Несколько дней с деловым визитом в Киеве находился генеральный директор «Инвестбанка» Союзной Республики Югославии Никола Станич. События в Югославии сейчас приковывают к себе внимание всего мира. Причем не только спорадическими вспышками временами вяло текущей, а временами обостряющейся до предела гражданской войны в Хорватии и в Боснии и Герцеговине. Очень большой интерес, и не только у специалистов, вызывает также успешный опыт проведения экономических реформ в Югославии в экстремальных условиях экономической блокады. В связи с этим наш корреспондент встретился с югославским гостем и задал ему несколько вопросов.
- В начале нашей беседы несколько слов о себе и банке, который вы представляете.
- Начну с банка. Акционерное общество «Инвестбанк» существует уже 35 лет. Это - крупнейший банк Югославии, насчитывающий 3,5 тысячи сотрудников и имеющий свыше 20 филиалов. Он сосредотачивает в себе 41% банковского потенциала страны.
Сам я, до того как возглавить «Инвестбанк», работал заместителем председателя Кабинета министров Сербии, затем - заместителем председателя Национального банка Сербии, после этого - Югославии. Являясь - председателем экономического совета правящей Социалистической партии Сербии. Политиком в классическом понимании этого слова себя не считаю. Я - профессиональный экономист, работающий ныне в области банковского дела, хотя довелось поработать и в промышленности, и в сельском хозяйстве.
Как деловой человек, генеральный директор одного из крупнейших банков, прибыл в Киев, чтобы ознакомиться с ситуацией в украинской экономике, провести переговоры о расширении сотрудничества между предприятиями и банками Сербии, Югославии и Украины. Основа для этого есть. Это, в частности, договоренности, достигнутые во время недавнего визита в Украину главы правительства Сербии Мирко Марьяновича и заместителя председателя кабинета министров Югославии Николы Шаиновича.
В прошлом году в Киеве состоялась первая промышленная выставка Югославии. В этом году - с 30 октября по 3 ноября - намечено провести вторую такую выставку. «Инвестбанк» на ней будет представлять банковское дело Югославии. Участие в подготовке этой выставки - также одна из целей моего визита в Украину. Мы хотим привлечь к участию в выставке один из украинских банков, что поможет установить полезные контакты, начать сотрудничество.
В ходе наших контактов сейчас изучается вопрос о создании в Киеве и Белграде совместных банков. В программе моего визита - встречи с представителями наших предприятий, работающих в Украине. Я провел очень полезные переговоры с заместителями председателя Торговой палаты Украины, с директором «Укринбанка», состоялась плодотворная беседа в Национальном банке Украины.
- Во всем мире огромный интерес вызывает югославская реформа. Наши читатели не поняли бы меня, если бы я вас не попросил рассказать подробнее о ней, ее основных принципах и первых результатах.
- Необходимость проведения реформы возникла еще после отделения Словении и Хорватии, а затем Боснии и Герцеговины и Македонии. СФРЮ прекратила свое существование как государство. Уже это создало ряд экономических проблем из-за разрыва всех связей между предприятиями прежде единого государства.
Затем в Хорватии и Боснии и Герцеговине, где сербы вдруг превратились в бесправное национальное меньшинство, началась длящаяся уже четыре года война. А третьим фактором стала блокада Сербии и Черногории, объявленных единственными виновниками за все, что происходит вне пределов их территорий. Санкции не только воспрепятствовали вывозу и ввозу товаров и услуг, транспортным, культурным и спортивным связям с внешним миром, но и заморозили нашу собственность за границей. Я бы даже назвал это экономической оккупацией.
И в таких условиях нужно было поддерживать работу предприятий, банков, медицинских учреждений, школ, обеспечивать социальный мир в стране. Было ужасно тяжело. Только непосредственный ущерб от санкций составил за эти годы около 70 миллиардов долларов, а с побочным превышает уже 100 миллиардов.
