В последнее время в Украине активизировалась деятельность региональных лидеров. В тихой Пуще-Водице прошел семинар со странной целью - сформировать проект политического соглашения между региональными элитами и Президентом. Чуть позже стало известно о переговорах, которые ведут лидеры областей и крупных городов. (О чем ведут, правда, неизвестно.) И уж совсем недавно СМИ сообщили о выдвижении кандидатом в президенты мэра Черкасс Владимира Олейника, который, кстати, является председателем Ассоциации городов Украины. Все это - примеры весьма симптоматичные, поскольку обнаруживают новую тенденцию в протекании президентской избирательной кампании.
Всем, конечно, ясно, что без поддержки регионов ни один из кандидатов на высший государственный пост победу одержать не сможет. Вопрос только в том, какой именно принцип взаимодействия с ними изберут киевские политики и прежде всего действующий Президент?
В случае с Президентом ответ, на первый взгляд, очевиден: Леонид Кучма постарается опереться на глав областных администраций, которых сам и назначил, а принцип взаимодействия изберет привычный - аппаратно-бюрократический. Между тем, многие аналитики склоняются к мысли, что такое взаимодействие не будет эффективным и совсем не гарантирует Кучме поддержку регионов.
Во-первых, сами главы областных администраций вполне способны повести «двойную игру», проявляя внешнюю лояльность действующей власти и тайно поддерживая конкурентов. Во-вторых, неофициальные региональные элиты могут оказаться значительно сильнее областного бюрократического аппарата, и даже если чиновники будут денно и нощно заботиться о судьбе действующего Президента, элиты провалят его с треском, защищая свои, региональные, интересы. Та же судьба ожидает и других кандидатов, которые попытаются реализовать свои административные возможности в региональной игре.
Прибавьте к этому влияние городских органов местного самоуправления, исключенных из бюрократической вертикали, и станет ясно, что без политического (по-настоящему политического!) взаимодействия с регионами ни один кандидат не обойдется. А политическое взаимодействие, если таковое все-таки будет реализовано в рамках избирательной кампании, предполагает достижение баланса интересов - общегосударственных и региональных. Таким образом, оно предполагает и само наличие регионального интереса, явления совершенно нового в политической жизни Украины.
Может показаться парадоксом, но до недавнего времени в регионах отсутствовали региональные интересы. Существовали лишь потребности (в финансовых средствах, в льготном налогообложении и т. п.) без четкого представления о том, почему эти потребности собственно возникли и зачем их удовлетворять. Региональный же интерес предполагает наличие программы развития, представления о будущем и своей роли в его построении. Он, таким образом, предполагает и определенный тип самоопределения регионального деятеля, который, становясь носителем интереса, неизбежно будет вовлечен в политическое взаимодействие.
В свое время отсутствие региональных интересов, а следовательно, и отсутствие региональных политиков позволило центральной власти установить те отношения между Киевом и областями, которые мы наблюдаем сегодня: жесткое подчинение исполнительных структур центру, бессилие областных советов, игнорирование потребностей муниципальных органов власти. В условиях преобладания интересов общегосударственных само государство укрепилось, и теперь вряд ли можно серьезно говорить о возможности его развала. Но с другой стороны, засилье принципа всеобщей унификации (а именно так власть стремилась спаять страну) не позволило Украине развиваться, используя ресурс регионального разнообразия, самобытности культур и хозяйственных укладов.
Появление крупного регионального бизнеса и повсеместная неудовлетворенность результатами государственной политики вызвали к жизни новые ситуации. Регионы не довольны своей ролью. Накануне новых президентских выборов они все чаще требуют самостоятельности, не всегда, правда, понимая, к чему эта самостоятельность в итоге должна привести. Тем не менее, уже теперь можно констатировать, что всякий, кто попытается спроецировать на будущее установленный ранее стиль отношений государство - регион, к октябрю 1999-го будет сметен с политической сцены.
Итак, киевским политикам необходимо равноправное взаимодействие с региональными элитами. Но как его осуществить в условиях, когда политический диалог затруднен традициями сугубо бюрократических отношений? Вы можете прибыть в любую область, говорить правильные слова, но когда речь зайдет о каких-либо политических договоренностях, вам скромно заметят, что местный губернатор - лишь послушный винтик в государственной машине и ни о каких договоренностях речи быть не может.
Региональные лидеры пока затрудняются вести активную публичную деятельность. Они опасаются репрессий из Киева и, даже общаясь с представителями действующего Президента, требуют гарантий бюрократической неприкосновенности. Но в политике гарантий быть не может. В политике есть ресурсы и ситуации. Либо губернаторы станут политиками и смогут использовать ресурс президентских выборов, либо они останутся чиновниками и тогда еще долго будут ждать случая, когда интересы их регионов снова приобретут актуальность в глазах центральной власти.
Выбрав же политический путь, они с неизбежностью придут к объединению, уже хотя бы для того, чтобы сразу после выборов не быть проглоченными центральной властью. Рано или поздно в союз с губернаторами войдут и другие представители региональных элит: мэры городов, председатели советов, главы районов; только так они смогут решить свои многочисленные застарелые проблемы. И очень скоро это объединение, собранное из, казалось бы, несовместимых частей, кардинальным образом изменит весь политический ландшафт Украины.