Скажите честно, вы задумывались когда-нибудь над вопросом: почему некоторые продукты в супермаркетах размещают на самом видном и доступном месте, а другие складывают так, что до них практически невозможно добраться?
На такой вопрос можно дать достаточно ясный и короткий ответ: причина в деньгах. И, нужно сказать, достаточно больших деньгах - настолько больших, что Сенат специально занялся этой проблемой пищевой индустрии, получившей название «полочные сборы».
Сенатский комитет по делам малых бизнесов провел собственное расследование, в ходе которого обнаружил свидетельства закулисной конкурентной борьбы, в которой жертвой оказывается малый бизнес, а крупные производители пищевых продуктов тратят миллионы на то, чтобы вытеснить с полок магазинов товары своих конкурентов. В результате малые бизнесы, которые не в состоянии выпускать свою продукцию в таком большом объеме, чтобы составить конкуренцию крупным производителям, практически не могут пробиться на рынок. И это обстоятельство очень волнует сенатора-республиканца от Миссури Кристофера Бонда, возглавляющего комитет малого бизнеса. Г-н Бонд уверен, что «полочные сборы» стали барьером, который некоторые малые бизнесы просто не в состоянии преодолеть.
«Полочное пространство в розничной торговле представляет собой наиболее дорогостоящую разновидность недвижимости», - подчеркнул сенатор на слушаниях в комитете.
Сенатор от Массачусетса Джон Керри, руководитель демократической фракции в комитете, считает, что пробил час задать вполне законный вопрос: а соответствует ли практика «полочных сборов» конституционным стандартам свободной и открытой конкуренции? «В лучшем случае подобную практику можно назвать подозрительной, - подчеркивает он. - Почему, спрашивается, бизнесы должны платить сборы за право поместить свои товары на полки магазинов?»
Однако представители торговой индустрии защищают традицию взимания «полочных сборов», существующую несколько десятков лет, и утверждают, что без нее малым бизнесам пришлось бы еще хуже.
Согласно документам, которые комитет подготовил к началу слушаний, сборы эти могут составлять 5000 долларов на изделие в одном магазине, но бывают и «скидки», когда производитель платит 10000 за изделие, поставляемое всей сети фирменных магазинов.
По данным профессора Грегори Гундлаха из университета Нотр-Дам, годовая сумма «полочных сборов» достигает 9 млрд. долларов.
Джон Мотли, вице-президент Института продуктового маркетинга, отвечающий в этой ассоциации владельцев супермаркетов (она объединяет 21 тысячу магазинов розничной торговли) за отношения с правительством и общественностью, отстаивает «полочные сборы» как вынужденную маркетинговую практику, поскольку помещение на полки нового продукта обходится розничным торговым предприятиям довольно дорого.
Отметив, что размер сборов обычно согласовывается между производителями продуктов и владельцами магазинов, Мотли напомнил, что четыре из пяти новых продуктов обычно успеха не имеют (типовой супермаркет продает около 30 тыс. различных продуктов из выпускаемых 100 тысяч).
«У нас нет свободного пространства на полках, и поэтому, когда кто-то выпускает новый продукт, то для его размещения и продажи мы вынуждены переставлять уже имеющиеся товары, - поясняет Мотли. - То есть определенным образом рисковать. А «полочные сборы» уменьшают этот риск. Без них мелкие производители и поставщики наверняка проиграли бы сражение против гигантов пищевой индустрии, которые могут бросить на рекламу своей продукции огромные суммы в виде купонов, бесплатных образцов и других средств».
В некоторых магазинах не принимают «полочные сборы» в чистом виде, да и не все производители согласны их платить. «Вот как это происходит на практике, - продолжает Мотли. - Производитель клянется владельцу магазина, что уверен в привлекательности нового продукта и ручается за его сбыт настолько, что готов помочь сократить расходы, связанные с выкладкой его на полку».
Билл Джеймс, один из вице-президентов Ассоциации американских производителей пищевых продуктов (она представляет до 90 процентов продуктов, продаваемых в супермаркетах), подчеркивает, что его объединение «не любит» такого рода сборы, однако предпочитает не диктовать своим членам, как им следует продвигать на рынок свою продукцию.
«Но я убежден, что для этого недостаточно просто заплатить магазину за место на полке», - утверждает он.
В заключение следует отметить, что в дискуссии о правомочности «полочных сборов» высокие спорящие стороны как-то забыли о покупателе. А ведь именно он, покупатель, в конечном счете оплачивает любые сборы, ибо они, вне всякого сомнения, закладываются в цену продукта. Может, законодатели, замолвят за него словечко?..