением Кабмина № 826 от 8 июня 1998 года право на участие в эксперименте получили Краматорск, Ильичевск, Мироновка, Шпола, Новая Каховка, Большая Ялта, Алушта, Судак, Евпатория, Феодосия, Саки и Хустский район Закарпатской области.
Эксперимент проводится с начала лета 1998 года. Его срок - не менее одного года.
Один предприниматель, построивший первое в Ильичевске интернет-кафе, которое открылось недавно, сказал: «Я вынужден был отказаться от спецпатента. Клиентов пока не густо, а 600 гривен каждый месяц вынь да отдай». Правда, другие хозяева говорили, что раньше им приходилось платить больше, чем теперь, хотя по идее должно быть все наоборот. «Ну что вам объяснять, - говорили они, - вы и сами знаете, во сколько обходятся всякого рода проверяющие. Поэтому хотя мы платим сейчас немалые деньги, но зато спокойны. Не надо прятаться от налоговой».
Теперь в Ильичевске о налоговой инспекции, которая лишилась такого лакомого пирога, как малый бизнес, ходят легенды. Народ злорадствует. В одном торговом предприятии мне рассказали, что налоговики откопали где-то забытый всеми и ими в том числе указ Президента «О мерах по нормализации платежной дисциплины в народном хозяйстве Украины» и теперь проверяют, как выполняются договора. «Мы, - возмущался директор, - буквально на один день просрочили платежку нашему поставщику за поставленный кефир, и у нас изъяли 50 процентов от той суммы, которую мы не успели ему вовремя перечислить, хотя поставщик никаких претензий нам не предъявлял».
Много приятных впечатлений вызвал и факт ликвидации кассовых аппаратов. Правда, некоторые большие магазины их сохранили, но для своей внутренней отчетности. Что же касается неприятных впечатлений, то больше всего разочарований принес непотопляемый бухучет и отчетность, которую по-прежнему приходится вести. Дело в том, что от нее освобождены только физические лица, но отнюдь не юридические. Это во-первых. Во-вторых, многие предприятия занимаются разными видами деятельности. При этом на один - распространяются действия патента, а на другой - нет, что создает большие неудобства. В третьих, патентование распространяется только на сферу наличного обращения, в связи с чем приходится вести отдельно бухгалтерский и налоговый учет по безналичке. При таких условиях им вообще нет смысла приобретать спецпатент. Словом, эксперимент высветил и массу других недостатков, которые требуют урегулирования, прежде всего на законодательном уровне.
И бюджеты полны,
и предприниматели целы
Хотя цель проводимого эксперимента везде одна - создание новой системы налогообложения, которая бы удовлетворила в равной степени как предпринимателей, так и интересы местных бюджетов, - однако подходы к его проведению, судя по рассказам ильичевцев, в каждом городе свои. И своя методика, скажем, в расчетах стоимости специального торгового патента. Ильичевский горисполком разработал ее не только исходя из параметров, предложенных законом (месторасположения торгующего объекта, ассортиментного перечня товара, размера торговой площади), но и с учетом пожеланий самих предпринимателей. Для этого власти провели опрос и организовали анонимное анкетирование, что позволило узнать их мнения и внести соответствующие корректировки.
По данным горисполкома, за первое полугодие 1998 года, то есть с начала эксперимента, 142 торговых и бытовых предприятия из 209 приобрели спецпатенты, от продажи которых в бюджет поступило 1528,8 тысячи гривен. Для сравнения: в первом полугодии 1998 году они перечислили в бюджет в виде налогов и сборов 530,6 тысячи гривен. Приобрели спецпатенты почти все предприниматели, зарегистрированные как физические лица (145 из 148). Во втором квартале они перечислили в бюджет 345,5 тысячи гривен по сравнению с 98,1 тысячи в первом. Таким образом, поступления в казну выросли за этот период на 352 процента. Каждый среднестатистический предприниматель стал перечислять в месяц 254 гривни, а не 126, как прежде.
В итоге для магазинов, торгующих только отечественными товарами, такими, как мясо, рыба, молочные продукты, детское питание, хлебобулочные изделия, плата установлена на 30 процентов меньше. И это понятно. Еще сравнительно недавно купить, к примеру, молочные продукты в магазинах Ильичевска вечером было сложно. А чтобы купить мясо, нужно было идти утром на базар на окраину города.
Преимущества предоставлены и тем, в чьих лавках и харчевнях отсутствуют алкогольные напитки и табачные изделия. Они платят на 20 процентов меньше. Но есть и такие, с которых берут больше. К примеру, на 10 процентов - с тех, кто торгует и кормит народ на пляжной территории в летний период. На 10 процентов платят больше и те, кто реализует сложную бытовую технику, радио- и телеаппаратуру, компьютеры, видео- и аудиокассеты и диски, строительные материалы и автозапчасти. И так далее.
По словам заведующего отделом торговли и бытового обслуживания Ильичевского горисполкома Виктора Олейника, Ильичевск в отличие от других городов при определении стоимости патента стремился не содрать с частника как можно больше и тем самым пополнить бюджет, а прежде всего создать условия для развития предпринимательства, дать возможность им стать хотя бы на ноги. «Проще, конечно, было установить высокие ставки, - говорил он, - как это и сделали в некоторых городах по настоянию налоговых служб, потребовавших увеличить поступления в казну на 70 процентов по сравнению с прежними суммами, которые перечисляли ранее в бюджет предприниматели».