В результате санкций, начиная с 1992 года, постоянно сокращалось производство и росла инфляция. В конце 1993 - начале 1994 года экономический кризис достиг пика. Мы практически потеряли национальную валюту. Цены менялись по нескольку раз в день. Появилась купюра в 500 миллиардов (!) динаров. 15 - 17 января 1994 года дневная инфляция составляла 84%. В пересчете на год это превысило бы один миллиард процентов! Но уже в августе 1993 года родилась идея - собрать всех ученых-экономистов Югославии и создать экономическую программу на 1994 год. Команда из 73 научных работников институтов экономики и экономических наук, а также экономического факультета Белградского университета приступила к делу, и через три месяца программа экономических реформ была составлена.
Она состояла из шести разделов.
1. Реконструкция монетарной и финансовой системы. Цель - ввести новую валюту, которую мы назвали новым динаром, чтобы сломить гиперинфляцию, восстановить стабильный рынок и цены, установить фиксированный курс динара к иностранной валюте из расчета один динар - одна немецкая марка. Для подкрепления динара использовали валютный и золотой резерв страны.
2. Принятие сбалансированного, бездефицитного бюджета, который должен формироваться не за счет кредитов центрального банка, а за счет налоговых поступлений.
3. Приватизация с целью нахождения собственника предприятия или банка. Наряду с этим была создана возможность создания новых предприятий. Мы изучили процессы приватизации в восточноевропейских странах, в России и Украине, в Прибалтике. И хотя процесс приватизации в Югославии начался еще в 1991 году, удалось избежать грубых ошибок, потому что мы исходили из того, что такое масштабное и сложное дело нельзя осуществить за короткий срок.
Уже в 1991 году предприятия таких отраслей, как электронная промышленность, железнодорожный транспорт, связь и ряд других, были превращены в государственные учреждения, которыми руководят органы управления, назначаемые государством. Они несут ответственность перед ним за рентабельность и результаты управления. Деятельность их также основана на принципах рынка.
Другие предприятия согласно утвержденной процедуре могли быть приватизированы, но строго по установленной специальным государственным агентством реальной цене путем продажи акций: до трети оцененного имущества могли купить работники данного предприятия, а оставшиеся две трети - физические лица и предприятия как отечественные, так и иностранные. В настоящее время приватизировано уже свыше двух с половиной тысяч предприятий. За это же время основано большое количество новых частных предприятий. Идет процесс создания нормальной смешанной экономики, такой же, как в большинстве развитых стран. Этот процесс будет длиться еще несколько лет, что позволит нам избежать острых социальных проблем. У нас не будет так, как в Словении и Хорватии, где сто или двести человек или семей получили контроль над всем имуществом.
4. Реорганизация тех предприятий, которые предназначены для приватизации, но пока работают нерентабельно или слишком велики, - таких, как медные шахты, серебряные рудники, металлургические комбинаты. Путем модернизации, изменения технологии, совершенствования руководства эти предприятия должны быть подготовлены к приватизации по реальной, а не бросовой цене.
5. Следующий раздел программы - решение социальных вопросов. Санкции, нанеся удар по югославской экономике, увеличили число безработных: сейчас промышленность работает на 40% своих мощностей, труд множества людей невостребован. Чтобы эти люди не остались без средств к существованию, мы предоставили каждому гарантированную сумму на содержание. Часть средств на социальную помощь идет из бюджета государства, часть предоставляют предприятия.
Трудовое и социальное законодательство приведены в соответствие с новыми условиями.
6. И наконец - создание рыночных институтов: бирж капиталов, рынка ценных бумаг, рынка труда, а также инвестиционных фондов. Основан Фонд развития, в который поступает 60% средств от приватизации. Из оставшихся сорока - 30% передаются в пенсионный фонд, 10% - в фонд рынка труда и инвестируются в производство, тем самым создавая новые рабочие места.
Чего в итоге мы достигли? Во-первых, в 1994 году реанимировали национальную валюту. Во-вторых, сломлена гиперинфляция - в 1994 году ее уровень равнялся нулю. Наша программа стартовала 24 января, и уже в феврале инфляция была сведена к нулю. Мы, таким образом, получили стабильный рынок и стабильные цены. В-третьих, не стало черного валютного рынка. Каждый гражданин, любое предприятие получили возможность поменять любую валюту на динар по официальному реальному курсу.
В-четвертых, остановлено четырехлетнее снижение производства, и уже в феврале - марте 1994 года начался его рост. В целом производство в прошлом году выросло по сравнению с 1993-м более чем на 30%.
