Одесса, первые послереволюционные годы. К Циперовичу приходят вооруженные матросы.
- Циперович, мы хотим построить коммунизм, но у пролетариата нет денег.
- А я хочу построить сарай. Таки у меня тоже нет денег. Так я не строю!
У нас тоже денег нет. Но мы сеем…
На тебе дулю, купи себе трактор...
На минувшей неделе предпосевная истерия бушевала так, будто сеять и сажать предстоит исключительно золотые. В определенном смысле так оно и есть: по словам министра АПК Бориса Супиханова, произнесенным в стенах Верховной Рады во время очередного Дня правительства 9 марта, объем бюджетных вложений в отечественные поля ожидается на уровне 1,47 млрд. гривен. Интересно, что в 1996 году, во время столь же жарких парламентских дебатов вокруг финансирования посевной, под госконтракт в бюджет закладывалось 135 трлн. тогдашних карбованцев. Принимая во внимание денежную реформу (100 000 крб = 1 грн.), получаем показатель, практически равный сегодняшнему.
Вот вам и первое чудо на поле чудес! Идут годы, меняются цены, в отрасли катастрофически падает объем производства, а объемы весенних бюджетных вливаний остаются неизменными. Непосвященному же остается лишь удивляться столь многозначительным совпадениям и гадать, откуда ноги растут, - то ли вправду магия цифр, то ли старые минсельхозпродовские шпаргалки. И в том, и в другом случае вопрос об экономической обоснованности расчетов выглядит неуместным.
Прочая цифирь из министерского доклада выглядит следующим образом. Сельхозпроизводители засеяли озимыми зерновыми 7,5 млн. га зерновых культур, из которых 85% находятся в удовлетворительном состоянии, то есть не требуют пересева. Семян яровых культур в избытке - 1,533 млн. тонн при потребности в 1,528. С техникой, горючим, удобрениями и средствами защиты растений, как всегда, сложности. Готовность тракторного парка - 60%. Надеяться на новую технику не приходится: из предусмотренных 150 млн. грн., которые должны были поступить в государственный лизинговый фонд, поступило всего около 60 млн., да и то 12 млн. из них уже ушло на погашение задолженности заводам за минувший год. Централизованные поставки солярки и бензина составят 277 и 223 тыс. тонн при потребности в 1,6 и 0,87 млн. тонн соответственно. Имеется 260 тыс. тонн минеральных удобрений, или 75% от необходимого количества. Наличие пестицидов - 80% от необходимого, но и то за счет прошлогодних остатков. Поскольку долг сельхозпроизводителей поставщикам средств защиты растений превысил 200 млн. долларов, новые партии химикатов поступят не скоро.
Кто скажет
«крэкс, фэкс, пэкс»?
Второе чудо ожидается осенью: если верить статистике МинАПК, то урожай-99 составит более 31 млн. тонн зерновых, 20 млн. тонн сахарной свеклы, 2,6 млн. тонн масличных, 18 млн. тонн картофеля и 6 млн. тонн овощей.
Чтобы все это выросло, в минувшую неделю все, кто мог, повторяли заклинания самого разного рода. Представители Кабмина утверждали, что все идет по плану (точнее, по прошлогоднему правительственному постановлению №1953 «Об обеспечении сельхозтоваропроизводителей материально-техническими и финансовыми ресурсами»). Глава аграрного комитета ВР Александр Мороз упрекал правительство в формальном подходе к вопросу и в потворстве бартеру. Вице-премьер по вопросам АПК Михаил Гладий заверял, что «ситуация сложная, но управляемая». Парламентская оппозиция в очередной раз интересовалась, зачем нам такое правительство и такой Президент. Дело кончилось тем, что, наговорившись всласть, депутаты отправили постановление ВР на доработку в профильный комитет.
По горячим следам парламентских дискуссий собрались бизнесмены. 10 марта состоялось совещание предпринимателей АПК по вопросам материально-технического и финансового обеспечения сельского хозяйства Украины в текущем году. Присутствовал довольно широкий спектр официальных лиц: вице-премьер Михаил Гладий, первый заместитель главы президентской администрации Павел Гайдуцкий, заместители министров АПК и финансов. Готовности к решительным действиям по решению вышеупомянутых вопросов не демонстрировал решительно никто. Говорили о наболевшем.
Главная линия дебатов, впрочем, прослеживалась: бюджетные вливания в отрасль дают госструктурам возможность впрямую осуществлять коммерческую деятельность на аграрном рынке. А если учесть, что госструктуры имеют обыкновение, оплатив часть, забирать все, то бюджетные вливания не только не решают проблемы финансирования АПК, но еще больше ее усложняют. Поэтому государство должно либо целиком национализировать отрасль, либо как можно меньше мешать предпринимательским структурам. Но до этого, судя по всему, еще далеко: на вполне резонное замечание президента Украинской зерновой ассоциации Николая Компанца о том, что необходимое количество финансовых ресурсов для кредитования посевной имеют сегодня лишь трейдеры-экспортеры и потому поддержка экспорта - дело государственной важности, Павел Гайдуцкий ответил, что поддержка экспорта возможна-де только за счет бюджета, который и так трещит по швам из-за возврата экспортерам НДС. Такая вот позиция.
Итак, расхождения во взглядах касательно финансирования посевной имеются как между представителями разных ветвей власти, так и между коммерческими и властными структурами в целом. Однако посевная на юге страны уже началась и скоро начнется во всех остальных регионах - как говорится, невзирая. Почему так происходит и как долго это будет происходить - неизвестно. Поле чудес...