Наконец-то Россия обезопасила себя от плохих менеджеров украинского газового рынка и от низкой дисциплины платежей, сложившейся в нашей стране. Теперь несанкционированный отбор газа из трубопроводов будет считаться воровством у бюджета, а не у российского «Газпрома». А неполная оплата потребленного газа станет не вопросом отношений частных компаний, а опять-таки вопросом отношений двух госбюджетов — российского и украинского.
Если платежи за газ останутся на нынешнем уровне, то ежегодно долг Украины перед Россией будет увеличиваться на 600—800 млн. долларов США. Это большая нагрузка на бюджет. Наверняка инициатива Президента Кучмы привлечь Россию к управлению (а значит, владению) украинскими магистральными газопроводами нацелена на компенсацию газового долга пакетом акций этих газопроводов с тем, чтобы иметь запас времени для реорганизации системы сбора платежей за газ с целью их повышения. Поэтому допуск «Газпрома» к собственности украинских магистральных газопроводов является делом времени. Как только это случится, РАО наведет порядок в системе учета и транзита природного газа. Будет исключена возможность нелегального экспорта газа из Украины в Центральную Европу, который являлся основной статьей дохода большинства украинских олигархов.
Приближение «Газпрома» вплотную к украинской газотранспортной системе символизирует общее усиление экономического присутствия россиян в Украине. Это присутствие наблюдается в нефтяной, химической и алюминиевой промышленности, в производстве труб, в авиа- и машиностроении. Сейчас россияне являются наиболее вероятным источником инвестиций в украинскую экономику. В отличие от западного капитала, они не боятся существующего в нашей стране неблагоприятного предпринимательского климата, так как сами проходили становление и действуют в еще более сложных условиях. Зато уже сегодня российские менеджеры обладают более продвинутыми управленческими и финансовыми технологиями. Достаточно сказать, что на данный момент в российскую экономику привлечено 40 млрд. долларов против трех с половиной, привлеченных в украинскую. И это не следствие разницы в размерах территории.
Необходимость восстановления экономической кооперации между украинскими и российскими предприятиями в ряде отраслей является необходимым условием участия обеих экономик в мировом рынке. Для капитала это не пустые слова. Российские компании намерены принять участие в конкурсах по приватизации всех крупных украинских предприятий. И они готовы платить Украинскому государству реальные деньги.
Денежная приватизация наиболее ликвидных украинских предприятий явится вторым и последним ударом по отечественным финансово-политическим группам, для которых собственная производственная деятельность не является существенным источником дохода. Неформальный контроль предприятий с большим пакетом государственных акций, в частности, с помощью поставок газа и электроэнергии и получения взамен продукции предприятий по заниженным ценам, и по сей день остается инструментом зарабатывания для некоторых украинских финансовых групп. Так вот, для них единственный способ сохранить свое влияние в стране и источники дохода — это принять участие в приватизации государственных предприятий наравне с иностранными инвесторами. Проблема в том, что предприятий продается много, а претендентами на них выступают более состоятельные российские и западные компании. Украинский капитал в принципе слабее российского и западного, и у него не хватит средств состязаться с такими конкурентами на таком большом поле. 9 миллиардов гривен от приватизации в следующем году — сумма более чем реальная. Но не для отечественных финансовых групп.
Перед украинскими олигархическими группами сегодня стоит задача сохранить контроль над лучшими предприятиями и потратить при этом на приватизацию как можно меньше денег. Схема уже отработана — это приватизация предприятия под инвестиционные обязательства. И сейчас нам следует ожидать активной кампании, которая будет лоббировать инвестиционные обязательства как приоритетное условие приватизации госпредприятий, отодвигая на второй план стоимость госпакета акций и обязательство погасить долги предприятия. Суть приватизации предприятия под инвестиционные обязательства заключается в том, что предприятие продается за небольшую сумму реальных денег и обязательство инвестора вложить большую сумму в развитие предприятия.
Наличие больших инвестиционных обязательств в условиях приватизационного конкурса важно для заинтересованных лиц по двум причинам.
Первая — это отпугивание западных конкурентов, которые в принципе не понимают, как доказавший свою неспособность управлять предприятиями чиновник может рассказывать инвесторам, куда и в каких объемах направлять инвестиции.
Вторая причина — необходимость удешевить покупку государственных акций предприятия под предлогом того, что у инвестора должны остаться деньги на инвестирование купленного предприятия.
Проходящая сейчас приватизация Запорожского алюминиевого комбината — рубеж для украинских олигархов. Если им удастся пролоббировать приватизацию ЗАлКа под инвестиционные обязательства, значит, им удастся отрезать от приватизации российских и западных конкурентов, сэкономить деньги и, главное, создать прецеденты удобной для себя приватизации других привлекательных предприятий. С этой целью в электронных СМИ уже развернута кампания, которая пропагандирует отсечение иностранных инвесторов от приватизации доходных предприятий и передачу этих предприятий украинскому капиталу. Это, естественно, объясняется необходимостью защиты национальных интересов Украины, но без указания на то, в чем именно эти интересы состоят.
Приватизация Запорожского алюминиевого комбината — тестовая ситуация для Украины с точки зрения западных инвесторов. Запад очень болезненно реагирует на частое изменение нормативного поля и в частности — на изменение условий приватизации предприятия уже после ее начала. Со дня на день можно ожидать появления в Верховной Раде проекта закона об особенностях приватизации Запорожского алюминиевого комбината. Если это случится, Украине не видать западных инвесторов, которые готовы и заплатить за пакеты акций приватизируемых предприятий, и принести на эти предприятия реальные инвестиции и хорошее управление. В таком случае, программу приватизации будущего года можно будет считать сорванной. Больше того, резко ухудшится образ Украины в глазах западных правительств, а также и экспертных и деловых кругов. А это фактически перечеркивает надежды на возобновление внешнего кредитования страны, так как принятая во всем мире прозрачная денежная приватизация является одним из условий поддержки Украины цивилизованным миром.
Правительство, без сомнения, может привлечь в 2001 году 9 млрд. гривен от приватизации. Для этого нужно выполнить одно простое условие, а именно: не верить в инвестиционные обещания, особенно большие, исчисляемые сотнями миллионов. Государство должно требовать от инвесторов максимальную сумму реальных денег за продаваемые пакеты акций и рекомендовать инвесторам компенсировать долг приватизируемых предприятий перед бюджетом.
Нет сомнений, что государственные органы приватизации столкнутся с сильным противодействием со стороны многих общественных и политических сил, деловых кругов. Ведь приватизация ликвидных предприятий под инвестиционные обязательства — это последняя надежда украинских олигархических групп. Первый заместитель председателя ФГИ фактически намекнул, что Фонд ощущает давление, направленное на изменение условий приватизации Запорожского алюминиевого. Срыв денежной приватизации ЗАлКа, скорее всего, повлечет за собой убытки для государства как в момент продажи пакета акций этого предприятия, поскольку бюджет недополучает часть возможного дохода, так и в будущем, ведь инвестиционные обязательства зачастую не выполняются, а предприятие уводится «в тень». От того, преодолеет ли правительство сопротивление украинских финансовых групп, которые хотят сэкономить на стране, зависят успех программы приватизации, экономической программы Президента и появление на украинских предприятиях эффективного собственника.