Начался стремительный рост реальной зарплаты: в январе 1994 года она составляла 22 динара, в феврале - 36, марте - 63, апреле - 84, в мае превысила 100 динаров. В июле средняя зарплата равнялась 352 динарам.
Мы считаем, что в наших условиях, условиях блокады, достигнут выдающийся, колоссальный успех: мы не только выжили, но и восстановили экономику, причем не используя рекомендации МВФ и без единого цента зарубежной помощи.
Конечно, я не был бы с вами до конца откровенным, если бы стал уверять, что у нас нет теперь никаких проблем. Наоборот, в течение 1995 года, особенно в последние два-три месяца, опять усилились инфляционные тенденции. Одной из основных причин является то, что у предприятий из-за блокады используются не все производственные мощности, что оборачивается повышением цен на производимые ими товары. С другой стороны, прекращение как экспортных, так и импортных операций способствует проявлению монополизма.
В итоге в мае этого года рост цен составил 5,4%, в июне - 6%, в июле - 6,4%, а в августе - 7,5%. Само по себе это еще не высокая инфляция, но тенденция настораживает. Сейчас мы готовимся к осуществлению неотложных мер, чтобы ее преодолеть.
- В случае снятия блокады что в программе реформ будет отброшено за ненадобностью и какие основные ее положения сохранятся?
- Программа реформ носит долгосрочный, стратегический характер. Когда санкции будут отменены, какие-то коррективы, конечно, вносить придется. Например, наша промышленность получит те экспортные возможности, которых она теперь лишена. До 50 - 60% своей продукции предприятия смогут продавать за границу. В то же время даст себя знать длительное отсутствие наших предприятий на международном рынке.
На повестку дня станет еще одна проблема - выплаты долгов с большими процентами по ним, а также восстановление связей с международными финансовыми организациями. Мы надеемся, что, учитывая ущерб, нанесенный нашей стране санкциями, удастся добиться отсрочки выплат на десять и более лет. Прецедент такой уже есть - Польша, Венгрия, Болгария. Но, подчеркну еще раз в заключение, основной курс реформ на развитие рыночных отношений сохранится.
- Знакомы ли вы с опытом украинских реформ?
- Я изучал суть реформ в Украине. В процессе реформирования в обеих странах имеется немалое сходство. Например, Украина тоже столкнулась с серьезными проблемами, связанными с разрывом экономических связей. Это спровоцировало большое падение производства, так как разрыв связей особенно болезненно ударил по крупнейшим предприятиям металлургической и машиностроительной отраслей, работавших на экспорт.
Схожи и социальные проблемы. Украина тоже столкнется с проблемой долгов.
Один из ключевых вопросов реформирования экономики Украины - укрепление банковской системы. Отношения между центральным и коммерческими банками должны развиваться строго на рыночных принципах. Деятельность центрального банка должна стать более автономной, чем это было прежде. Государственное финансирование следует видоизменить, большой государственный дефицит - ликвидировать. Все это и наши проблемы. Особая проблема - сильная зависимость от ввоза энергоносителей, особенно газа.
Особенно хотел бы подчеркнуть - это мое личное мнение, - что хозяйственную реформу, реконструкцию всей хозяйственной системы нужно проводить очень внимательно и очень фундаментально. И это процесс длительный, так как за короткий период такие крупные изменения, переход из одной системы хозяйствования в другую, невозможны.
Необходимо обладать большой мудростью, чтобы этим переходом управлять, не совершая насилия над экономическими процессами. И определять методы решения проблем только самим, без идеологических догм прежней системы, но и без внедрения догм другой системы.
- Что вы можете сказать об украинско-югославских отношениях?
- Отношения между нашими народами самые дружественные, что подтвердил недавний визит нашего премьера. Да и мои личные впечатления говорят о том же. Между нашими предприятиями и банками существуют большие возможности для сотрудничества. Промышленность Югославии и Украины связывает прекрасная естественная артерия - Дунай, что дает большие преимущества для развития экспортно-импортных операций.
Отмена несправедливых, я бы сказал, неправедных санкций, которые и экономике Украины нанесли и продолжают наносить большой ущерб, позволила бы нашим странам развивать и расширять взаимовыгодные связи.