По словам г-на Олейника, в Ильичевске, устанавливая стоимость патента, рассчитывали увеличить поступления в казну на 30 процентов. «С моей точки зрения, - говорит он, - за счет малого предпринимательства дыры в казне не залатаешь. Для этих целей существуют крупные предприятия. Мелкий же бизнес нужен как источник всевозможных дешевых качественных услуг и новых рабочих мест. Это и есть главная цель мэрии, которую мы ставили при проведении эксперимента, а не только пополнение казны, хотя мы с этой задачей тоже справились. Ведь пополнять бюджет можно не только за счет увеличения ставок, но и за счет роста количества предприятий, что и произошло. Поэтому эксперимент у нас пошел, о чем красноречиво свидетельствуют итоги работы».
Ограниченная
зона плавания
Беда в том, что закон не всех пускает в свободное плавание. А посему за бортом осталась масса частников, занимающихся предоставлением всевозможных платных услуг. В Ильичевске на 1 апреля 1999-го было выдано 500 торговых патентов. Из них специальных торговых - 367, из которых всего 34 приходится на бытовые услуги. Дело в том, что по закону всего лишь семь видов деятельности по предоставлению услуг попадают под специальное патентование.
В результате за бортом остались парикмахерские, которые, узнав о спецпатенте, ринулись открывать новые салоны, обновлять старые, но, увы. По словам Виктора Олейника, мэрия вначале внесла их в перечень объектов и определила для них стоимость патента в размере 75 гривен в месяц на одного работающего. Но оказалось, что патентование на них не распространяется, и по протесту прокуратуры они были исключены из списка. Вот если бы парикмахерские оказывали услуги в областном центре или Киеве и Севастополе, то тогда бы они имели право на спецпатент. Так по закону.
Ильичевцы уже обращались в Кабмин с просьбой внести изменения в перечень бытовых услуг, подлежащих патентованию, и включить в него косметические, парикмахерские и автотранспортные услуги, а также услуги по операциям с недвижимостью. Но к ним пока не прислушались.
В начале мая в Краматорске проходила научно-практическая конференция на тему «Специальный торговый патент: состояние, проблемы, перспективы», где были проанализированы результаты его внедрения во всех «экспериментальных» городах и районах. Были сделали выводы о том, что упрощенная система налогообложения в виде специального торгового патента перспективна, ибо не только способствует увеличению поступлений в бюджет, но и позволяет легализовать теневой бизнес. При этом, отмечалось на конференции, отпадает необходимость в постоянном контроле за финансами со стороны государственных органов, что устраняет причины коррупции. В связи с этим участники конференции обратились в Кабинет министров и Верховную Раду с просьбой продлить эксперимент до 2002 года, внеся при этом ряд изменений в законодательную базу малого предпринимательства.
Города просят распространить эксперимент и на другие виды деятельности. Дать право местным органам самоуправления самостоятельно определять перечень услуг, на которые распространяется действие патента. А также самим определять параметры, по которым рассчитывается его стоимость…
Не стану перечислять все предложения, ибо занимают они три страницы. Скажу лишь, что эксперимент, который дал возможность не экспериментировать над всей страной, вводя новое законодательство, а апробировать его на отдельных территориях (и территории, слава Богу, в этом заинтересованы), продолжается. Более того, неподдельный интерес к нему проявляют Одесса, Южный, Белгород-Днестровский и другие города, которые хотят приобщиться к новому делу. Это, кажется, и есть лучшее доказательство того, что эксперимент удался.
Комментарий заместителя председателя комитета ВР по экономической политике Юрия ЕХАНУРОВА:
- Внедрение специального торгового патента поддерживается многими объединениями предпринимателей Украины. Рассматривался этот вопрос и Координационно-экспертным советом объединений предпринимателей. На его заседании решено начать кампанию по принятию закона о спецпатенте, который бы учел основные недостатки, выявленные при проведении эксперимента.
Нашел поддержку спецпатент и в парламентских кругах. Активно работает над этой темой депутат Алексей Шеховцов. Наш парламентский комитет по вопросам экономической политики, управления народным хозяйством, собственности и инвестиций планирует провести слушания по результатам эксперимента. Создана рабочая группа во главе с народным депутатом Юрием Кононенко, задача которой - разработка законопроекта о распространении спецпатента на всю страну. В идеале он должен заработать уже с 1 января будущего года.
Однако следует понимать, что спецпатент - это всего лишь одна из форм упрощения системы налогообложения. Она имеет особое значение для субъектов малого предпринимательства, которые работают в сфере наличного обращения. Эту систему не следует путать с льготами для предприятий, так как ее суть - не в освобождении от налогов, а всего лишь в упрощении определения базы налогообложения. То есть основной упор делается на снижение уровня государственного администрирования предпринимательской деятельности, в первую очередь - налогового.
…Мелкий предприниматель выйдет из «тени» только тогда, когда чиновник не сможет переступить порог его мастерской или ларька.